Галина Пенькова
Мастер-класс по экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с предметами, которые окружают нас в повседневной жизни.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
3. Создать условия для формирования положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Оборудование.
Публикация «Мастер-класс по экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Одноразовые стаканчики, шарик, соль, перец, тазики, перекись водорода, гуашь, молоко, кисти, листы белой бумаги, жидкость для мытья посуды, бутылочки с узким горлышком, кока – кола, ментос, шерстяной платок, клей ПВА, растительное масло, карандаши, пакеты с молнией, колпачки, накидки,
салфетки.
Ход.
Организационный момент, эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Здравствуйте. Любите ли вы цирк?
Отгадайте загадку.
Улыбнётся в толпу хитро
И тут же без обмана -
Достанет зайца из цилиндра,
Букеты из кармана.
Сейчас мы произнесем волшебные слова и превратимся в фокусников.
Абракадабра! (одеваем накидки и цилиндры под музыку)
- Чтобы быть настоящими фокусниками, надо научиться делать фокусы. Начнем с простого.
1. «Секретное послание!»
Написать или нарисовать что-нибудь молоком, окуная в него кисточку. После высыхания прогладить утюгом или подержать над пламенем - и написанное станет видимым.
Это происходит из-за того, что белок, содержащийся в молоке, пригорает при температуре гораздо меньшей, чем бумага. Поэтому при нагревании бумага остается белой, а молоко уже темнеет.
2.«Золушка»
Вы, наверное, неоднократно просыпали соль или перец?
А теперь представьте ситуацию: просыпались остатки соли и перца на стол и перемешались, магазин закрыт, а суп надо срочно поперчить, причем соль в суп уже положена и больше нельзя солить, иначе суп будет не съедобен. Как быстро отделить перец от соли?
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
3. Опыты с водой.
На кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие фокусы.
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
4. «Волшебные карандаши»
Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину.
Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что полиэтилен, из которого сделан пакет, эластичен. Когда мы протыкаем пакет острым карандашом, образуется совсем маленькая дырочка, диаметром не больше диаметра грифеля, а полиэтилен легко растягивается и плотно облегает карандаш, не давая воде проникнуть через отверстие.
5. «Волшебная зубная пена или много пены из нечего»
Опыт: Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты, а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Что происходит: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.
6. «Вредный гейзер»
Но есть ещё один фокус, который показывает, что вокруг нас есть продукты вредные для употребления в пищу.
Я знаю, что вы очень любите кока – колу и ментос. Сейчас я вам покажу, что происходит в желудке когда, мы пьем кока – колу
Взяли бутылку Кока-Колы, открыли ее и положили под крышку несколько таблеток «Ментос».
Вывод: Взаимодействие колы и ментоса сопровождается бурной реакцией с выделением газа! Углекислый газ разрушает в организме калий и кальций, отчего страдают наши кости и суставы.
7. Но и напоследок самое интересное.
Хендгам — это такая тягуче-твёрдая жвачка, только для рук, типа как многоразовый резиновый пластилин. Хендгам может попробовать сделать любой желающий, применив доступные средства, продающиеся в ближайшей аптеке и хозяйственном магазине.
Для того что бы приготовить хендгам вам понадобится: натрия тетраборат, клей ПВА и краситель (зелёнка, чернила от шариковой ручки, гуашь и т. д.)
Возьмите любую емкость (обрезанная пластиковая бутылка вполне подходит) и вылейте туда клей ПВА, после чего добавьте краситель и тщательно перемешайте, придав клею однородную окраску. Далее вам следует в получившуюся смесь добавить тетраборат натрия.
УЧТИТЕ! : После добавления тетрабората смесь начинает быстро густеть; пропорции вашей смеси вы подбираете сами, так что будьте готовы к самым разнообразным консистенциям хендгама. Когда смесь станет достаточно тягучей, рекомендую поместить её в целлофановый кулёк и начать её перемешивать вручную (мять смесь в кульке) до получения хорошей консистенции (тягучести).
«Жвачка» для рук не только забавная игрушка для вашего младшего брата, но и полезный предмет. Так, ученые, изучая деятельность головного мозга, отметили большое стимулирующее значение функций рук, поскольку в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. И если развивать мелкую моторику рук, можно активизировать и зоны головного мозга, отвечающие за речь. Также хэндгам укрепляет кистевые мышцы рук и пальцев и поднимает настроение.
Теперь нам надо возвращаться назад.
Ну что же, давайте встанем и возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три, четыре, пять - в группу ты вернись опять»
Абракадабра! (снимаем накидки и цилиндры под музыку)
Рефлексия.
«Незаконченное предложение».
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
занятие мне дало для жизни…
мне захотелось…
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!