Ольга Кривоченко
Методическая разработка «Основные направления коррекционной работы при заикании у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Одним из самых тяжелых нарушений речи является заикание. Это нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами речевого аппарата. Сложность заикания заключается в том. что нарушается коммуникативная функция- затрудняется свободное речевое общение с окружающими.
Публикация «Методическая разработка „Основные направления коррекционной работы при заикании у дошкольников“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
2. При заикании выделяют следующие группы симптомов или признаков заикания : физиологические и психологические. К физиологическим относят- судороги, сопутствующие движения, нарушение общей моторики, нарушение просодики. К психологическим признакам относят фобии, логофобии (страх определенных звуков речи) эмболофразия (вставка маленьких ненужных словечек " ну", " это", изменения стиля речи, сопутствующие движения.
3. В логопедии выделяют следующие виды заикания- невротическое (страдает нервная система- ребёнку сложно засыпать, пугливость. снижение аппетита) и неврозоподобное (поражение центральной нервной системы, инфекции, заболевания матери. тяжелые токсикозы и др)
В преодолении заикания должен использоваться комплексный подход (медикаментозное лечение, психотерапевтическое воздействие, оздоровительные мероприятия, логопедическая работа, психологическая работа)
4. К логопедической работе по коррекции заикания относят : коррекция дыхания (у заикающихся дыхание поверхностное. а должно быть диафрагмальное, применяются 4 типа дыхания- вдоха выдоха, учим ребёнка надувать живот при вдохе) На выдохе поем гласные. потом слоги. слова и предложения. Следующим направлением в коррекции заикания является коррекция голоса (учить говорить не твердо. а мягко, полезно петь).Уделять внимание развитию артикуляционному аппарату- проводить упражнения для органов артикуляции. Далее идет работа по воспитанию плавной ритмической речи. К ней относят- сопряженную речь- ребёнок говорит одновременно с логопедом. Отраженная речь- ребёнок повторяет вслед за логопедом. Шепотная речь. Произнесение заученного текста, стишков с движениями. Например, стих "Наша Таня громко плачет". полезно отстукивать под такт пальцами. Следующим этапом коррекционной работы идет вопросно-ответная речь. Далее- самостоятельная речь- это пересказ рассказа, сказок.
Таким образом, вся логопедическая работа по коррекции заикания проводится не только с логопедом, но и с семьей ребёнка, с воспитателем в форме игры. И самое главное при этом- лаковое отношение к детям.