Получи документы

Мастер-класс на тему: «Секреты учителя-дефектолога, в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения».

Наталья Операй
Мастер-класс на тему: «Секреты учителя-дефектолога, в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения».
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые участники!

Сегодня я проведу с Вами небольшой мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений в индивидуальной работе которые я использую при коррекции звукопроизношения.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания

(Лев Семёнович Выготский)

Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!

Оборудование:

1. Мяч.

2. Индивидуальные зеркала для каждого участника.

Публикация «Мастер-класс на тему: „Секреты учителя-дефектолога, в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения“,» размещена в разделах

3. Одноразовые платочки.

4. Коктельные трубочки, стаканчики с крышкой, воздушные шары, бабочка из бумаги, вертушки.

5. Прищепки, коробочки, массажный мяч с шипами «Ёжик».

Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме (немного теории).

2. Орг. момент. Игра «Мяч по кругу передаём, правила наши мы назовём».

3. Упражнения для артикуляционной гимнастики (презентация «У бабушки с дедушкой»).

4. Пальчиковая гимнастика (с пособием).

5. Гимнастика для глаз (презентация «Дорога добра»).

6. Дыхательные упражнения (с пособием).

7. Динамическая пауза (музыкальная).

8. Упражнение на развитие фонематического слуха «Сел петух на забор».

9. Рефлексия опыта. Итог.

А) что взял полезного (интересного).

Б) чем запомнился мастер-класс.

В) отзыв о проведённом мероприятии.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов среди сотрудников социального обслуживания.

Задачи:

1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей.

2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

1. В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже ребята 3-5лет, имеют нарушения речевого развития.

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

• развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

• последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.

• профилактика речевых нарушений.

А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по коррекции звукопроизношения :

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на таких дефектологических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной.

Практическую часть своего мастер – класса, я хочу начать с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

2. ОРГ. МОМЕНТ – «МЯЧ ПО КРУГУ ПЕРЕДАЁМ ПРАВИЛА НАШИ МЫ НАЗОВЁМ».

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие.

Презентация «У бабушки с дедушкой»

А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!

Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

4. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Прищепки. : Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть с прищепками. В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - Всю одежду постирала, Милой маме помогу, Все прищепки соберу). Пока я произношу слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки, кто больше прикрепил, тот победил. Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно (Кусается сильно котёнок-глупыш, он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш).

2. Массажный мяч. : «Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну».

5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). «ДОРОГОЮ ДОБРА»

6. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным,необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

2. Сдуть бабочку с кончика носа.

3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.

4. Надуем шарик, не раздувая щеки.

5. Вертушка.

7. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (МУЗЫКАЛЬНАЯ). «КЛАССНАЯ ДИСКОТЕКА».

8. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Сел петух на забор»

Услышишь – хлопни

Произношу ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит мою артикуляцию).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

Говорю ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Прошу «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом слежу, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

***

Показываю ребенку картинку и называю предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об игровых приёмах используемых мной при проведении индивидуальных занятий. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. И напоследок, с вашего разрешения, я хотела бы прочитать небольшое стихотворение, посвящённое нашей сегодняшней встрече.

В учреждении социальном собрались сегодня мы,

Я рассказала, хоть и кратко о важности игры,

О том, что игры детям, так интересны и нужны!

Пришли Вы посмотреть, послушать, быть может что-то подчеркнуть.

И я надеюсь, Вам поможет с детьми в работе что-нибудь

Вы опытны, с немалым стажем, Все много знаете, но я

Хочу сказать Вам несомненно, речь – это главное, друзья!

Как хорошо есть интернет, где можно всё найти

И воспитатель, дефектолог всегда бы мог туда зайди.

Ещё для Вас и мастер-класс сегодня провели,

Чтоб может что-то Вы могли себе в копилку занести!

Бесценный опыт всех коллег мы ценим и храним,

И что пришли сегодня к нам мы Вас благодарим!

9. Рефлексия опыта. Итог.

А) что взял полезного (интересного).

Б) чем запомнился мастер-класс.

В)отзыв о проведённом мероприятии.

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Информационно-аналитический отчёт о работе с социальными партнёрами учителя-дефектолога, тифлопедагога (к аттестации) МБДОУ «Детский сад №38» компенсирующего вида не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без установления и поддержки контактов.

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия «Вертикаль» СП ДО №1 «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя логопеда в подготовительной.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-дефектолога Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании,.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта Консультация на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекции звукопроизношения в условиях логопункта» В последнее.

Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Цель: познакомить педагогов с разнообразными.

Мастер-класс «Использование интерактивных игр в в работе учителя-логопеда» Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года 2016". Все началось с того, что мне подарили ноутбук. Я начала его изучать,.

Мастер-класс «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков» План проведения мастер- класса Обобщение педагогического опыта по теме. 2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков. 3. Рефлексия.

Отчёт о работе объединения дошкольников по коррекции звукопроизношения «Говори правильно» Отчёт о работе объединения детей по коррекции звукопроизношения «Говори правильно» дополнительной образовательной деятельности по развитию.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5–7 лет На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общервивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей.

Отчет о работе по коррекции звукопроизношения На конец учебного года в группе 18 детей, из них 6 детей с правильным звукопроизношением, 1 ребенок выпускаются в школу. Результаты работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс на тему: «Секреты учителя-дефектолога, в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения».
Опубликовано: 18 августа 2016 в 16:57
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс на тему: «Секреты учителя-дефектолога, в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения».» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Операй (УИ 760256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД