МААМ-картинки

Методическая разработка для логопедической группы «Петербургская азбука»

Светлана Плотникова
Методическая разработка для логопедической группы «Петербургская азбука»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель методики :

- развитие речевой функциональной системы детей 5-7 лет, посещающих речевую группу, через ознакомление с родным городом.

Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Развитие фонетической стороны речи детей.

2. Развитие фонематической стороны речи.

3. Развитие лексики.

4. Развитие грамматической стороны речи.

5. Развитие синтаксической системы языка.

Данная методика построена с учетом :

- общих и индивидуальных особенностей детей, посещающих речевую группу массового дошкольного учреждения;

Публикация «Методическая разработка для логопедической группы „Петербургская азбука“» размещена в разделах

- на базе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте;

- в тесной связи с фронтальными и подгрупповыми занятиями логопеда;

- создание устойчивых акустико-артикуляционных дифференцировок и фонематических представлений о каждом звуке родного языка.

Методика предполагает решение следующих задач:

1. Образовательная:

- формирование, закрепление, уточнение знаний о родном городе;

- закрепление знаний о звуке, букве, обозначении звука на письме;

- формирование умения составлять предложения и рассказы о родном городе;

- уточнение знаний о достопримечательностях родного города, умение использовать в связной речи глагольную и атрибутиковую лексику;

- отработка навыков словообразования и словоизменения;

- определения последовательности, количества и местонахождения звуков в слове на базе речевого материала;

2. Коррекционная:

- развитие наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-действенного мышления;

- развитие операций мышления таких как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие внимания (концентрация, распределение);

- развитие механизмов памяти;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие речи.

3. Воспитательная:

- воспитание самостоятельности, активности, умение слушать воспитателя и ответы своих товарищей;

- формирование интереса и любви к Стране, родному городу, району;

- воспитание чувства товарищества и формирование умения заниматься в группе.

Методика предполагает последовательное использование серий специальных упражнений.

Упражнения целесообразно проводить индивидуально или небольшими группами во вторую половину дня, как закрепление материала, данного на фронтальном занятии логопеда.

А

В Адмиралтействе рождался наш флот

Русской державы надежный оплот

Был юнгою город, матросом он стал,

Теперь он властитель морей – Адмирал.

Угадайка

Т А Р И Х Т Е Р К О

(архитектор)

Словарь:

Адрес, Аврора, арка, Адмиралтейство, Александровская колонна, Александрийский театр, аллея, аэропорт, архитектор, автобус.

О

Охта, Охта, Охточка,

Плывет по речке лодочка,

На волнах качается,

Чайкам улыбается.

Угадайка

К Е О Р Л Ь В И К

(Оккервиль)

Словарь:

Опера, оплот, ограда, острова, островитяне, отечество, Охта, Оккервиль, Обводный канал.

У

Утка, знай, не только птица. Утка – речка, в ней водица.

Карту дам, кто мне не верит:

Пусть поищет, пусть проверит.

Угадайка

В Е Н У С Р Т И Т Е И

(университет)

Словарь:

Ульянка – железнодорожная станция.

Университетская набережная, Учительская улица; учитель, ученик, удивительный.

М

Мойка, не жалей водицы!

Дай напиться и умыться.

Знаю я и знаешь ты

Бывают разные мосты.

Угадайка

О Т М Р Е (метро)

Словарь: Метро, маяк, музей, море, мост, мостовая, монумент, Мраморный дворец, Медный всадник, Манеж, Меньшиковский дворец, Мариинский театр, Марсово поле.

Э

Эрмитаж – для всех музей

Посети его скорей.

Над Невою он стоит

Много редкостей хранит.

Угадайка

Ж И М А Р Э Т

(эрмитаж)

Словарь: экскаватор, эскалатор, электричка, экспресс, экипаж, эстрада, этаж, экскурсия, экскурсанты, экспонат, экспозиция; Эрмитаж, Эрмитажный театр, Малый Эрмитаж.

К

Кунсткамеру любит народ посещать.

Все редкости люди хотят повидать.

Слова синонимы.

Купол, маковка, крыша, луковица.

Угадайка

Т К Ь Р О П Е С

(крепость)

Словарь: купол, кони, колонна, колокольня, куранты, колоннада, корабль, квартал, канал, крепость; Крылов, Казанский собор, Кунсткамера.

Т

Таврический сад посетить каждый рад,

А особо детвора, скачет с самого утра.

Угадайка

Р Т А С Н О П Т Р

(транспорт)

Словарь: Турист, театр, территория, транспорт, тротуар, труд; Таврический

сад, Трезини, Таврический дворец, Тома де Томон.

П

Петропавловка не спит,

Ангел город наш хранит.

Пушка в полдень возвещает:

День. Двенадцать. Каждый знает.

Словарь: Петр 1, Пушкин, парапет, пилястры, пушка, перрон, площадь, перекресток, Петербург,

Петроград, Петр и Павел – апостолы, петербуржец, петербурженка, порт,

причал, планетарий, Петродворец, пароход, подъемный кран, пешеходный переход.

Пакгаузы – склады, хозяйственные постройки.

Х

Хрустальная улица,

Что за название?

Она существует и стоит

внимания.

Стеклянный когда-то

здесь был городок.

Подробней узнаешь

из книги, дружок.

Чистоговорки:

Ха-ха-ха – очень вкусная уха.

Ху-ху-ху – мои ботинки на меху.

Хи-хи-хи – ой, смешно от чепухи.

Ох-ох-ох – съел сегодня я горох.

Ух-ух-ух – в огороде рос лопух.

Словарь:

Храмы, Хрустальная улица, хрустальные люстры, Храм Вознесения Христова.

Б

Балтийское море.

Сурово оно.

Боролась за море Россия

Давно.

Балтики волны милы

Капитанам

Смелым, отважным и очень

Упрямым.

Угадайка

О Т Е Б И Б И Л А К

(библиотека)

Словарь:

Бастион, башня, банк, бюст, библиотека, больница, барельеф, Биржа, Ботанический сад, Балтийский вокзал, Ботик Петра 1, Ботный дом, Банковский мост, Балтийское море.

Н

Невская волна быстра,

Подгоняет катера.

Много трудится Нева,

Людям всем она нужна.

Словарь:

Набережная, наводнение, Нева, Невский проспект, Никольский собор, Нарвские ворота, Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка.

Г

Загадки:

Грифоны на мосту сидят,

Всех удивляют, всех хранят.

Ответь скорее на вопрос:

Как называют этот мост?

(Банковский)

Охраняет город он,

Называется … (Грифон)

Угадайка

М Г А С Т Н О Р О

(гастроном)

Словарь:

Город, гостиница, гастроном, галантерея, государство, горизонт, град, гранит, Гром-камень, Грифон, канал Грибоедова.

И

Исаакиевский собор

Носит головной убор.

Самый лучший и большой -

Это купол золотой.

Угадайка

С И К У С В Т С О

(искусство)

Словарь: искусство, институт, игла, икона, интерьер, ипподром; Инженерный замок, Иоановские ворота, Исаакиевская площадь.

Д

Дудергофка – это речка.

Вот уж странное словечко.

Повторять умею ловко:

«Дудер-дудер-дудергофка!»

Это странное словечко,

А на самом деле речка.

Угадайка

У Д Е Ф Д Р О Г А К

(Дудергофка)

Словарь: Дорога, достопримечательности, дворец, держава; Дом Книги, Дворцовый мост, площадь Декабристов.

Е, Ё

Я на Египетском мосту

Бываю каждый день.

Стою там, словно на посту,

И мне мечтать не лень.

Суровы сфинксы над Невой,

У них секрет есть свой,

Уж много лет его хранят,

Уж много лет они молчат.

Мне сфинксы не дают ответ,

Ведь мне еще шесть лет,

Но я немного подрасту –

Открою их секрет.

Египетский мост задает всем вопрос:

Кто разгадает, что сфинксы знают?

Словарь:

Египетский мост, Екатерина 11, Екатериненский сад, Екатерингофка, Елагин остров, Елагинский дворец, Египетские ворота, Ёни-Саари.

С

Санкт-Петербург – мой город родной,

Гордо стоит над Невою рекой.

Угадайка

О Р С Б О

Чистоговорки

Са-са-са – Нева-реченька краса.

Со-со-со – у машины колесо.

Ос-ос-ос – заработал наш насос.

Су-су-су – я конфету принесу.

Усь-усь-усь – на собор я заберусь.

Словарь:

Сфинкс, салют, спуск, сквер, столица, стадион, самолет, светофор, стрелка, собор, сенат, север, статуя, скульптор, скульптура; Смольный собор, монастырь; Смольный институт.

В

Васильевский остров – самый большой,

Давай по нему погуляем с тобой.

Заглянем на «Стрелку»,

На Биржу зайдем,

В Кунсткамеру, в Зоо. Музей забредем,

По линиям – улицам будем гулять,

Про город любимый стихи сочинять.

Угадайка

Под Питером камни нашел и из них он Казанский воздвиг.

Это был В _ _ _ _ _ _ _ _.

Словарь: Вагон, вокзал, вечер, выставка, волны, витраж, Васильевский остров, Храм Вознесения Христова, Витебский вокзал, Варшавский вокзал, Воронихин.

Ф

Финский залив, до чего ж ты красив!

Видел прилив твой и видел отлив.

Загадки:

Медный всадник на коне,

его сделал … (Фальконе)

Самсон был храбрый великан,

Из пасти льва достал … (Фонтан)

Словарь: Флюгер, фонарь, флаг, фабрика, фирма, флот, фасад, фундамент, фронтон, флагшток, флигель, филармония, фейерверк, фонтан; Финский залив, Фонтанка, Фальконе, Фонарный переулок, Финляндский вокзал.

Ю

Юсуповский дворец один,

Юсуповский дворец второй,

Один над Мойкою рекой,

А на Фонтанке есть другой.

Юг – сторона света.

Словарь:

Юбилейный – дворец спорта,

Южный фасад – в Зимнем дворце,

Юсуповский дворец.

Я

Я по городу гулял

Много нового узнал.

Дома посидел, подумал,

Эту азбуку придумал.

Пословица:

Язык болтает – рукам мешает.

Словарь: ярус, якорь, язык, Японский павильон (в Гатчине, Яблоневый мост, Ямской рынок.

Ц

Ц. П. К. О., Ц. П. К. О.

Четыре буквы – для чего?

А это просто парк красивый

Там гуляю я счастливый.

Гимнастика для языка: как скачут кони по мостовой?

(Цок-цок-цок).

Церковь – здание, куда люди приходят молиться Богу.

Словарь: царь, царица, церковь, центральный парк культуры и отдыха, цирк.

З

Зоологический музей!

Вы побывайте там скорей.

Узнаете про насекомых,

Про птиц, про рыб и про зверей.

Угадайка

Адмиралтейства

Не видим мы старого.

А видим мы только

работу … З_ _ _ _ _ _ _.

Словарь: Завод, Земля, земляне, здание, зоопарк,

Зоологический музей, Зимний дворец, Зимняя канавка, Заячий остров.

Л

Летний сад в мороз и зной

Приглашает нас с тобой.

Если любишь красоту,

Соверши прогулку ту.

Словарь:

Львы, Лавра, Львиный мостик, Лебяжья канавка, Летний сад, Летний дворец Петра 1, львиная ограда, Литейный мост, Лиговский проспект, Ленинский проспект, Лигово.

Ш

Шмидта лейтенанта мост

Над большой Невою врос.

Шмидт – морской был офицер,

Всем мальчишкам он пример.

Словарь: Шпиль, Шуваловский дворец, Шереметьевский дворец, Мост Лейтенанта Шмидта, Шувалово.

Чистоговорки

Ша-ша-ша – ехал поезд не спеша.

Шо-шо-шо – летом в парке хорошо.

Шу-шу-шу – я печенье откушу.

Ше-ше-ше – как приятно на душе.

Ши-ши-ши – очень рады малыши.

Аш-аш-аш – как люблю я город наш.

Ош-ош-ош – Шереметьевский хорош.

Ж

Ждановка – река у нас.

Ждал там друга целый час.

Чистоговорки

Жу-жу-жу – я вам город покажу.

Жа-жа-жа – подарили мне ужа.

Жи-жи-жи – есть в лесу у нас ежи.

Жо-жо-жо - машина папина «Пежо».

Аж-аж-аж – мы ходили в Эрмитаж.

Же-же-же – живу на первом этаже.

Ож-ож-ож – очень город наш пригож.

Еж-еж-еж – в каждом цирке есть манеж.

Словарь: Живопись, железнодорожные вокзалы, железная дорога, Ждановка.

Ч

Черная речка очень черна.

Рыбки играют в прятки у дна.

Чистоговорки

Ча-Ча-Ча – очень каша горяча.

Чо-чо-чо – ой, болит мое плечо.

Чу-чу-чу – сидеть дома не хочу.

Ач-ач-ач – вкусный у меня калач.

Ич-ич-ич – на полу лежит кирпич.

Яч-яч-яч – у меня красивый мяч.

Словарь: Чудесный, часовня, чертежник, часовщик; Черная речка, Чесменская церковь, улица Чехова, улица Чайковского.

Р

Ростральные колонны видны издалека.

Реку Неву венчают два этих маяка.

Чистоговорки

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у ребят шары.

Ро-ро-ро – у нас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

Ре-ре-ре – стоит домик на горе.

Ри-ри-ри - на деревьях снегири.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Ор-ор-ор – замигал светофор.

Ир-ир-ир – мой папа – командир.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Словарь: Россия, Родина, река, ростры, реставрация, решетка; Русский музей, Павильон Росси, Ростральные колонны, Растрелли, Ринальди.

Тематические словесные дидактические игры: "Продолжи название", "Назови одним словом", "Найди лишнее".

Публикации по теме:

Моя любимая игрушка «Зайчик»Моя любимая игрушка «Зайчик» (рисование простым карандашом) Рисовала Сафиуллина Альбина (6 лет) Дети очень любят свои игрушки. Они для детей являются воображаемыми.

Занятие по формированию правильного произношения звука [Л] по лексической теме «Овощи и фрукты» Цель: 1. Вызывание правильного произношения межзубного [Л] 2. закрепление называния овощей и фруктов 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для логопедической группы «Петербургская азбука»
Опубликовано: 20 января 2015 в 01:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка для логопедической группы «Петербургская азбука»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Плотникова (УИ 294057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД