Елена Самойлова
Мастер-класс «Скворцы на вербе»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
• «Познание» (формирование целостной картины мира, ознакомление с природой)
• «Коммуникация».
• «Социализация».
• «Познание» (продуктивная (изобразительная) деятельность).
Цели: Познакомить детей с признаками ранней весны, с перелетными птицами - скворцами. Учить рисовать коллективные работы небольшими подгруппами, учить договариваться кто какую работу будет выполнять в подгруппе.
Публикация «Мастер-класс „Скворцы на вербе“» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Темочки
З а д а ч и: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах; учить работать коллективно.
Материал: картинки с изображением перелетных птиц, акварель; бумага для акварели А3; восковые мелки; ватные диски; кисти; гуашь.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение (А. Барто «Скворцы прилетели», Куприн «Скворцы»); рассматривание иллюстраций и беседы с детьми; наблюдение за птицами на участке детского сада.
Ход занятия: 1 часть:
Воспитатель: Ребята, встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом (дети выстраиваются у мольберта).
Вопросы детям: Какое сейчас время года? (Весна) Каковы первые приметы весны. Вспомните их.
Дети. Светит солнце, тает снег, становится немного теплее.
Воспитатель: А что происходит с деревьями ранней весной?
Дети: На них набухли почки, из которых потом появятся листочки.
Воспитатель: Посмотрите на изображение вербы. На ее веточках появились лохматые почки (барашки) Почему мы можем сравнить с барашками почки вербы?
Д. Они кудрявые, пушистые, как барашки.
Воспитатель: Какие еще приметы весны вы знаете?
Дети. Прилет птиц.
Воспитатель: Прилет птиц – яркая примета весны. Одной из первых птиц к нам прилетают – грач и скворец. Давайте рассмотрим иллюстрацию с изображением скворца (показывает иллюстрацию). Чем он отличается от других птиц (грача).
Скворец - Небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением. От грача он отличается расцветкой своего оперения. И размером (скворец меньше грача).
Что станут делать скворцы, когда вернутся домой? (Птицы станут вить гнезда, откладывать яйца и выводить птенцов).
Послушайте, как об этих птицах пишет А. Куприн в своем рассказе «Скворцы». Я прочитаю начало рассказа. Приготовьтесь внимательно слушать, а потом скажите, какой путь приходится проделать скворцам.
Воспитатель зачитывает отрывок.
"Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких леса и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля. Березовые почки набухали. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчелы вылетели из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ, с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным и Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Сколько неимоверных усилий должно употребить для такого перелета маленькое существо весом около двадцати – двадцати пяти золотников. Право, нет сердца у стрелков, уничтожающих птицу во время трудного пути, когда, повинуясь могучему зову природы, она стремится в место, где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень".
Далее следует рассказ воспитателя о том, как птицы заботятся о своих птенцах.
2. Игра «Стайка». Теперь вы будете птичками и полетаете стайкой.
Вылетайте птички на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку
Ну-ка, стайка, полетай-ка!
Полетели птички, птички-невелички.
Птички летают, устали не знают. Стоп!
Сели птички на дорожку,
Поклевали птички крошки:
Клю-клю-клю – поклюем,
Потом песенку споем. Вот и все!
Садятся за столы. Дети по картинке описывают скворца. (Крупная, красивая птица с блестящим черным оперением и желтым вкраплением, у скворца прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков.)
Воспитатель: А живут скворцы? Отгадайте загадку.
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)
– Что можно увидеть в скворечнике? (сухую траву, веточки, яйца, скворчат.)
И г р а - и м и т а ц и я «Скворцы кормят скворчат».
П часть. Рисование с элементами аппликации «Скворцы на вербе».
Заканчиваем мы наше наблюдение рисованием перелё тных птиц :скворцов, которые у нас будут сидеть на вербе. Результат нашей работы - коллективная работа "Скворцы на вербе".
Воспитатель делит детей на подгруппы: 1-ые – тонируют лист голубой краской,
2-ые - отрисовывали веточки восковыми карандашами, 3-тьи - приклеивали лохматые вербочки, 4-е – методом «тычка» раскрашивали скворцов! А чтобы перышки у скворца на солнышке как будто переливались, желтым цветом сделали «набрызг». Поэтому наши скворцы получились такими пестрыми.
Самоконтроль и самооценка.