Марина Шишкина
Конспект мастер-класса «О правах, играя… Приемы формирования правовой культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс "О правах играя"
(Приемы формирования правовой культуры детей дошкольного возраста)
Одно из направлений моего опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников – «Государство и я», где я знакомлю детей с правами человека. Эта тема очень серьезная и сложная для детского понимания. Каждый человек должен знать: что он может делать и чего не может, что он обязан делать и чего не обязан, на что он имеет право и на что не имеет. Чтобы дать детям ясные ответы на эти вопросы, необходимо в игровой форме знакомить их с «Всеобщей декларацией прав человека». При работе с дошкольниками я использую «Всеобщую декларацию прав человека в пересказе для детей».
Публикация «Конспект мастер-класса „О правах, играя… Приемы формирования правовой культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Практическая часть:
- В ходе своего мастер - класса я познакомлю вас с приемами формирования правовой культуры детей дошкольного возраста.
- Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать меня и желающих подняться на сцену. (Дать прием драматизации для подготовки)
Один из приемов – это прием использования сюжетов хорошо известных сказок:
Здесь могут быть различные варианты, например:
• Воспитатель называет статью Декларации и предлагает детям назвать сказки, в которых они встречали нарушение этой статьи Декларации.
• Можно прочитать детям маленький отрывок из сказки
и спросить, какое право нарушено.
• Еще один вариант: Воспитатель перечисляет права, а дети выбирают, какое из них нарушено в той или иной сказке.
Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого человека, войти в его положение. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей:
- Я предлагаю вам картинки, можно фотографии или рисунки. Ваша задача: изобразить с помощью пантомимы данную на картинке ситуацию. А уважаемые зрители постараются отгадать: о каком праве идет речь?
(никто не имеет права обижать другого, жестоко наказывать; никто не может стать рабом другого)
Следующий прием я назвала : «Фильм, фильм, фильм»
- Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.
1. Отрывок из м/ф “Чиполлино”, где Чиполлино вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
2. Отрывок из м/ф “Попугай Кеша”, где Кеша в клетке кричит “Свободу попугаям!”
Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?
Ответ: Право на свободу.
3. Отрывок из фильма «Лягушка – путешественница», где ее несут гуси.
Вопрос: Каким правом воспользовалась лягушка?
Ответ: Правом жить там, где ей хочется.
4. Отрывок из м/ф “Буратино”, где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.
Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)
5. Отрывок из фильма “Сказка о царе Салтане”, где свадьба.
Вопрос: О каком праве идет речь?
Ответ: О праве жениться или выходить замуж, достигнув совершеннолетия.
Еще один прием :
- Вы слушаете 3 хорошо известные вам детские песни и песни героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.
(право на отдых, право на обучение, право на лечение, право на жилище, на равноправие)
Вывод:
- Так различные приемы работы с воспитанниками в различных видах их деятельности помогут реализовать поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников, дать азы правовой культуры маленьким гражданам в понятной и доступной для них форме, и будут способствовать применению полученных знаний в реальной жизни.
- Спасибо коллегам за помощь и поддержку. Желаю всем творческих успехов!