Ирина Петрова
Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Мы — фантазеры» посредством социо-игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Мы – фантазеры»
Краткая аннотация к методической разработке «Социально-коммуникативное и речевое развитие старших дошкольников посредством социо-игровой технологии»
Публикация «Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе „Мы — фантазеры“ посредством социо-игровой технологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как личности. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим – с взрослыми и сверстниками.
Любое общение и развитие базируется на речи. Речь является показателем умственного развития ребенка. Однако в детском возрасте может происходить так называемый дисбаланс между умственным развитием ребенка и возможностью словесно изложить свои мысли вследствие ограниченности словарного запаса, не умения логически и грамотно выстроить свою речь. Наблюдение и диагностические исследования подтвердили необходимость активизации речевого развития у дошкольников.
Интеграция социально-коммуникативного и речевого развития оптимально осуществляется в процессе реализации социо-игровой технологии, успешно вошедшей в дошкольную педагогику.
Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Социо-игровая технология строится на различных игровых заданиях, которые условно делятся на несколько групп и проводятся последовательно в течение дня. Условно данную технологию можно представить в виде алгоритма, последовательно проводимую в течение дня:
1. Игры- задания для создания рабочего настроения.
2. Игры для приобщения к делу.
3. Игры-разминки.
4. Творческие задания.
5. Игры на воле.
Классификация игр социо-игровой технологии
Игры для рабочего настроя
Игры разминки (разрядки)
Игры социо игрового приобщения к делу Игры творческого самоутверждения
Игры вольные (на воле)
главные задача
игр – пробудить
интерес детей друг к другу, поставить
участников игры в какие-то
зависимости друг от друга, обеспечивающие
общее повышение
мобилизации
внимания и тела Принцип
всеобщей
доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться
Могут использоваться в процессе усвоения
или закрепления
учебного материала;
если дети учатся
что-то различать,
запоминать,
систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе
выполнения
игровых заданий при их выполнении учитывается художественно исполнительский
результат действия
игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения,
т. е. их не всегда можно выполнять в комнате
Подчиняясь данному алгоритму педагоги обогатили детскую игровую и творческую деятельность речевыми играми и упражнениями, формируя, таким образом, единую образовательную ситуацию.
Образовательная ситуация «Мы – фантазеры»
Цель: формирование социально-коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников посредством применения социо-игровой технологии
Задачи:
1. Образовательные :
Расширять представления детей о добрых и плохих поступках, опираясь на рассказ Н. Носова «Фантазеры». Уточнить разницу в представлениях у дошкольников о фантазерах, врунишках, лгунишках.
2. Воспитательные:
Воспитывать желание поступать правильно и признавать свои ошибки в поведении; формировать дружеских отношений, умения работать командой.
3. Коррекционно-развивающие:
Формирование зрительного восприятия; развитие речи, памяти, внимания, сообразительности, любознательности, логического мышления, творческой фантазии, смекалки и коммуникативных возможностей воспитанников.
Предварительная работа: Чтение произведений Н. Носова «Огурцы», В. Драгунского «Друг детства», В. Катаева «Цветик-семицветик», сказок «Лиса и кувшин», Крылатый, мохнатый да масленый» и др.
Проведение бесед о нравственных поступках героев, проведение дидактических игр. Речевое развитие дошкольников.
План проведения мероприятия:
1. Вхождение в образовательную ситуацию. Проведение игр для создания рабочего настроения.
2. Организованная образовательная деятельность. Беседа и игры, направленные на приобщение дошкольников к делу.
3. Игры-разминки
4. Игры творческого самоутверждения.
Прогулка. Игры вольные (на воле).
5. Вторая половина дня Работа творческих мастерских
6. Рефлексия
7. Подведение итогов мероприятия.
Форма проведения мероприятия: комплекс дидактических, подвижных игр и речевых упражнений, объединенных тематической образовательной ситуацией.
Материальное обеспечение мероприятия: волшебная палочка, иллюстрации сказок и рассказов, набор сюжетных картинок, магнитная доска, листы бумаги, карточки с незаконченным рисунком, фломастеры альбомные листы, кисти, краски, карандаши, пластилин, стеки, сердечки, вырезанные из бумаги.
Ожидаемый результат:
- установление партнерских отношений между детьми;
- активное речевое общение;
- совершенствование культуру речи;
- умение оценивать нравственные поступки людей;
- вызвать желание самостоятельно заниматься художественным творчеством.
Ход образовательной ситуации
Данная образовательная ситуация проводится целый день и делиться на 5 частей, каждая часть в соответствии с социо-игровой технологией имеет свое название и направлена на решение определенных задач. Воспитатель обогатил каждую часть речевыми играми и упражнениями.
Часть 1. В утренние часы воспитатель проводит игру «Волшебная палочка» для создания рабочего настроения и вхождение в образовательную ситуацию.
Игра «Волшебная палочка». Цель игры: Вспомнить известные сказки и рассказы и назвать персонажи этих произведений.
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу: «Назвать героев тех произведений, которые я назову».
Затем волшебную палочку передает ребенку, который указывает на картинку и называет сказку, дети помогают назвать героев произведения.
Речевое упражнение «Закончи предложение» Цель: упражнять детей в составлении предложений по смыслу.
Часть 2. Организованная образовательная деятельность.
Воспитатель организует беседу и игры, направленные на приобщение дошкольников к делу.
Воспитатель проводит беседу по следующим вопросам:
Как вы понимаете слово «поступок»?
Какие бывают поступки?
Случалось ли вам совершать хорошие поступки?
А кто не боится рассказать о своем плохом поступке?
Игра «Хорошие и плохие поступки». Цель: находить картинки с изображением хорошего и плохого поступка. Дети прикрепляют на магнитную доску картинки, распределяя их на две группы. Речевое упражнение «Назови по –другому» Цель: подбирать слова с одинаковым значением – синонимы.
Игра «Чего на свете не бывает» Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Воспитатель подводит дошкольников к понятию «фантазия» - нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
Воспитатель: Придумайте синонимы к слову фантазия (неправда, выдумка, небылица, воображение)
Образуйте от слова фантазия другие слова : фантазер, фантазировать, фантастический.
Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.
- Как называют человека, который любит фантазировать?
(фантазёр, выдумщик, сочинитель)
- Чем отличается врун от фантазёра?
- Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.
- Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.
Часть 3. Игры-разминки
«Буква-хоровод» (Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву).
«Строим буквы»(Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор).
Часть 4. Продолжение ООД. Игры творческого самоутверждения
1. Чтение произведения Носова «Фантазеры»
Деление на группы : У кого в имени есть звук «Л» -команда № 1, у кого в имени есть звук «Т» - вторая команда.
2. Творческие задания для групп :
- Придумать рассказ «Как бы я поступил на месте Игоря?» (каждая команда придумывает один рассказ сообща.
- Творческое задание «Дорисуй изображение». Каждому ребенку дается лист бумаги на котором изображена геометрическая фигура, недорисованный предмет, цифра и т. п.
- «Собрать диалог» : воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы, постепенно доводя диалоги до 3-5 .
Часть 5. На прогулке проводятся игры вольные (на воле) :
Подвижная игра «Море волнуется» Цель игры: упражнять в ритмичном движении и замирании по сигналу, изображая предмет или животное.
Подвижная игра «Чья колонна скорее построится?» Цель игры: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.
Подвижная игра «Поменяться местами» Цель игры: развивать, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т. п. Например, «Пусть поменяются местами те, у кого есть бантик на голове». Дети меняются местами и т. д. Игра проводится 3-4 минуты.
Часть 6. Вторая половина дня Работа творческих мастерских
Дошкольники выбирают по желанию работу в мастерских: «Юные художники» или «Юные скульпторы» выполнение работ на тему «Фантазеры»
Цель развивать у детей фантазию и воображение, учится воплощать в рисунке или в скульптуре задуманное, которое представляет детям и описывает его, тем самым развивая монологическую и связную речь.
Рефлексия
Перед каждым ребенком стоит коробочка с бумажными трафаретами сердечек.
Воспитатель: о чем же мы сегодня с вами разговаривали? (о хороших и плохих поступках). Какую книгу мы прочитали? Кто написал этот рассказ?
Кому из героев рассказа вы подарили бы свое символическое сердечко?
У вас есть еще сердечки, кому бы вы еще подарили их? А может быть вам понравился рассказ о своем поступке вашего друга?
Итоги проведения образовательной ситуации :
Дошкольники подготовительной группы познакомились с понятием «Поступок», убедились на примере художественного произведения, что бывают плохие и хорошие поступки. Дети вспомнили хорошие поступки из своей жизни. Воспитатель убедила детей в том, что если ты совершил нехороший поступок, никогда не поздно извиниться за него и исправиться.
А в этом тебе помогут твои друзья, которые поддержат тебе в работе и весело поиграют с тобой!