Ирина Кузнецова
Методическая разработка «Организация логопедической работы с использованием наглядного пособия «Замок звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольном образовании все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. У многих детей, имеющих речевые нарушения, фонематический слух недостаточно сформирован, что может привести к трудностям при определении первого и последнего звука в слове, при различении близких по артикуляции фонем, а в дальнейшем и при обучении чтению и письму.
В связи с этим было разработано учебно-наглядное пособие в виде трехмерного макета замка, на который с помощью магнитов крепятся буквы русского языка. К замку прилагаются фигурки принца и принцессы с магнитами, на которые ребенок также сможет прикрепить буквы.
Публикация «Методическая разработка „Организация логопедической работы с использованием наглядного пособия „Замок звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Цель пособия:
- формировать у детей интерес к звуковой стороне слова, стимулировать их к изучению и запоминанию основных характеристик звуков русского языка. Задачи пособия:
- обучать различению звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков;
- формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое внимание, восприятие, память, зрительный праксис;
- предупреждать развитие фонетической и оптической дисграфии.
Виды работ с использованием макета замка:
Используя макет, можно работать как индивидуально, так и фронтально.
Ребенок может:
- показать, на какой звук началось или закончилось произнесенное логопедом слово, выбрав нужную букву;
- показать из каких звуков состоит слово, последовательно выбрав буквы на замке;
- определить, какими звуками различаются слова в цепочке (например, коза, коса, коса, коса; дочка, дочка, точка, дочка).
- составить слоги с заданными звуками, используя фигурки принца и принцессы.
Примеры фронтальных игр с использованием макета.
1. Дидактическая игра «Найди пару»
Детям раздаются картинки с изображениями на какой-либо парный согласный звук (например, пальма, фонтан, шишки, коза, забор, турист, комета, зебра, гитарист, фен, тигр, бегемот).
Логопед читает двустишия. Ребенок, услышав свое слово, подходит к доске, где расположены парные картинки, и берет подходящую картинку в соответствии с услышанным текстом.
Звуки [п] - [б]
Подарили пальму нам, на ней вырастет банан.
Звуки [в]- [ф]
В фонтане водичка блестела, ворона попить прилетела.
Звуки [ш]- [ж]
Растут на елке шишки, жираф дружил с мартышкой.
Звуки [к]- [г]
Стоит коза, выпучила глаза.
Звуки [з]- [с]
За забором конура, собака лает там с утра.
Звуки [т]- [д]
Турист отдохнуть захотел, под дубом зеленым он сел.
Звуки [з‘] -[с‘]
Зебра гуляла, сено жевала.
Звуки [к’]- [г’]
Начал гитарист игру, песню спел про кенгуру.
Звуки [в’]- [ф’]
Феном волосы сушили, веник в угол положили.
Звуки [т’]- [д’]
Тигр яростно рычит, дикобраз, как еж, фырчит.
Звуки [п’] - [б’]
Булку бегемот жует, а петух зерно клюет.
Дети делятся на две команды: «Звонкие звуки» и «Глухие звуки». Участники команд помещают картинки на башни замка, определяя первый звук в названии картинки
2. Дидактическая игра «Превращения».
Логопед. Договорите последнее слово в двустишиях:
Жил да был один волшебник.
Он – известный весельчак.
Звуки звонкие в глухие
Превращал он просто так.
Во дворе стояла горка,
А теперь лежит там (корка)
Там, где был красивый дом,
Появился котик (Том).
Две деревянные бочки
Превратились в зеленые (почки)
Здесь сидела тетя Зоя,
А сейчас на лавке (соя).
Пришли в дом гости,
Превратил их в (кости).
Солнца жар
Превратил в воздушный (шар).
Была аккуратная дачка,
А стала для мусора (тачка).
Где была от дерева кора
Выросла высокая (гора)
У Катюши выпал зуб,
Превратился сразу в (суп).
Опыт использования данного пособия с сентября 2016 г. демонстрирует, что процесс запоминания и определения основных характеристик звуков русского языка, различения согласных звуков по звонкости/глухости, твердости/мягкости происходит намного легче и быстрее. Макет замка также может быть использован воспитателями на уроках обучения грамоте.
Литература
1. Гриненко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М., 2002.
2. Котова Е. Ехал Грека через реку. Речевые упражнения. ООО «Феникс» г. Ростов-на -Дону, 2013.
3. Фадеева Ю. А. Парные глухие и звонкие согласные звуки //Логопед. 2012.№9 с. 50-52
b][/b]