Получи документы

Методический инструментарий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста

Елена Ивановна Асеева
Методический инструментарий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. В настоящее время проблема повышения эффективности процесса общего развития детей раннего дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования ориентирует педагогов на разностороннее развитие ребенка. В связи с чем, педагог должен быть компетентен в создании социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Публикация «Методический инструментарий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста» размещена в разделах

Данные компетенции предполагают : обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности и инициативы через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, игрушек, а также создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей и др.

Формирование математических представлений у дошкольников раннего возраста предложено многими учеными в области дошкольной педагогики, чьи труды, несомненно актуальны в каждом периоде изучения.

В настоящее время зарубежными и отечественными исследователями ведется активный поиск новых методов, приемов, технологий формирования математических представлений у детей раннего возраста. Современные развивающие технологии описаны М. Г. Борисенко, Т. И. Ерофеевой, О. Е. Жиренко, Е. В. Колесниковой, Л. А. Обуховой, В. П. Новиковой, Л. Н. Павловой, А. А. Столяр и др. Авторы описывают педагогические технологии и подходы, направленные на формирование различных видов математической деятельности, элементарных математических представлений, на развитие когнитивных процессов через критическое и математическое мышление.

Доказано (А. В. Белошистая, А. М. Вербенец, В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич, А. И. Савенков, Г. А. Репина, В. Ф. Петрова и др) первоначальные математические знания ребенок приобретает в раннем возрасте. Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что существуют количественные отношения и пространственные формы, существуют отношения между объектами, которые положены в качестве аксиомы в основание математических действий. Ребенок еще не осознает это, однако математика дает ребенку возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в жизни.

Актуальным является и то, что цель педагога, работающего с детьми раннего возраста - познакомить детей с простейшими законами математики, дать им элементарные математические представления, сформировать картину мира и показать, что мир упорядочен и потому постижим. Такое понимание приходит со временем и закрепляется в сознании ребенка.

В формировании элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста выделяются две группы видов деятельности. К первой группе относятся счет визуальный («найди три кубика», «Где стоят два гнома?» и др., измерение («Покажи кто больше», «Какая дорожка длиннее?» и др.) простейшие вычисления («Игра с пальчиками», «Было два зайчика, один убежал. Сколько осталось?» и др.).

Ко второй группе относятся специально сконструированные в дидактических играх доматематические виды деятельности : игра с сортером «Геометрические фигуры», сравнение предметов путем наложения или приложения, игра на интерактивном полу «Стань туда, где самый большой шар», уравнивание и комплектование и др.

Дидактические игры, связанные с формированием математических представлений, позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о величине, количестве, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Даже самые простые дидактические игры вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

А. Ф. Белошистая математическое развитие дошкольников понимает как качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Автор также считает, что математическое развитие – это значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка [].

Таким образом, формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс подачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями дошкольного образования.

Цель методической разработки – разработать методический инструментарий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста.

Задачи:

1. Разработать комплект 10 - ти занятий.

2. Апробировать и реализовать в группе детей раннего возраста.

3. Провести сравнительный анализ эффективности реализации методической разработки.

Предполагаемый результат : Основу гипотезы исследования составляет положение о том, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста будет более эффективное, если:

- процесс формирования элементарных математических представлений будет проходить в цифровом образовательном пространстве;

- формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста будет рассматриваться как процесс, направленный на интеллектуальное (научное) развитие ребенка;

- если будут использованы инновационные методы и приемы, привлекательные для малышей.

При разработке материалов применялась система методов : теоретического анализа; метод анализа, обобщения педагогического опыта; метод логического структурирования, составление методической разработки.

Методологическую основу составляют :

-теория поэтапного формирования умственных действий (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Обухова Л. А.);

- деятельностный подход;

- технологический подход;

Используемые педагогические технологии: игры; непосредственная образовательная деятельность.

Методы обучения : наглядные; словесные; практические.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Занятие 1.

«Знакомство с цифрами»

Цель – дать представление о существовании цифр как знак, обозначающий число.

Оборудование: используются электронные образовательные ресурсы; фигуры цифр пластиковые.

Ход занятия. Детям демонстрируется считалка, где каждая цифра сопровождается количеством предметов или объектов. Дети показывают на пальчиках, повторяя за видео клипом.

Затем демонстрируются модели цифр и к каждой цифре прикладываются предметы, соответствующие числу. Можно использовать антистресс-цифры. Дети с удовольствием наживают на цифры и выступы в них. Можно усложнить задачу, добавив изучение и повторение цветовой гаммы.

Заключение. Проводится игра «Сколько нас», «Какая цифра?» и др.

Занятие 2.

«Геометрические фигуры»

Цель – дать представление об объемных геометрических фигурах.

Оборудование: используются электронные образовательные ресурсы; сортер.

Ход занятия. Детям предлагается сортеры различной величины и сложности, содержащие геометрические фигуры.

К этой группе относятся игрушки, игра в которые, с одной стороны, предполагает сортировку, а, с другой стороны, догадаться, что предметы нужно определенным образом сортировать. Ребенок сам не сможет играть, будет нужна подсказка воспитателя. Воспитатель показывает и объясняет, как называется каждая фигура: квадрат, овал, круг, треугольник, прямоугольник. Для раннего возраста изучение этих фигур достаточно.

Заключение. Закрепление материала с просмотром видео «машина – сортер» https://www.youtube.com/watch?v=Cvcdsu5kxpc

Занятие 3

«Интегрированное занятие на усиление концентрации слухового внимания и формирование элементарных представлений о количестве»

Цель –тренировка слухового внимания методом математического счета.

Оборудование: наглядные пособия – картины из сказок с использованием интерактивной доски.

Ход занятия. Воспитатель читает четверостишья, на интерактивной доске показаны сюжеты из этих стихов. Дети должны прослушать, правильно ответить на вопрос или показать ответ на пальцах, палочках, кеглях и др.

Используемый материал :

1. На крайчике,

На сарайчике

Две вороны сидят,

Обе врозь глядят:

Из-за дохлого жука

Перессорились!

Вопрос: сколько глаз у двух ворон? Сколько у одной вороны?

Ответ: 4 глаза; 2 глаза.

2. Стала курица считать

Маленьких цыпляток:

Желтых два справа

И желтых два слева.

Вопрос: сколько лапок у каждого цыпленка? Сколько всего цыплят?

Ответ: 2 лапки, 2 цыпленка.

3. Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда.

Вопрос: сколько у них клювов? Сколько у них глаз?

Ответ: 2 клюва, 4 глаза.

Заключение. Подводятся итоги. Все ли дети были внимательны? Насколько хорошо они воспринимали материал? С какого раза смогли ответить правильно? Закрепляем развивающим видео «Развивайка» https://www.youtube.com/watch?v=89n8UpiBE_g

Занятие 4.

«Развитие математических представлений с использованием наглядно-образного мышления»

Цель – развитие математических представлений с использованием наглядно-образного мышления

Оборудование: альбомный лист, заготовка задания, карандаш.

Ход занятия. Детям предлагается выполнить работу на заготовленном альбомном листе. Штриховка - один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики. В данном случае, детям нужно найти все геометрические фигуры и назвать их.

Заключение. Для раннего возраста – это сложное задание, но есть дети трех лет, которые с этим заданием справляются. Они правильно называют геометрические фигуры и способны к образному мышлению.

Занятие 5.

«Исключи лишнее»

Цель – развитие логического мышления и математических представлений.

Оборудование: заготовка задания. Картинки.

Ход занятия. Индивидуальная работа. Ребенку предлагается назвать предметы, обобщить и назвать, что не подходит к остальным предметам. Методика развивает способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. В процессе занятия участвуют все когнитивные процессы.

Пример задания 1.

Пример задания 2.

№.1. Абстрагирование. Обобщение и исключение лишнего.

Заключение. В заключение детям можно показать развивающее видео «Учим цвета и цифры» https://www.youtube.com/watch?v=Qc_bor8hnCQ

Занятие 6.

«Математическая логика»

Цель – развитие логического мышления

Оборудование: альбомный лист, заготовка задания, карандаш.

Ход занятия. Детям предлагается выполнить работу на заготовленном листе. Работа проводится индивидуально. С детьми средней группы может проводиться в группе.

Детям предлагается заполнить таблицу, дорисовать недостающие рисунки. Подбираются простые рисунки, чтобы дети трех лет могли изобразить их.

Пример задания.

Заключение. Ребенок должен разложить предметы так, чтобы ни в строчках, ни в столбцах таблицы предметы не повторялись. Если ребенок быстро и с удовольствием рисует, можно предложить ему рисовать предметы в таблице. Когда ребенок научится легко справляться с данным заданием, предложите ему по такому же принципу заполнить таблицу 4х4.

Занятие 6.

«Изучаем часы»

Цель – формирование представлений о часах и времени.

Оборудование: макет игрушечных часов.

Ход занятия. Рассматривание часов. Все часы имеют циферблат.

Что такое циферблат?

Круг, где циферки стоят

А по кругу, а по кругу,

Ходят стрелки друг за другом.

Цифры на циферблате обозначают часы. На циферблате их 12.

Кроме цифр на циферблате есть стрелки - большая и маленькая.

Маленькая стрелка показывает часы, пока она переходит с одной цифры на другую, большая, показывая минуты, успевает пробежать весь круг – так проходит час. Когда большая останавливается на цифре 12, маленькая показывает который час. Маленькие метки на циферблате обозначают минуты. Между двумя соседними цифрами их пять, а всего в одном часе их шестьдесят. Если большая стрелка обежала весь круг, прошёл час, а если только половину круга, значит прошло половина часа или 30 минут.

Заключение. За одно занятие дети не запомнят и не усвоят часы и циферблат. Однако, ознакомление необходимо проводить с раннего возраста. У ребенка со временем сформируется представление о часах и временах суток. Закрепляем просмотром развивающего видео «Фиксики учат время» https://www.youtube.com/watch?v=Mm1fO6x0UNM

Занятие 7.

«Интегрированное занятие «математика и времена суток»

Цель – формирование представлений временах суток, обучение счету.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход занятия. Смотрим развивающий мультфильм «Совёнок Финик. Время суток для детей». https://www.youtube.com/watch?v=DWPfS2KvEnw

Загадки для детей.

1) Если мы просыпаемся и собираемся идти в детский сад, значит это время суток?

2) Если солнышко светит ярко и находится высоко на небе, то это время суток?

3) Мы поспали, поиграли, поужинали и собираемся уходить из детского сада домой, то это время суток?

4) Детки спят, зверята спят, птички спят, на улице темно и светит луна – это время суток?

Давайте посмотрим на картинки и скажем, какое это время суток.

Примерные картинки.

Заключение. Запоминается цифра 4. Четыре времени суток.

Занятие 8.

«Интерактивный пол. Подвижная игра»

Цель – формирование представлений о количестве и обучение счету.

Оборудование: интерактивный пол.

Ход занятия. Занятия проводятся в комнате с интерактивным полом.

Примерные интерактивные задания.

Интерактивный пол развивает познавательную активность ребенка, способствует освоению культурного опыта и стимулирует самостоятельность в деятельности, адекватной детскому возрасту. Для детей раннего возраста используются упрощенные задания, проводятся при слабом затемнении. Интерактивный пол развивает память и внимание, мышление, что важно для формирования математических представлений у дошкольников раннего возраста. Развивает зрительное восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Занятия с интерактивным полом способствуют здоровьесбережению детей, интегрируются в базовую образовательную программу.

Заключение. Игры на интерактивном полу формируют начальные знания о количестве, длине, ширине, высоте.

Занятие 9.

«Изучение математических величин»

Цель – формирование представлений о математических величинах.

Оборудование: математическое оборудование, компьютер, интерактивная доска.

Ход занятия. Знакомство с математическими величинами происходит в следующем порядке: выясняются и уточняются имеющиеся у детей представления о данной величине (обращение к опыту ребенка); сравниваются однородные величины (визуально, с помощью ощущений, наложением, путем использования различных мерок); формирование измерительных умений и навыков на самом простом уровне.

Примеры заданий.

Аналогично подбираются игрушки: широкий – узкий; короткий – длинный и т. д.

Игра с кубиками «Архитектор». Вместе с воспитателем дети строят два дома. На один дом отложили больше кубиков, а на другой меньше. Таким образом можно экспериментировать и строить по высоте и сравнить, по ширине. Закрепляем просмотром развивающего видео. «Сравнения. Большой и маленький, одинаковый и разный». https://www.youtube.com/watch?v=E6XRDK3LQ08

Заключение. Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений. Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширение представлений о свойствах предметов, научить дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других.

Занятие 10.

«Количество»

Цель – формирование представлений о количестве предметов и объектов. Различать понятия «один», много», «мало».

Оборудование: математическое оборудование, компьютер, интерактивная доска, игрушки, картинки.

Ход занятия. Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышами погрузите в маленькую машинку 1 кубик, а в большую машинку 3 кубика. Покажите ребенку, что в одной мало – 1 кубик, а в другой — много – 3 кубика. Скажите: «Давай отвезём кубики Маше и она построит дом!» Отвезите кубики Маше. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут один - мало!». Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!».

Для наглядности предлагаются картинки для сравнения. Теперь посмотрим на картинке, много и мало. Один и много. Поровну.

В заключение просмотр развивающего видео «Один много» https://www.youtube.com/watch?v=x6qAsZp2xRU

Заключение. Формирование представлений о количестве и сравнении позволяет развивать логику мышления. В данном случае источником познания становится чувственный и интеллектуальный опыт.

Список литературы

1. Багунц, А. П. Шаг в математику : пособие для педагогов и родителей / А. П. Багунц, М. И. Мирошник. – Ростов н/ Д : Легион, 2013. – 80 с.

2. Белошистая А. В. Формирование математических способностей : пути и формы. // Ж. Ребенок в детском саду. - 2001. - № 1. - С. 5-13. Продолжение - 2001. - № 2. - С. 14.

3. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста : теория и технологии : учеб. пособие / М. А. Габова. – 2-е изд., стер. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 535 с. – Электрон. копия аннотации, содержания и список литературы доступны на сайте изд-ва «Директ-Медиа». URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575244

4. Елжова, Н. В. скорая помощь для воспитателей : конспекты занятий и других

5. мероприятий в ДОУ по образовательным областям / Н. В. Елжова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2013. – 245 [1] с.

6. Ерофеева, Т. И. Дневник математических достижений : пособие по обследованию и развитию математических представлений у дошкольников / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006. – 63 с. : ил.

7. Колесникова, Е. В. Математика для детей 3-4 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать» / Е. В. Колесникова. – 2-е изд., дополн. и перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 48 с.

8. Лобан Т. И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста / Т. И. Лобан. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2017. – 84 с. – Электрон. копия доступна на сайте электрон. архива б-ки МГУ имени А. А. Кулешова УрФУ. URL : https://libr.msu.by/bitstream/123456789/5281/1/4290m.pdf

Электронный ресурс (рекомендуемый к использованию)

https://www.youtube.com/watch?v=Cvcdsu5kxpc

https://www.youtube.com/watch?v=89n8UpiBE_g

https://www.youtube.com/watch?v=Qc_bor8hnCQ

https://www.youtube.com/watch?v=Mm1fO6x0UNM

https://www.youtube.com/watch?v=DWPfS2KvEnw

https://www.youtube.com/watch?v=E6XRDK3LQ08

https://www.youtube.com/watch?v=x6qAsZp2xRU

Публикации по теме:

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представленийМноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представлений Вот такой ежик из фетра не только развивает мелкую моторику у воспитанников, но с его помощью можно освоить элементарные математические.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представленийРазвивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представлений Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними.

Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возрастаФормирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста ФЭМП- Это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому уже с самого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический инструментарий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 22:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический инструментарий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Асеева (УИ 208272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД