Лучший педагог года

Материал для диагностического обследования сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста

Наталия Терпугова
Материал для диагностического обследования сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста

Нами была использована методика выявления уровня формирования словаря у детей дошкольного возраста Быховской А. М., Казовой Н. А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития», которая наиболее информативно показывает уровень сформированности словаря детей.

1 блок.

Цель: Исследование пассивного словаря.

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями.

Публикация «Материал для диагностического обследования сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Инструкция для ребенка: для детей 6 лет : детали мебели, транспорта, животных, посуды. Предлагаем рассмотреть имеющиеся картинки, просим ребенка разложить картинки так, чтобы они подходили друг другу по общему предназначению. Эти картинки можно подобрать к общей группе и назвать одним словом, каким? К какой большой группе они относятся?

Оценка: максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких жи-вотных.

Инструкция для ребенка:педагог раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет : «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У мед-ведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козленок".

Оценка:10 заданий, максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 3. Понимание слов с противоположным значением.

Инструкция для ребенка: Процедура та же: педагога называет, ребенок показывает на картинках:

входит - выходит открывает - закрывает

подходит - отходит стоит - идет

длинный - короткий широкий - узкий

влетает - вылетает большой - маленький

высокий - низкий

Оценка:18 картинок, максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Для успешного выполнения этого блока заданий некоторым детям требовалось более подробное описание и разъяснение задания, надо было привести конкретный пример, кому-то нужна была подсказка, но в целом с заданием справились все дети.

2 блок.

Цель. Исследование активного словаря.

Задание № 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету.

Инструкция для ребенка: педагог использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью педагога) : «Пишут». «Ножом?». (с продолжающейся интонацией, ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 5. Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка -. , кузнечик -. , змея -. , лошадка -. , собака -. , корова -. , самолет.. Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 6. Подобрать антонимы к следующим словам :

входит —. закрывает —.

встает —. поднимается —.

ползет —. бежит —.

улетает —. ложится —.

плачет —. кладет - ….

Инструкция для ребенка:Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка:всего предъявляют 10 слов,максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

По результатам диагностирования выявили, что некоторые высказывания детей были неверными или неточными, встречались трудности в назывании действий с такими предметами, как топор и молоток. Большинство детей прошли это задание без особых затруднений.

3 блок.

Задание № 7. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).

Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 8. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «. предмет, которым рисуют красками?» «. предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «. предмет, которым вышивают?» «. предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «. предмет, на котором любят качаться де-ти?» «. предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов,максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 9. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам : земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов,максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Анализ итогов заданий данного блока показал, что данные задания дались детям довольно сложно. Наибольшее затруднение с ответом вызвало слово след. Некоторым испытуемым задание объяснялось повторно, задавались наводящие вопросы.

4 блок.

Задание № 10. Состояние атрибутивного словаря.

Инструкция для ребенка:Подобрать определения к словам : туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов,максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря.

Подобрать антонимы к следующим словам : холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 балла, 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

Для выполнения этого блока заданий потребовалось больше времени, чем для предыдущих, поскольку здесь ребенку надо было самостоятельно давать определение заданным словам. Это было самое сложное задание для группы. Помощь требовалась всем детям испытуемой группы. Для объяснения таких слов как, море, небо и трава большинству детей требовались подсказки. Дети использовали не только прилагательные для описания предмета, но и вспомогательные существительные (например, зайчик — серенький, трусливый, живет в лесу, ест морковку; машина — ездит быстро, медленно, водитель за рулем).

Критерии оценки:

Высокий уровень сформированности словаря : 22 - 18 баллов

Средний уровень сформированности словаря : 17 - 11 баллов

Низкий уровень сформированности словаря : 10 - 0 баллов

Публикации по теме:

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы» Под водой в прозрачных блузах Важно плавают медузы. Не спеша, неторопливо, Чтобы выглядеть красиво. Вот какие модницы, Модницы - подводницы.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета» Этот месяц самый яркий, Самый пёстрый, самый жаркий. Липа сладкая цветёт, Первый боровик растёт, Зацветает в поле рожь, Грозы нагоняют.

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с божьей коровкой ко «Дню божьих коровок на МAAM»Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с божьей коровкой ко «Дню божьих коровок на МAAM» Божья коровка, чёрная головка, Полети на небо – дай нам хлеба! Чёрного и белого, только не горелого! Старинная потешка Насекомые – самая.

Методический материал по ознакомлению детей дошкольного возраста со стеклом ко «Дню декорирования бутылок на МAAM»Методический материал по ознакомлению детей дошкольного возраста со стеклом ко «Дню декорирования бутылок на МAAM» Здравствуйте коллеги! 25 июля. День декорирования бутылок на МААМ. Я предлагаю вашему вниманию декорированную бутылку, которую делала.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Работа с родителями детей старшего дошкольного возраста. Материал для папки к 75-летию Победы в ВОВРабота с родителями детей старшего дошкольного возраста. Материал для папки к 75-летию Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Приближается 75-летие победы нашего великого народа в Великой Отечественной войне. Предлагаю Вам ширму для работы с родителями.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Материал для диагностического обследования сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2020 в 09:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД