Получи документы

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Татьяна Рыженкова
Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Одной из методик овладении детьми навыками быстрого вычисления арифметических задач в уме является «Ментальная арифметика». Это достигается на начальной стадии при помощи специальных счет — абакус. Абакус — примитивный инструмент, состоящий из рамы, перекладины, вертикальных спиц и косточек. Данный прибор зародился в Месопотамии, где распространен с 3 тысячелетия до нашей эры, и в Древнем Риме с 5 века до нашей эры. Но более приближенный вид к современному абакусу появился в 17 веке, его чертежи и образец хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки. Но данные счеты подошли больше для обучения детей. Программа изучения в основном рассчитана для детей от 4 до 12 лет, иногда до 16 лет, это связано с тем, что до 12 лет идет самое активное развитие мозга. С помощью обучения на инструменте предполагается развитие мелкой моторики, концентрации внимания, скорости мышления, памяти, логики, а самое главное — гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, где как раз быстрый счет будет показателем результативности применяемой методики. Современное дошкольное образование направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…», то есть глобальной целью такого образования является воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Поколения, способного успешно самоопределяться в условиях быстро меняющегося мира. Способность к успеху зависит от многих факторов, в частности, от уровня развития основных познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, а также гармоничного развития левого и правого полушарий головного мозга. Мозг человека состоит из двух полушарий, где правое отвечает за творческую деятельность, а левое — за логические действия. Правое полушарие включается, когда мы совершаем работу левой рукой, левое — когда правой, таким образом, задействовав обе руки, мы получаем работу обоих полушарий мозга, что ведет к развитию огромного потенциала для становления ребенка. Главной задачей методики «Ментальная арифметика» как раз и служит синхронное взаимодействие обоих полушарий в образовательном процессе. Это осуществляется за счет постоянной работы пальцев рук во время перемещения косточек на абакусе, что обуславливает в свою очередь развитие и мелкой моторики. А также при освоении навыков быстрого счета, при реализации которого не требуется концентрации внимания, параллельно развивается аналитическое мышление, тренируются и совершенствуются умственные процессы, в отличии от современных калькуляторов, которые их расслабляют и замедляют. Задачи такого развития успешно решаются с помощью «Ментальной арифметики», ориентированной на развитие умственных способностей детей дошкольного и начального школьного возраста.

Публикация «Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Ментальная арифметика в современном понимании — это методика, позволяющая развивать оба полушария головного мозга, тем самым улучшая его работоспособность».

Занятия помогают тренировать нейронные связи мозга, развивать качество и скорость мышления. Отличительной особенностью методики является то, что она одинаково доступна для каждого ребенка, и не требует наличия у детей хорошо развитых математических способностей. В основе методики на начальном этапе лежит использование счетов, или так называемого «абакуса», с постепенным переходом на использование при расчетах воображения, действий «в уме» (так называемый ментальный счет). Косточки, выкладываемые детьми на абакусе (или абаке, дают им наглядное представление о числе и его составе, о математических разрядах (единицы десятки, сотни и т. д.) а также о сути производимых детьми арифметических действий — сложении и вычитании. При работе с абаком у детей одновременно включаются различные виды восприятия: визуальное, слуховое, кинестетическое. Таким образом, работа на абаке, благодаря целому комплексу производимых на нём манипуляций, стимулирует мозговую деятельность и, как следствие, повышает умственное развитие ребенка-дошкольника. «Ментальная арифметика» предполагает систему комплексных занятий, на которых используются как различные формы работы (совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность ребёнка, работа по одному, в парах, в подгруппах (командах, так и разнообразные, сменяющие друг друга современные методы обучающего взаимодействия: игровые обучающие и проблемные ситуации, беседы, квест-технологии, математические игры, работа по развитию мелкой моторики, просмотр развивающих мультфильмов и другие. При проведении занятий включена постоянная смена деятельности детей : выполнение логических упражнений и развивающих игр чередуется с разминками, работа в тетрадях и у доски сменяется корригирующей гимнастикой, счет на абакусе — работой с ментальными картами и собственно ментальным счетом. В образовательном процессе также используется логоритмика, активные игры, игры малой подвижности, экспериментирование, выполнение заданий на компьютере, магнитной и маркерной досках, командные соревнования и многое другое. В процессе проведения занятий дети эмоционально вовлекаются в работу, увлечённо выполняют предлагаемые задания и упражнения, образовательный процесс проходит ненавязчиво и легко. На занятиях по ментальной арифметике обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия, развивается умение сотрудничать, договариваться, обсуждать задачу и способы её решения, работать в команде, помогать друг другу, радоваться успеху других детей. и т. п. Занятия направлены на развитие обоих полушарий головного мозга, а значит, одновременное, параллельное развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Они позволяют детям в интересной игровой и соревновательной форме овладеть многими полезными умениями и навыками, достигнуть высокого уровня развития умственных (интеллектуальных) способностей, а также способствуют развитию целеустремленности, познавательной активности, самостоятельности и других качеств, образующих важнейшее интегральное качество успешной личности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Консультация для родителей «Ментальная арифметика»Консультация для родителей «Ментальная арифметика» Ментальная арифметика — это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах-абакус.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 01:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД