Папки-передвижки

Методическая разработка «Дети войны»

Мария Хохрякова
Методическая разработка «Дети войны»

Методическая разработка

«Быть патриотом

значит не только с уважением

и любовью относится к своей истории,

а, прежде всего, служить обществу и стране»

Президент Российской Федерации

Путин В. В.

Цель: Познакомить дошкольников с детьми-героями Великой Отечественной войны, формировать у детей чувство патриотизма за свою Родину.

Задачи:

• пробудить интерес дошкольников к детям-героям и событиям Великой Отечественной войны;

• познакомить с героическими историями детей-героев;

• воспитать патриотизм, уважение и признательность к подвигам детей-героев.

Публикация «Методическая разработка „Дети войны“» размещена в разделах

Актуальность

В этом году исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это еще один повод напомнить обществу, и сформировать у подрастающего поколения гражданско-патриотическое воспитание на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.

Война стала страшной историей целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Они перенесли все тяготы и ужасы войны : немецкие концлагеря, проживание на оккупированных территориях, участие в подполье, партизанских отрядах. Это они трудились наравне со взрослыми, в тылу на фабриках и заводах, на полях колхозов и совхозов, принимали участие в мероприятиях помощи Армии.

И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти детям-героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра.

У детей среднего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Этот возраст – самый чувствительный, “сензитивный” период для первоначальных представлений о войне. Дети не станут патриотами в один момент. Им нужно рассказывать, показывать, как любили, берегли и защищали нашу Родину все люди страны. и этим нужно заниматься на протяжении длительного времени,начиная с самого детства. Поэтому патриотическое воспитание, в настоящее время, становится одной из актуальных тем развития.

Беседа с детьми «Великая Отечественная война – что это с использованием ИКТ.

Ребята, сегодня я хочу вам рассказать, что такое война. Мы с вами живем в мирное время, и не чувствуем вся трудности военного времени. Но не все люди на нашей Земле могут сказать также. Во многих местах происходят военные сражения, конфликты, в которых погибают множество людей, разрушают дома и целые города. Но эти войны нельзя сравнить с одной самой страшной войной, которая была между нашим народом и фашистами.

Фашисты – это народ, который говорил о том, что они превосходят над другими людьми. И самыми сильными фашистами были люди из Германии. Они считали себя самыми талантливыми, сильными и умными. Остальных людей они называли «нелюди», потому что считали, что они ничего не умеют и не знают. К их числу они относили и наш народ – русских.

Главным фашистом считался Адольф Гитлер. Он хотел, чтобы все люди подчинялись лишь ему, были его рабами, прислугой. Он хотел уничтожить всю культуру, искусство, науку и образование. И он придумал план нападения на Советский Союз (раньше Советским союзом называли нашу страну Россию).

Ранним летним утром 22 июня 1941 года в 4 утра, когда все люди спали, фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Атака была распределена на большом расстоянии нашей страны, куда попало очень много городов и деревень с мирными жителями. Фашисты пересекали границу и открывали огонь по всем людям, которые им попадались на пути. Так как им дал приказ Гитлер, уничтожить всех, не только воинов, но и обычных людей (стариков, женщин и детей).

Так началась война между Советским Союзом и Германией, ее еще называют Великая Отечественная война. Великая потому, что в ней принимало участие множество людей, и длилась она долгие 4 года. Отечественной ее назвали, так как эта война была направлена на защиту нашей Родины, Отчизны.

Очень много людей отправилось на фронт защищать нашу страну, и многие оттуда не вернулись. Эта война была самой масштабной из всех войн, по потерям людей, городов… В нашей стране, в каждой семье есть человек который внес большой вклад в то, чтобы Советский Союз смог победить врага. Но защищать нашу страну пошли не только мужчины, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. А кто не мог попасть на фронт, усердно трудились дома, в тылу, работая на заводах и фабриках.

Война длилась долгие 4 года. Наша армия не только прогнала врагов с нашей земли, но и освободила народы других стран, которые фашисты успели захватить.

И это произошло! 9 мая 1945 года Советская армия смогла захватить главный город Германии Берлин, где находился Адольф Гитлер, и развеяла флаг над центральным зданием города Рейхстагом. Это означало, что русская армия смогла одержать Победу над фашизмом.

В этот день во всех городах люди вышли на парад Победы. Они все плакали. Но их слезы были от счастья Победы и грусти от потерянных солдат.

Теперь и в наше время 9 мая является государственным праздником, и мы не работаем в этот день, а празднуем эту Великую Победу. Поздравляем ветеранов, и благодарим их, за то, что они нам подарили мирное небо над головой и спокойную жизнь.

Дети, скажите, что же такое Великая Отечественная война? Почему она так называется? Кто был самым главным врагом? Что он хотел сделать, победив всех людей? Кто и как выиграл войну? Какой праздник отмечается в наше время, напоминающий о военных действиях?

Беседа с детьми «Дети войны» с использование ИКТ.

«Ах, война, что же ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге они помаячили

и ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики,

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава

Страшная война покалечила судьбы многих людей, но больше всего досталось детям. Многие остались сиротами, то есть без родителей. У кого-то родители ушли на фронт, у кого-то погибли во время бомбежек, кто-то лишился всех родственников и своего дома, а кто-то даже попал в плен к фашистам. Но дети не упали духом, они до конца стояли за свою Родину, любыми способами пытались помочь своему народу в победе над фашизмом.

В их детские годы, когда они должны были играть в солдатиков, им пришлось встать на ровне со взрослыми и быть разведчиками, искать заминированные поля, строить военную технику. Многие дети совершили героические подвиги, на которые даже не все взрослые были готовы. И эти дети стали настоящими героями.

Самыми знаменитыми ребятами, которые стали символом героизма и преданности стали Валя Котик, Лёня Голиков, Марат Казей и Зина Портнова. Все они воевали в разных местах и совершили героические подвиги, и посмертно удостоены самой высшей награды – звания «Героя Советского Союза». А также был всеми любимый мальчик 6 лет Сергей Алёшкин, который внушал веру и надежду в солдат.

Валя (Валентин) Котик учился в 6 классе, ему было всего 11 лет, когда началась война. И он сразу решил для себя, что будет сражаться с врагами. Сначала он в своем городе подорвал автомобиль боевой гранатой с главой полицаев, который был на стороне фашистов. Потом все-таки, он смог присоединиться к отряду советских солдат и работал связистом, передавал сообщения по телефонной рации в соседние отряды. Но Валя очень хотел идти в схватку против немцев, и добился этого. Он регулярно принимал участие в боях, в ходе которых не раз получал пулю. Но это его не останавливало, и он возвращался на поле боя. Однажды он обнаружил спрятанный телефонный провод, который соединял немецкие отряды между собой, и перерезал его. Это и помогло советской армии освободить город от вражеского захвата. Также он Валя смог подорвать вражеский склад с патронами для оружия, разрушил 6 железнодорожных поездов с немецким снаряжением. Еще один подвиг совершил Валя, когда немецкие отряды пытались захватить его лагерь. Он не растерялся и первым делом убил вражеского командира, который командовал операцией, и только после этого он поднял тревогу. Именно это помогло его отряду отбиться от врага, избежав огромных потерь. К сожалению, в бою за освобождение города, Валя был смертельно ранен от выстрела с немецкой винтовки, и умер от полученных ран.

Лёня Голиков совершил множество боевых подвигов. Участвовал в разгроме трех вражеских гарнизонов, в подрыве более 10 мостов. А однажды он совершил нападение на немецкого генерала, забрал его портфель с секретными материалами и подорвал генеральскую машину. Так же он сопровождал машины с едой в блокадный Ленинград. Но, к сожалению, вражеская пуля настигла Лёню с бою, и маленького защитника не стало.

Марат Казей попал в отряд защитников, когда его мать попала в плен к немцам, за то что лечила раненых бойцов. Марат оказался талантливым разведчиком, он мог раздобыть немецкие документы или прорваться незамеченным через окружение вражеской армии. Но до Победы ему не удалось дожить. Марат выполняя очередное задание, отправился на встречу со связистом, но они попались в окружении немецкой армии. Связист погиб сразу, а Марат сражался до последнего патрона. Уходить было некуда, он был сильно ранен в руку. Марат не хотел попадать в плен к врагам, и обстреливался пока все патроны не закончились. И тогда она достал свое последнее оружие – две гранаты с пояса. Одну он бросил в немцев сразу, а со второй поджидал, когда враги подошли совсем близко, и взорвал себя вместе с ними.

Зина Портнова была разведчицей. Ей дали задание узнать, почему одна из организаций потерпела провал, и должна была наладить с ними связь. Но при возвращении в отряд была арестована врагами. Во время допроса девочка схватила со стола пистолет и застрелила фашистского следователя и еще двух его помощников, попыталась сбежать, но не смогла. Ее сильно мучали, издевались над ней, но она ничего не говорила фашистам. Они хотели знать, кто еще вместе с ней является разведчиками, кто может доносить информацию до Советской Армии. Так, вся измученная, ни сказав ни слова Зина была расстреляна.

Сергей Алешкин был самым младшим из всех известных маленьких солдат, ему было всего 6 лет. Его семью расстреляли фашисты, за то, что они не встали на их сторону. Маленькому Сергею удалось выжить, и попасть в отряд добровольцев. Командир полка его усыновил, и маленький Сережа стал самым юным сыном полка в истории войны. Своим жизнерадостным настроением и любовью к части, вселял в солдат бодрость и уверенность в Победе. В одном из боев, мальчик смог спасти своего нового отца. Он под обстрелом позвал на помощь и принял участие в откапывании заваленного от взрыва бомбы подземное сооружение, где солдаты прятались от пулеметного обстрела. Маленький мальчик был несколько раз ранен и оказывался в опасных для жизни ситуациях. И в итоге командир дал приказ, о том, чтобы Сергей Алешкин поступил в военной училище.

Ребята, как вы думаете, кто такие герои? Как зовут ребят, которые были удостоены самой высшей награды – звания «Герой Советского Союза»? Какие подвиги они совершили? Кто был самый маленький солдат?

Викторина для детей «Дети войны» с использование ИКТ.

Цель: воспитать патриотические чувства детей дошкольного возраста.

Задачи:

• обобщить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне;

• развивать дружеские взаимоотношения в процессе викторины;

• воспитать чувство благодарности, гордости за детей-героев, погибших в Великой Отечественной войне;

• закреплять умение внимательно слушать вопросы, отвечать не выкрикивая.

Предварительная работа: рассмотрение репродукций картин на тему ВОВ, чтение и просмотр художественной литературы, слушание стихов и песен о войне, беседы по теме, просмотр видеопрезентаций.

Ход:

Воспитатель: Дорогие ребята, мы многое узнали с вами о страшной войне, которая была в нашей стране. Сегодня к нам пришел стойкий оловянный солдатик, он приготовил для вас много заданий. Он хочет узнать такие же вы смелые, умные и сообразительные ребята, как знаменитые дети войны. Вы готовы узнать?

Дети соглашаются.

На экране появляется первый слайд с вопросом. За каждый правильный ответ ребенку дается звезда. В конце викторины, дети считают звезды. У кого больше всего звезд, получает настоящую медаль и пилотку из бумаги. Всем остальным бумажную пилотку.

1. Как называлась самая страшная война, в которой победил наш народ? (Великая Отечественная война)

2. В какое время года началась война? (лето)

3. Сколько лет продолжалась война? (4 года)

4. Как называлась наша страна во время войны? (Советский Союз)

5. Кто напал на нашу страну? (фашисты, Германия)

6. Как звали главного фашиста? (Адольф Гитлер)

7. Кто на ровне со взрослыми пытался защитить нашу Родину? (дети)

8. Четверо детей-героев были удостоены звания Героя Советского Союза. Кто они? (Валя Котик, Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова)

9. Как звали самого младшего из всех известных маленьких солдат? (Сергей Алёшкин)

10. Этот мальчик увидел, как немецкие войска пытались захватить его лагерь. Он не растерялся и первым делом убил их командира. И только потом он поднял тревогу. Кто это? (Валя Котик)

11. Кто из детей-героев убил немецкого генерала, забрал его портфель и подорвал машину? (Лёня Голиков)

12. Кто из ребят до последней пули сражался с фашистами, а потом подорвал себя гранатой? (Марат Казей)

13. Эта девочка-разведчица, которая попала в плен, но не сказала ни слова врагам о нашей армии. Кто она? (Зина Портнова)

14. Когда Советская Армия смогла захватить главный город Германии Берлин? (9 мая)

15. Как отмечают 9 мая в наше время? (вляется государственным праздником, люди в этот день не работают, а поздравляют ветеранов)

16. Что мы должны сделать, если встретим ветерана? (поздравить его с праздником, поблагодарить за победа)

17. Как называется наша страна в настоящее время? (Россия)

Чтение художественной литературы о детях войны.

Шинель

— Почему ты шинель бережешь? – Я у папы спросила. — Почему не порвешь, не сожжешь? – Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,

Приглядись-ка по- лучше,

На спине вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

— Потому я ее берегу, —

Отвечает мне папа, —

Потому не порву, не сожгу, —

Отвечает мне папа. —

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели!

Автор: Е. Благинина

***

Война. Жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как струна, напряжена,

В опасности столица.

Автор: Н. Добронравов

***

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час, Стальною став стеною, Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Автор: А. Безыменский

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города.

Мир нужен на земле всегда!

Автор: Н. Найденова

Салют

Скорей, скорей одеться!

Скорей позвать ребят!

В честь праздника большого Орудия палят.

Вокруг все было тихо,

И вдруг — салют! Салют! Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью,

Над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой!

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат: «Ур-ра!»

Любуются

На праздничный

Салют!

Автор: О. Высотская

Мирная считалка

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

Автор: М. Карем

День Победы

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога Вслед им Бабушки глядят.

Автор: Т. Белозеров

Навек запомни! (отрывок)

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты —

Рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел

И Родину сберег.

Автор: М. Исаковский

Памятник славы

На поляне, от лагеря близко,

Где багульник все лето цветет,

На дорогу глядят с обелиска

Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства

Сохранился на лицах солдат,

Но уже никуда им не деться

От военной суровости дат.

«Вот в таком же зеленом июне, —

Нам сказал пожилой старшина, —

Забрала их, веселых и юных,

И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,

Шли солдаты на штурм высоты.».

Нестареющим нашим вожатым

Мы к ногам положили цветы.

Автор: В. Фетисов

***

Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата Ты в праздники и будни приходи. Он защитил тебя на поле боя, Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя — Великой Армии простой солдат.

Автор: М. Исаковский

Мир

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

Автор: В. Берестов

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дети, не знающие войны»Фотоотчет «Дети, не знающие войны» Цель: Воспитание патриотических чувств: любви к Родине, гордости за народ, отдавший свою жизнь за мир на земле. Дети, появившиеся на свет.

Лэпбук «Дети войны»Лэпбук «Дети войны» Лэпбук- сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другу прочную картонную основу, на которой наклеены.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Весёлые фигуры»Методическая разработка «Весёлые фигуры» Появление персонажей на занятиях помогает мне привлечь внимание детей. Они с большим интересом выполняют просьбы персонажей, приходя им.

Презентация «Мы помним. Дети войны» Презентация "Мы помним. Дети войны" Дети войны Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Дети войны»
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 10:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД