Получи документы

Нетрадиционные техники рисования. Развитие мелкой моторики посредством пальчикового рисования

Галина Ворошилова
Нетрадиционные техники рисования. Развитие мелкой моторики посредством пальчикового рисования

Методическая копилка

Ворошилова Галина Анатольевна

г. Калининград

2018 год

И в 2, и в 3, и в 5

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Цветы, деревья, луг и сказки

Всё нарисуют, были бы краски.

И лист бумаги на столе

И мир в семье и на Земле!

Тема: «Нетрадиционные техники рисования, развитие мелкой моторики по средствам пальчикового рисования»

Публикация «Нетрадиционные техники рисования, Развитие мелкой моторики посредством пальчикового рисования» размещена в разделах

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

С самого раннего возраста дети пытаются отражать свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные впечатления.

Движения ладонью и пальчиками по листу вызывают неподдельный интерес!

Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. На первых занятиях они, как правило, используют один – два цвета (в основном красный и зеленый, на последующих палитра становится богаче: в ней появляются синий, желтый, оранжевый цвета.

В «пальчиковой живописи», создаваемой детьми 2-3 лет, нет конкретного смысла: они сродни рисунку воды, облаков, огня, камня, что можно обозначить как эстетику случайного (Е. А. Брюн).

Рисование красками не просто доставляет удовольствие – одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что как известно, очень важно для формирования речи. Помимо этого, в ходе «рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и заинтересованность в его одобрении. В детском саду я веду кружок «Цветные ладошки». Занятия, проводимые в кружке, позволяют развивать у детей интерес к действиям пальчиковыми красками как к предмету в виде изобразительного материала и, что особенно важно, способствовать определению «рисования» от других двигательных игр.

Из опыта своей работы могу сказать, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Они часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинала с одного цвета: давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками : просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например, «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому я старалась вовремя остановить малыша и переключаю его внимание на созданный образ, например, «Что ты нарисовал, «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».

В средней группе учу детей рисовать ладошками. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакнуть ладонь ребенка в краску и поставить ей отпечаток на бумаге. Иногда раскрашивали ладонь в разные цвета кисточкой. Интересные получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки». Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, дракона и многое другое.

Уже в младшей группе мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Мы рисуем: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».

Пробуем технику рисования «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы : «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

Пользуемся техникой «тампонирование». Делаем тампон из поролона. Штемпельная подушечка служила палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака». Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисуем свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на изображение свечой рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Зимние узоры».

В старшей группе мы рисуем техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Я и мой портрет», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».

Например, когда мы рисовали волшебное дерево, я предложила детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть

непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?», дорисовывают недостающие детали.

А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Со старшей группы используем «набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».

Интересно детям работать и в технике «Монотипия пейзажная». На одной половине листа дети рисуют пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.

Развитие интереса к действиям красками проявляется у детей начиная со второго, третьего года жизни: активное экспериментирование с пальчиковыми красками, которое включает в себя две серии: рисование ладонями «Цветные ладошки» и рисование пальчиками «Пальцеграфия». Работа предполагает развитие интереса к пальчиковым краскам и обучение рисованию ими ладонями и пальцами. Такие свободные творческие процессы, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот ручками да в краску.

Почему пальчиковыми красками, а не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы (краски – это тоже предметы) руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия кистью.

Первые три занятия проводятся в форме игр – экспериментов с пальчиковыми красками, цель которых - учить рисовать ладонями. На третьем - пятом занятиях дети выбирают уже знакомые им краски (красная, желтая, синяя, а также зеленую, оранжевую и коричневую и рисуют пальцами на белой бумаге.

Методика работы включает следующее: перед началом занятия на ребенка надеваем фартук, предназначенный именно – и только – для «рисования», и объясняем его назначение; демонстрируем две – три краски (желтую, оранжевую, красную или зеленую) и объясняем («Это краски, и их не едят»); показываем, как достать краску руками из баночки, как небольшое количество выкладываем на лист бумаги («цветная лужица»; обязательно называем цвет краски); предлагаем, потрогать её пальчиками в баночке и на листе бумаги. После детям раздаем листы белой бумаги формата А3, предлагаем пошлепать ладошками по бумаге, «оставить след» на ней.

Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда ребенок овладеет техникой работы с краской, организуем занятия с двумя – тремя детьми (дети могут работать как правой, так и левой рукой). В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые нужно обязательно сопровождать словами одобрения.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги формата А3. после нескольких игр – тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.

Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованней, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования, на мой взгляд, является наиболее эффективным в решении данной задачи. Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками»Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками» Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование. Одним из способов развития мелкой моторики является нетрадиционное рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования. Развитие мелкой моторики посредством пальчикового рисования
Опубликовано: 11 августа 2020 в 01:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД