Получи документы

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность как элемент экологического воспитания дошкольников»

Ольга Денисова
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность как элемент экологического воспитания дошкольников»

Мастер-класс на тему : «Опытно-экспериментальная деятельность, как элемент экологического воспитания дошкольников»

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта, а также развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Опытно-экспериментальная деятельность как элемент экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

- Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Предварительная работа:

- Подготовка оборудования: стаканы (с водой,краски,кисточки,палочки ватные, сахар, соль, ложки, чеснок, кубики льда, сосуд с горячей водой, стекло, картошка.

Актуальность:

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с водой; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения». В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать. Мы поговорим о воде.

Практическая часть.

Программное содержание:

- Познакомить детей со свойствами воды.

- Закрепить представление детей, о том, где находится в природе вода.

- Познакомить со значимостью воды для всего живого.

- Развивать у детей бережное отношение к воде.

– Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

- Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

– Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

– Слушать воспитателя.

– Внимательно следить за результатом опыта.

– Закончив наблюдение, сделать вывод.

Ход занятия.

Ребята я хочу вам предложить отгадать, что у меня находится на столе. (на столе стоят стаканчики с водой, накрытые салфеткой, для этого отгадайте загадку:

Она и в море, и в реке,

Она и в кране, в ручейке,

И в пруду, и в роднике.

Может дождиком скакать,

С неба землю поливать. (вода)

Мы сегодня поговорим о воде.

А где можно встретить воду?

Вода есть в реке, в озере, в море, в ручейке, идет дождик-это капельки воды, подают снежинки - это замороженные капельки.

Ребята, я предлагают нам поиграть с водой - провести опыты.

Вода-это жидкость. Она течет. Ее можно наливать во что-нибудь, ее можно видеть, трогать. Еще вода имеет много других качеств, которые мы сейчас с вами узнаем.

А теперь приступим.

Опыт №1. «Прятки»

-стаканы (с водой,

- краски,

- кисточки,

- палочки ватные.

Перед вами стоит стаканчик с водой. Я предлагаю вам взять ватную палочку и положите в стаканчик, ее видно? Да. Потому что вода прозрачная, без цвета. А теперь возьмите кисточку, намочите водичкой и опустите в стакан, что произошло с водой? Она изменилась, стала мутной, стала иметь цвет. А давайте еще раз попробуем добавить краску в стаканчик, какой теперь стала водичка? Более окрашенной. А теперь опустим снова ватную палочку в стакан с водичкой ее видно? Ее не видно, так как мы в нашу водичку добавили краску.

Вывод: вода не имеет цвет-прозрачная, предметы хорошо видны, вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавим.

Опыт №2. «Солено-сладко»

- стаканы с водой (теплая, холодная)

- сахар, соль

- ложки

Перед вами стоят два стаканчика с водой, с теплой и холодной. А теперь возьмите 1 стаканчик с чистой водой и попробуйте ее. Какая она на вкус? Безвкусная. А теперь в теплый стаканчик добавьте в ложечку соли и помешайте. Посмотрите быстро соль растворилась? - Да. А теперь попробуйте водичку. Какая она стала? - Соленая, у нее появился вкус. А теперь в стакан с холодной водой насыпьте сахар. Понаблюдайте, как долго сахар растворяется в воде, размешайте и попробуйте. Какая стала вода на вкус? - Сладкая.

Вывод: Вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, то она приобретать вкус того вещества, которое растворили в воде. И еще мы с вами узнали, что в теплой водичке растворяется быстрее, чем в холодной.

Опыт №3. «»

-стакан с водой (теплая)

- чеснок.

- ложки

Перед вами стоят стаканчик с водой, понюхайте ее. Чем она пахнет? - Ничем. А теперь давайте я вам добавлю кое-что в стаканчик (чеснок, вы возьмите ложку, размешайте и понюхайте. Что стала с запахом? Он появился.

Вывод: Вода не имеет запаха, но если в нее добавить какое-либо вещество, то она приобретает запах того вещества, которое растворили в воде.

Ребятки, мы сейчас с вами немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Опыт №4. «Море»

- стаканы (с теплой водой,

- соль,

- ложки,

- картошка.

Перед вами 2 стакана с водой. Один стакан оставим с чистой водой, а во второй стакан насыпим соль и размешаем. Затем опустим в стаканы картошку. В чистой воде картошка будет плавать, а в соленой утонет.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем дома в ванне. В море лодка не тонет.

Опыт №5. «Льдинка»

- кубики льда.

Стук в дверь, воспитатель открывает дверь. Ребятки нам Снежная королева передала кусочки льда, возьмите все по одному кусочку льда в руки, что произошло с нашими ручками? - Они стали мокрые. - А почему они стали мокрые? - Так как лед стал таить. А почему лед стал таить. - Так как в группе тепло и наши руки теплые. Положите лед на салфеточку. Что происходит с салфеткой? - Становится мокрой. Правильно, это нам еще раз показывает, что лед таит и превращается в воду. А когда вода у нас превращается в лед? - Когда на улице холодно, мороз. Правильно. А речки из чего у нас состоят? - Из воды. И когда на улице мороз, наступает зима, то вода во что превращается? -В лед. А когда лед на реке начинает таять?- Когда на улице становится тепло, выходит солнце.

Вывод: Ребят у нас вода бывает не только жидкой, но и твердой-в виде льда.

Опыт №6. «Капельки»

- сосуд с горячей водой,

- стекло.

Ребятки, посмотрите какую водичку я налила в стакан? - Горячую. А почему вы так решили? - Идет пар. А теперь мы с вами прислоним стеклышко к стакану с горячей водой, посмотрите, что на стекле появилось? - Капельки. Правильно, а что такое капельки? - Это тоже водичка. У нас пар превратился тоже воду.

Вывод: Сделаем вывод, у нас вода бывает не только жидкой, не только твердой-в виде льда, а также газообразной - в виде капелек.

Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Помимо того, что мы с вами знали о воде, что Она течет, ее можно наливать во что-нибудь, ее можно видеть, трогать. Еще вода имеет много других свойств, о которых мы сейчас с вами и узнали:

-прозрачность,

-нет запаха,

-без вкуса,

-быстрый растворитель,

- соленая вода тяжелее, обычной.

- вода может принимать жидкие твердое, газообразное состояние.

Вывод:Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего

мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира

«Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными»

В результате организации детского экспериментирования у детей:

- развивается познавательная активность;

- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (в нашем случае-воде) и их свойствах.

- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность как элемент экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 07:19
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД