Получи документы

Конспект занятия для старшей группы «О чем рассказали горы»

Светлана Мандрыкина
Конспект занятия для старшей группы «О чем рассказали горы»

МКОУ «Прогимназия № 5 г. Баксана».

Методическая разработка

совместной образовательной

деятельности педагога с детьми

в старшей группе «Колокольчик».

Тема:

«О чем рассказали горы».

Работу выполнила воспитатель:

Мандрыкина Светлана Петровна.

Баксан 2016. г

Тема: " О чём рассказали горы".

ЦЕЛЬ:

Публикация «Конспект занятия для старшей группы „О чем рассказали горы“» размещена в разделах

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т. д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать со схемами и отмечать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя схему;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог)

7. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :

1. Глобус;

2. Сосуды с водой;

3. Камни на каждого ребенка;

4. Салфетки;

5. Иллюстрации с изображением гор;

6. Загадки о камнях и о глобусе;

7. Схемы исследования камней;

8. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

9. Коробка с камнями для поделки;

10. Герой – «Хозяйка Медной горы».

11. Мультимедийная установка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

собирание коллекции камней;

чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы, «Как человек использует камни»;

прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

Ход ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент: - Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я хозяйка Медной горы. А почему меня так называют? (живу в горах, охраняю и берегу их, я из сказки).

Вос-ль: Мы сегодня будем говорить о горах, потому, что международный день гор отмечают 11 декабря с 2003 года. А с чего начнем наш разговор, вы должны отгадать сами.

Загадка:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус). (слайд №2)

Хозяйка Медной горы :

Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это что горы, синий – это что моря, реки, зеленый - это что леса, поля, желтый – это что пустыни).

Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Хозяйка Медной горы : Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы?

Дети: (Кавказские горы, Эльбрус, Казбек). (Слайд №3,4,5).

Хозяйка Медной горы : Горы поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью. И в то же время они притягивали людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А. С. Пушкина, которое называется «Кавказ» : (Слайд №6).

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Хозяйка медной горы :

Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел?

Дети: (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

Хозяйка Медной горы : Да, ребята, такими увидел горы А. С. Пушкин и рассказал нам о них.

Хозяйка Медной горы : Горы это гигантские складки земной коры, то есть кожи. Они состоят из пластов различных пород. Одни породы твердые, а другие мягкие. Мягкие породы легко поддаются воздействию дождя и ветра. Из –за этого в горах случаются обвалы, образуются ущелья, обрывы. (Слайд 7).

Хозяйка Медной горы : Ребята а вы знаете что такое твердые породы? Это гранит, каменный уголь, алмазы, малахит.

Еще ребята есть мягкие породы. Это такие как мел, гипс. (Слайд 8,9).

А все это можно назвать одним словом – полезные ископаемые.

Хозяйка Медной горы : Как это можно назвать.

Дети: полезным ископаемым.

Хозяйка Медной горы : Какие вы знаете полезные ископаемые.

Дети: мел, гипс, алмазы, малахит, каменный уголь, гранит.

Хозяйка Медной горы : А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий на мультимедийной установке.

Воспитатель комментирует рассматривание.

Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Слайд № 7,8).

Дети: Большие и маленькие, крутые,пологие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).

Хозяйка Медной горы : Ребята, а вы знаете что горы не прощают человеку невнимательность, и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах.

Дети: не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями, внимательно смотреть нет ли обрыва, и можно ли пройти по тропинки. Не разжигать костер и не мусорить.

Хозяйка Медной горы : Молодцы ребята, Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Слайд № 9).

Дети: Бараны,горные козлы, дикие кабаны, дикие медведи, орел, ястреб.

Хозяйка Медной горы : Ребята а вы знаете что дети на Кавказе любят играть в игру которая называется «Пастух и стадо». (Слайд № 10).

(для начало выберем пастуха считалочкой).

Ребенок: Кто пастух, кричит тебе: бе,бе,бе.

На овец наводит страх?

Волк в горах.

Кто прогонит волка вон?

Ну, конечно, это он!

(остальные играющие – овцы). Пастуху завязывают глаза, он стоит недалеко от овчарни и говорит: Овечки, овечки, вот я и пришел!. Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?». Каждый раз пастух называет какое-либо число в пределах десяти. Овцы отсчитывают соответствующее количество шагов и останавливаются. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?» Все овцы отзываются: «Бе,бе,бе». Потом затихают. Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах неподвижно. Когда пастух дотрагивается до кого ни будь рукой, он говорит : «Овечка, овечка, кто ты?». Овца отвечает : «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто ни будь из них отводит пастуха к овчарне. А сам возвращается на свое место. Игра продожается до тех пор, пока не узнает пойманную овечку. После этого он становиться овцой, а овечка – пастухом.

Хозяйка Медной горы : Молодцы ребята, хорошо поиграли. А кто знает что растет в горах. (Слайд № 11).

Дети: мох, кустарники, деревья, цветы.

Хозяйка Медной горы : А у меня для вас есть один сюрприз. Ой, какая красивая коробочка, а вы хотите посмотреть, что там в ней лежит. А открывать нельзя, нужно отгадать загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?» (Слайд № 13).

Дети: Это камень, разные камни.

Хозяйка Медной горы : Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку (Открываем коробку) :

Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот это сюрприз. Сколько много разных камней. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (Слайд № 14).

Дети: в горах.

Хозяйка Медной горы : А для чего нам нужны горы.

Дети: они нас спасают от ветров и ураганов.

Хозяйка Медной горы : конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней. Ребята, а кто ищет камни и исследует их?

Дети: геологи

Хозяйка Медной горы :

Исследовательская работа.

Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. Рассмотрим камни через лупу и узнаем какого он цвета, какой формы, есть запах, вкус, тонет или нет, можно помять или нет, стучит). Идет обследование камней: (показать какие они маленькие или большие, потрогать их, понюхать, кинуть в воду и посмотреть тонет или нет, постучать ими, помять их). Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне? (рассказ по схеме). (Слайд № 15).

Расскажи Джамилия – камни бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, без запаха, без вкуса, тонут в воде, не мнутся, стучат, но все они камни).

Хозяйка Медной горы : Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Слайд № 16).

Дети: Дождь, ветер.

Физминутка:

А мы с вами знаем игру «Гора и камешки». (Слайд № 17).

Дети – камешки стоят все, вместе тесно прижавшись, друг к другу. (Звучит легкая музыка)

Воспитатель: Жила-была большая гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. (Звучит музыка дождя и ветра). Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных, потом другой, третий (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся) .Так ветер и вода победили большую гору.

Хозяйка Медной горы : Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Слайд № 18)

Дети: Павел Бажов.

Хозяйка Медной горы : Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы?

Дети: Сказка и правда.

Хозяйка Медной горы : Правильно, сказ – это и сказка, и быль. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Слайд № 19).

Дети: Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы : Молодцы! А где используют камни?

Дети: для строительства дорог, домов, для изготовления украшений

Хозяйка Медной горы : А теперь отправимся в горское поселение и узнаем, как народы гор строили дома. (Слайд № 20).

Хозяйка Медной горы : дома строили из дикого камня, а над плоской крыше – земля. Крыша могла быть и огородом, и двором для домика, расположенного выше. А вот носить воду в дом из ближайшего источника должны были женщины. Воду обычно носили на голове. Благодаря этому упражнению у горских девушек была очень красивая осанка. (Слайд № 21)

Хозяйка Медной горы : Я предлагаю вам собрать кавказкие костюмы,

Игра «Собери пазл».

Хозяйка Медной горы : Ребята какие вы молодцы. Как красиво и ловко вы собрали, вы меня очень порадовали. За ваши знания я вас хочу отблагодарить.

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные : высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе. Дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Как мы рассказали детям о Великой Отечественной войнеКак мы рассказали детям о Великой Отечественной войне Все дальше от нас уходит эта дата – 9 мая 1945 года, и уже мы, рожденные в середине 80-х, 90-е годы, не до конца проникнуты тем временем,.

Конспект интегрированного занятия «В гостях у хозяйки Медной горы» Задачи: Дать знания о горах, горных породах, о создании гор. Учить детей исследовать различные камни, выявлять их свойства, подводить детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе: «Тайны хозяйки Медной Горы». Цель: расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о неживой природе, о полезных ископаемых. Задачи: 1. Углублять представления.

Конспект НОД по образовательной области — художественное творчество (аппликация) Тема: «В горы с семьей» Цель: научить детей создавать горный пейзаж, используя разную технику в аппликации. Задачи: I. Образовательная: познакомить детей с понятием.

Конспект занятия по математике «Хозяйка Медной горы» Задачи. Образовательные. Закрепить виды счета, считать четными, нечетными, тройками, десятками. Ориентироваться в пространстве и на математических.

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Андомы горы» Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Андомы горы» Цель: 1. Продолжать знакомство детей.

Конспект занятия «Горы Осетии» Горы Осетии. Цель: Формировать у детей 6-7 лет интерес и любовь к родному краю, ответственное и доброе отношение к природе родного края.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «О чем рассказали горы?»Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «О чем рассказали горы?» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила и провела: Афонина Наталия Валентиновна, воспитатель 1квалификационной.

Фотоотчёт «Родители рассказали о своей профессии детям подготовительной группы»Фотоотчёт «Родители рассказали о своей профессии детям подготовительной группы» Уважаемые Коллеги, рада с Вами поделиться нашими наработками по проекту "Найди себя в профессии". Мы ставили следующие цели и задачи для.

Сценарий новогоднего праздника «Малахитовая елочка, или Дед Мороз в гостях у Хозяйки Медной горы» для подготовительной группы Малахитовая Елочка, или Дед Мороз в гостях у Хозяйки Медной горы. Сценарий новогоднего утренника по мотивам сказок П. Божова для Старшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старшей группы «О чем рассказали горы»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 15:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД