Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Использование листа Мёбиуса в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Татьяна Андреева
Мастер-класс для педагогов «Использование листа Мёбиуса в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 45 городского округа-город Камышин

Мастер-класс по теме :

«Использование листа Мёбиуса

в работе с детьми старшего дошкольного возраста

с целью развития познавательной активности».

Подготовила:

воспитатель 11 группы

Андреева Татьяна Владимировна

Камышин 2019 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование листа Мёбиуса в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Я рада приветствовать в этом уютном зале Вас - людей, убежденных в том, что дошкольный возраст – это один из важных периодов человеческой жизни.

Этот мастер - класс с Вами проведу я, воспитатель детского сада №45 - Андреева Татьяна Владимировна.

Тема моего выступления звучит следующим образом - «Использование листа Мёбиуса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательной активности».

Я думаю, уважаемые коллеги, Вы согласитесь, что проблема развития познавательной активности дошкольников очень актуальна в наши дни.

Познавательная активность – это интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой, в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений

Развитие познавательной активности дошкольников является одним из основных направлений в процессе становления личности ребенка. Это сложнейший путь, который мы – взрослые, должны открыть ребенку. Он содержит в себе: накапливание информации об окружающем мире, упорядочивание и систематизацию представлений о мире.

Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Цель моего сегодняшнего выступления: показать Вам, насколько интересным и увлекательным для детей, и в то же время простым в организации, может быть работа в данном направлении.

Скажите, пожалуйста, а какие виды деятельности для дошкольника наиболее значимы? (Игра, продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие). Всё верно, поэтому, если мы хотим получить положительные результаты нашей работы, мы должны опираться именно на эти направления.

Выбирая тему для сегодняшнего мастер – класса, я пыталась найти что-то неизъезженное, но простое и увлекательное. Что не требует особой подготовки, но будет полезным для детей, что послужит им ещё одним толчком к исследованию окружающего мира.

И сейчас я представлю вам тему, от которой я оказалась в полном восторге – это листы Мёбиуса.

Всё, как будто, просто и понятно, но результаты поражают воображение.

Немного истории

Лист Мёбиуса - топологический объект, односторонняя простейшая поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Лента Мёбиуса получила своё название в честь немецкого математика Августа Фердинанда Мёбиуса, который занимался изучением науки топологии. Топология (от греч. tоpos — место и логия) — часть геометрии, посвященная изучению феномена непрерывности (выражающегося, например, в понятии предела).

Лист или лента Мёбиуса относится к числу математических неожиданностей.

Любую фигуру тополог имеет право сгибать, скручивать, сжимать и растягивать – делать с ней всё что угодно, И при этом он будет считать, что ничего не произошло, все её свойства остались неизменными. Для него не имеют никакого значения ни расстояния, ни углы, ни площади.

Что же поражает в этом изобретении? А то, что у листа Мёбиуса – всего одна сторона. Мы же привыкли к тому, что у всякой поверхности, с которой мы имеем дело (лист бумаги, велосипедная или волейбольная камера) – две стороны.

Лист Мёбиуса иногда называют прародителем символа бесконечности, т. к. находясь на поверхности ленты Мёбиуса, можно было бы идти по ней вечно.

Данная тема в своей основе имеет научное обоснование. Но мне кажется, что на ознакомительном уровне она может найти своё применение и в дошкольном образовании.

Сейчас мы провёдём с вами исследовательскую работу с листами Мёбиуса и сравним с другими объектами.

Сначала мы изготовим с вами лист Мёбиуса.

Чтобы изготовить лист Мёбиуса, возьмём прямоугольную полоску АВВ*А*, перекрутим её на 180 градусов и склеим противоположные стороны АВ и А*В*, т. е. так, что совместятся точки А и В* и точки А* и В.

Опыт № 1.

Скажите, сколько сторон у этого куска бумаги? Две?

Убедиться в односторонности листа Мёбиуса несложно : начните постепенно окрашивать его в какой-нибудь цвет, начиная с любого места, и по завершении работы вы обнаружите, что весь он полностью окрашен.

Если на внутреннюю сторону простого кольца посадить паука, а на внутреннюю сторону муху и разрешить им ползать как угодно, запретив лишь переползать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи. А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если, конечно, паук бегает быстрее! А можете проследить путешествие человека по листу Мёбиуса на рисунке.

Опыт № 2.

Что получится, если обыкновенное (не перекрученное) бумажное колечко разрезать вдоль его средней линии? Очевидно – два кольца, причем длина окружности каждого будет такой же, как длина окружности первоначально взятого колечка.

Теперь мы проведём ту же самую манипуляцию с листом Мебиуса. Что же мы получили?

Вывод: Вместо двух лент получится одна лента с двумя полуоборотами вдвое длинее.

Опыт № 3.

Если разрезать ленту, отпуская от края приблизительно на треть её ширины;

Вывод: получаются две ленты, одна - короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами.

Опыт № 4.

Разрезаем лист Мебиуса на одну четвертую от края.

Вывод: получается 2 кольца вдвое длиннее первоначальной ленты и вдвое перекрученные, сцепленные между собой.

Опыт № 5.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами посередине по линии, параллельной краю.

Вывод: получили два кольца с двумя перекрутами, сцепленные друг с другом.

Опыт № 6.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами на одну треть от края.

Вывод: получили один лист Мебиуса и два кольца с двумя перекрутами.

Опыт №7.

Возьмем полоску, перегнутую по длине один раз. Перекрутим ее на полный оборот и склеим концы, накладывая «домиком» один конец на другой. !Теперь разрежем двойной слой склеенной ленты по ее средней линии!

Вывод: получатся три кольца, сцепленные попарно.

Опыт №8.

Возьмём два бумажных кольца и склеим их перпендикулярно, затем оба разрежем вдоль пополам.

Вывод: получится квадратная рамка.

Опыт №9.

Возьмём две ленты Мёбиуса, склеим их перпендикулярно, затем оба разрежем вдоль пополам.

Вывод: получится фигура в виде двух сплетённых сердец.

На этом позитивном моменте я предлагаю закончить нашу экспериментальную деятельность.

Могу сказать, что образ мира ребёнка не совпадает с нашим миром - миром взрослых. Мир детства светлый и беззаботный. В нём дети много играют, а в игре они развиваются. Самая же занимательная и развивающая игра – это та, в которой можно творить, и в которой присутствует эффект волшебства, неожиданности, а обыгрывая с воспитанниками данный вид деятельности, вы получим именно этот результат.

Данный вид деятельности можно использовать, как элемент, в процессе конструирования из бумаги, в ФЭМП (при изучении свойств фигур, в экспериментальной деятельности, т. к. носит исследовательский характер. Она способствует развитию мелкой моторики, воображения, мышления. Она предполагает различные варианты применения и этим даёт полёт фантазии как педагогу, таки воспитанникам. И, что немаловажно, эти исследования не ограничиваются предложенными вариантами, а дают ребёнку толчок к размышлению и продолжению исследований.

Лист Мёбиуса очень легко сделать, подержать в руках, разрезать, поэкспериментировать как-нибудь еще. Изучение листа Мёбиуса - хорошее введение к элементам топологии.

Хочу добавить, что удивительные свойства листа Мёбиуса применялись и используются сейчас в технике, физике, оптике. Вдохновлял он на творчество многих писателей и художников.

Во многих странах мира запатентованы на его основе удивительные механизмы.

Лист Мёбиуса в технике и физике

- Для начала надо вспомнить, что на магнитных лентах, закрученных по Мебиусу, объем записываемой информации увеличивается вдвое и проигрывается в два раза дольше. Были созданы особые кассеты, которые дали возможность слушать их с “двух сторон” не меняя местами.

- В технике, например, при шлифовании, широко используются мебиусные ленты. Подобные устройства способны не только шлифовать, но и резать различные материалы, те же граниты и базальты.

- Эта лента отлично работает при обвязке и переноске грузов в портах. Ленты конвейеров для перемещения горячих материалов, если их вывернуть по Мебиусу, будут по очереди «отдыхать» от раскаленных материалов. В итоге охлаждение ленты улучшается, а лента равномерно изнашивается значит, и служить она будет дольше. Это даёт ощутимую экономию.

- Если у ременной передачи ремень сделать в виде листа Мёбиуса, то его поверхность будет изнашиваться вдвое медленнее, чем у обычного кольца.

- А лет восемнадцать назад ленточке нашли совсем другое применение - она стала играть роль пружины, вот только пружины особенной. Как известно взведённая пружина срабатывает в противоположном направлении. Лента Мёбиуса же, поправ все законы, направления срабатывания не меняет, подобно механизмам с двумя устойчивыми положениями. Такая пружина могла бы стать бесценной в заводных игрушках – её нельзя перекрутить, как обычную – своего рода вечный двигатель. Полоса ленточного конвейера выполнялись в виде ленты Мёбиуса, что позволяло ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты равномерно изнашивалась. Также в системах записи на непрерывную пленку применялись ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи).

- Физики утверждают, что все оптические законы основаны на свойствах ленты Мебиуса, в частности отражение в зеркале – это своеобразный перенос во времени, краткосрочный, длящийся сотые доли секунды, ведь мы видим перед собой зеркального своего двойника.

- Силовая конструкция (квадратная, мешалка (большая круглая, винты, испытывающиеся на модели судна (два маленьких круглых)

- Трансформатор

Лист Мёбиуса в природе и в жизни.

- Есть гипотеза, что спираль ДНК сама по себе тоже является фрагментом ленты Мёбиуса и только поэтому генетический код так сложен для расшифровки и восприятия.

- Больше того – такая структура вполне логично объясняет причину наступления биологической смерти – спираль замыкается сама на себя и происходит самоуничтожение.

- Некоторые учёные предполагают, что наша вселенная представляет собой ленту Мёбиуса.

Лист Мёбиуса в искусстве.

- Лист Мёбиуса служил вдохновением для скульптур и для графического искусства. Эшер был одним из художников, кто особенно любил его и посвятил несколько своих литографий этому математическому объекту. Одна из известных показывает муравьев, ползающих по поверхности листа Мёбиуса.

- Лист Мёбиуса также постоянно встречается в научной фантастике, например, в рассказе Темноты. Иногда научно – фантастические рассказы предполагают, что наша вселенная может быть некоторым обобщенным листом Мёбиуса. В рассказе автора А. Дж. Дейча, бостонское метро строит новую линию, маршрут которой становится настолько запутанным, что превращается в ленту Мёбиуса, после чего на этой линии начинают исчезать поезда, появляясь снова только через несколько месяцев.

- Очень интересны памятники, посвящённые ленте Мёбиуса.

- Ювелиры посвятили свои работы ленте Мёбиуса.

- Лист Мёбиуса изображают на различных эмблемах, значках.

- Кроме того именем Мёбиуса назван кратер на обратной стороне Луны.

Итак, в заключении я хочу сказать, что лист Мёбиуса обладает многими интересными свойствами, изучая и экспериментируя с которыми, мы можем разнообразить и активизировать познавательную деятельность наших воспитанников.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование листа Мёбиуса в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 15:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД