Буркальцева Татьяна
Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Нижнегорский детский сад «Чебурашка» Республики Крым
мастер-класс
по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями
«Все работы хороши!»
Старший воспитатель
Буркальцева Т. О.
Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста
Публикация «Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями» размещена в разделах
с профессиями «Все работы хороши!»
Цель мастер-класса : освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога - воспитателя.
То есть предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры участники мастер- класса смогут познакомиться (освежить в памяти) технологией ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, с названиями профессий и родом деятельности.
Участники: воспитатели Детского сада «Чебурашка».
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Предлагаю определить следующие цели нашей совместной деятельности. Цели занятия:
1. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о разных видах труда, о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
2. Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интереса к деятельности взрослых.
3. Построение модели современного познавательного занятия при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.
Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный макет газеты, посвященный профессиям.
План проведения мастер - класса.
Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:
1. Представление технологии.
2. Проведение имитационной игры.
3. Совместное моделирование.
4. Рефлексия.
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда).
1. Представление технологии
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь.
Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
2. Проведение имитационной игры.
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса, Порой – со странного ответа. Он долго зреет в тайне где-то Когда сомнений нет уж боле – Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
На расположенные, на сцене стульчики приглашаются 9 воспитателей – участников мастер-класса.
- Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
1. Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Проводится упражнение «Знакомство». Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, активизация и включение участников в общий процесс.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они никого из вас не знают. Давайте мы проведём сейчас упражнение «Знакомство» и таким образом познакомимся с ними.
Все участники игры садятся на стулья, поставленные в круг. Каждый по очереди берёт игрушку, называет своё имя и продолжает фразу «Не хочу хвалиться, но я…».
2. - Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия).
- Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди)
- Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.
3. Обращаю внимание детей на карточки с изображением людей различных профессий.
- Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень кратко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках? (Люди труда, люди разных профессий)
- Мы с вами знаем немало профессий, одни зародились еще в давние времена, когда люди жили в пещерах, в лесах. Охотились за дикими животными, готовили еду на костре, шили из шкур животных одежду. Какие это профессии? (охотник, повар, портной).
- Затем люди научились делать посуду из глины, строить для себя более удобные жилища (гончары, строители).
- Чтобы преодолевать расстояния человек придумал транспорт, и появились другие профессии (водитель, механик, конструктор).
- А какие профессии появились в последнее время? (Компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен.).
- Так как же вы думаете, какая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?
(ответы).
- Вы видите картинки, на которых изображены люди разных профессий. Давайте мы попробуем их разделить на несколько групп.
- Есть люди, создающие предметы, которые нам необходимы. Найдите картинки с изображением людей этих профессий. (Гончар, плотник, каменщик, портной, строитель, животновод, овощевод, пастух, хлебороб.).
- А теперь давайте отберем картинки с изображением людей тех профессий, которые обслуживают население, как бы служат людям. (Продавец, врач, учитель, воспитатель, сапожник, часовщик).
- А еще есть профессии людей, которые своей работой доставляют нам удовольствие, помогают нам отдыхать. Какие бы картинки вы отобрали? (Артист, балерина, пианист, певец).
- Посмотрите, какие картинки у нас остались? Как бы вы назвали людей этих профессий? (Военные).
4. - О разных профессиях написано много книг. А мы с вами сегодня будем выпускать газету.
- Я стану главным редактором газеты, а какие профессии выберете Вы? (Журналист, фотокорреспондент, художник, рекламный агент, текстовик, обозреватель и т. д.)
- Найдите карточку с названием той профессии, которую Вы выбрали и прикрепите её к одежде.
- Теперь мы с вами должны придумать, как будет называться наша газета (придумать название газеты)
- Объявлен конкурс в газете «Нижнегорье» на тему: «Самая важная профессия в пгт Нижнегорский». И сегодняшний наш день будет этому посвящен.
- опытные газетчики всегда знают, где можно добыть информацию. А вы знаете? (На улице, на заводе, в банке, в школе, в магазине и т. д.)
- А Вы знаете, как можно получить информацию? (Взять интервью, понаблюдать за работой. Записать видеосюжет на камеру. Сфотографировать людей разных профессий.)
- Что вам поможет в вашей работе? (Фотоаппарат. Блокнот и ручка. Диктофон. Видеокамера.)
- Давайте подумаем, как же происходит процесс создания газеты. Вы помните, что сегодняшний номер посвящен выбору самой важной профессии в нашем поселке.
• Я, как главный редактор, даю задание сотрудникам какую информацию для этого нужно собрать.
• Итак, кто узнаёт новости и пишет о них? (Журналист.)
• А что делает фотокорреспондент? (ответы)
• Текстовик? Рекламный агент? Художник?
- Журналисты, какие вы зададите вопросы, когда будете брать интервью? (Какая профессия в нашем городе самая
важная? Почему вы так думаете? Кем вы хотели стать, почему? И т. д)
- Прекрасно. Журналисты, фотокорреспонденты могут приступать к выполнению задания, а мы с вами, уважаемые коллеги, приступим к оформлению газеты.
Участники игры выклеивают (подписывают) название газеты, символы рубрик. Журналисты возвращаются и рассказывают о мнениях опрошенных. Выбирают из заранее подготовленных статей о разных профессиях те, о которых шла речь в интервью. Фотокорреспондент дает художнику подходящие фотографии, рекламный агент – рекламу. Художник размещает все это на ватмане, все вместе приклеивают.
5. В это время (пока идёт работа над газетой) с гостями проводится игра «Самая-самая» (профессия)
6. Вот и готова наша газета. (Гостям предлагается ознакомиться с газетой).
- Как Вы думаете? Смогли ли мы выполнить условие конкурса – найти самую важную профессию? (Все профессии важны, все профессии нужны)
Я с вами согласна и хочу пометить в газету своё стихотворение: Профессии бываю разные-
Все они очень важные:
Повар, плотник и шофер, Педагог, маляр, монтер. Бизнесмен и адвокат, Журналист и акробат.
Врач, сапожник, часовщик, Певец, фермер, каменщик. Все профессии важны
И для Феодосии нужны!
- Уважаемые гости Вам понравилась наша газета, тогда желающие могут подписаться на неё в любом почтовом отделении города (раздаём абонементы)
3. Совместное Моделирование
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых. Каким образом вы можете использовать данный опыт на своих занятиях.
В течение нескольких минут Вы должны поделиться на 3 команды и разработать собственную модель по ознакомлению дошкольников с профессиями, применяя данный метод.
Я предлагаю Вам 3 профессии, которые находятся в этих конвертах. (Представитель каждой группы выбирает конверт). Профессии : АРХИТЕКТОР, РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ, ДИЗАЙНЕР.
Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего занятия.
С гостями проводится 2-ая часть викторины.
Слушатели демонстрируют фрагменты своих занятий.
4. Рефлексия.
Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.
Итог обыденной работы – Восторг волшебного полета! Все это – дивное явленье – Урок, рожденный вдохновеньем Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!