Валентина Речка
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что помогает птицам пережить зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный конспект методической разработки по познавательно-исследовательской деятельности по теме : «Что помогает птицам пережить зиму?»
Воспитатель: Речка Валентина Владимировна.
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Что помогает птицам пережить зиму“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
обучающие – закрепить у детей представления о жизни зимующих птиц в холодный период года, о значении перьев в жизни птицы, побуждать детей к выполнению элементарных опытов;
развивающие – продолжать формировать у детей навыки экспериментирования (наблюдательность, умение анализировать и обобщать, формируя выводы, подбирать условные обозначения, развивать навык выступления перед группой;
воспитательные – продолжать воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, побуждать детей помочь птицам пережить холодную зиму.
Планируемые результаты: дети подготовительной группы обладают знаниями о том, что помогает птицам перезимовывать в родных краях, дети имеют представление о строении перьев птиц, их способности создавать условия сохранения тепла для птичьего организма, продолжают развивать навык фиксирования результатов наблюдений в журнал экспериментирования, придумывая подходящие по смыслу условные обозначения. Также дети укрепляют навык выступления перед группой с целью донесения важной информации.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, музыкальные колонки, видеоролики (птицы в городской среде в холодное время года, смазывание крыльев жировой прослойкой, ныряние кряквы в воду, серия картинок «Птицы зимой», картинка «Строение птичьего пера», столы для экспериментирования (4 шт. по два на каждую группу, лупы (максимально возможное количество, подсолнечное масло в чашках, кисточки, пипетки, пластиковые стаканы с водой, 4 пластиковых разноса, влажные салфетки, бумажные перья по количеству детей, альбомы наблюдений, простые карандаши, магнитно-маркерная доска, маркеры разных цветовых оттенков, лупы, весы (можно электронные, втулки, злаки в контейнерах, одноразовые тарелки, маргарин.
Методы и приё мы: беседа, рассказ воспитателя, индивидуальное выступление ребёнка, экспериментирование, чтение художественного произведения, демонстрация видеоматериалов, работа в группах.
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная.
Форма организации детской деятельности : групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: беседа о перелётных и зимующих птицах, просмотр видеоролика о жизни пернатых в лесу и черте города, изобразительная деятельность «Птичья столовая», создание птичьих кормушек из бросового материала, работа во время прогулок в видовой точке экологической тропы «Птичья столовая».
Примерный ход образовательной деятельности.
Мотивационно – побудительный этап.
Воспитатель: Ребята, когда утром вы шли в детский сад, обратили внимание на уличную погоду? (Ответы детей) Кто скажет, сколько сегодня градусов? Давайте отметим показатели температуры в нашем календаре? (Дети делают пометки в календаре погоды).
- Знаете, что я заметила, что на улице в сильные морозы не видно птиц. Как вы думаете, где они могут быть и что делать? (Ответы детей)
- Верно, такой сильный мороз не щадит птиц. Люди придумали множество способов сохранить тепло. Кто мне подскажет, какие это способы?
Ответы детей фиксируются сами детьми, дающими ответ, на магнитно – маркерной доске с помощью маркеров. При возникновении сложностей, педагог может помочь ребёнку, но только в том случае, если другие дети не обратятся с подсказками.
Воспитатель: Всё, что мы сейчас нарисовали, помогает людям пережить зиму, а кому-то и вовсе жить там, где царит холод. Как называются такие места на нашей планете? (Ответы детей)
Воспитатель с детьми перемещаются в зону просмотра видеофрагментов.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть возможность посмотреть фрагмент из жизни птиц зимой.
На видеофрагменте изображены снегири, синицы, воробьи, вороны, голуби в городской черте в зимний период года.
Основной этап.
Воспитатель: Послушайте загадку:
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось.
Воспитатель: верно, это перо. Что такое перья? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему птицы распускают перья на морозе? (Воспитатель показывает на экране проектора фотографии птиц в морозы. Следуют ответы детей)
- Правильно, взъерошенные перья принимают у птиц форму шара, создаётся воздушная подушка, которая поддерживает температуру тела птицы до 38-43,5 *С. Таким образом, тепло не покидает птицу. Это похоже на то, когда вы надеваете пуховик.
Воспитатель с детьми перемещается к столам для экспериментирования:
- Перья – удивительная часть тела птицы. Что нам нужно, чтобы рассмотреть их поближе? (Дети достают лупы).
- Потрогайте перья, какие они наощупь? (Ответы детей)
- Из чего они состоят? (Дети под лупами рассматривают перья и приходят к выводу, что они состоят из определённых связок – бороздок и крючков).
- Эти бороздки и крючки очень необычные (На экране появляется увеличенное изображение строения птичьего пера). Они выполняют роль своеобразных крючков – молний, по типу тех, что находятся на ваших куртках. Если крючок расстегнулся, птица застегивает его обратно, чтобы не ушло тепло (Воспитатель показывает фрагмент того, как это происходит у птиц). Давайте с вами зафиксируем в дневнике наблюдений то, что мы узнали? (Желающий ребёнок рисует фиксирующие элементы под своим номером – 1. Наличие перьев у птиц; 2. Строение птичьего пера).
- Как вы думаете, перья лёгкие или тяжёлые? (Дети дают свой ответ). А как мы можем доказать, что они лёгкие? (Дети дуют на перо, взвешивают на весах и сравнивают с другими более тяжёлыми предметами).
-А что было, если бы перья у птиц стали очень тяжёлыми? (Ответы детей)
- Да, всё верно, птицам было бы очень тяжело летать и плавать. Посмотрите, перед вами лежат бумажные перья, давайте их намажем маслом (Дети выполняют действия). А теперь намажьте перо маслом, возьмите пипетку и капните водой на перо. Что происходит? (Дети приходят к выводу, что масло позволяет перу не намокнуть). Зафиксируйте наблюдение в дневнике, как настоящие ученые (воспитатель проговаривает совместно с детьми все придуманные условные обозначения, акцентирует внимание детей на их порядковом расположении: птица – клюв – перо – вода).
-У птиц есть специальные жировые железы, с помощью клюва они обрабатывают перья жиром. Этот жир позволяет птицам не намокать. А какую птицу вы знаете, которая плавает, но не намокает? (Ответы детей)
На экране проектора показан короткий видеоролик о том, как утка кряква чистит перья и ныряет в воду.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько много нового мы узнали.
Но есть ещё несколько способов пережить зиму птицам. О них нам расскажут Милана и Саша (девочки проводят краткое выступление с информацией о том, что:1) у птиц особое кровообращение в лапах, которое позволяет контролировать теплоотдачу; 2)оперение птиц с тёмным окрасом позволяет активнее притягивать лучи солнца; 3) в холодные ночи птицы впадают в состояние прострации, замедляя обмен веществ, что позволяет экономить энергию; 4) зимой птицы предпочитают питательный корм: ищут зёрна, орехи и спящих в коре деревьев насекомых; а некоторые птицы делают на зиму запасы (синицы, черноголовая гаичка, сойки, кедровки).
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Теперь, когда мы всё это знаем, мы можем с вами вернуться к магнитной доске и отметить то, что узнали про птиц. Кто попробует это сделать? (ребёнок по желанию, но с помощью остальных детей, фиксирует полученные знания в виде условных обозначений: наличие перьев у птиц, взъерошенность перьев, похожесть на шарик, их особое строение, питание птиц, температура тела, жировая смазка перьев, теплоотдача в лапах). Давайте теперь сравним, что помогает человеку сохранить тепло (внешние атрибуты, созданные руками человека, а что помогает птицам (особенности строения организма? (Ответы детей)
- Скажите, ребята, как мы с вами можем помочь птицам пережить морозы? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям сделать мини-кормушки для птиц из втулок, зёрен и маргарина, который любят синички. Материалы для кормушек на вечер подготавливают сами дети в свободное время.