МААМ-картинки

Методическая работа в ДОО

Гульсина
Методическая работа в ДОО

Методическая разработка по проблемам дошкольного образования

Разработала : Бикмухаметова Г. Ш.

Студентка 4 курса

Специальности Дошкольное образование 44.02.01

Содержание:

Введение 3

§1. Понятие методической работы в ДОО 5

§2. Принципы, цели, задачи и подходы организации 9

методической работы 9

§3. Функции и содержание методической работы. 13

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Публикация «Методическая работа в ДОО» размещена в разделах

Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе МДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

§1. Понятие методической работы в ДОО

Проблема методической работы не является новой в науке и практике. Однако этот факт не снижает актуальности проблемы содержания и организации системы методической работы в современной образовательной ситуации, требующей перехода дошкольных образовательных учреждений на более высокую ступень развития. Современные социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя ДОУ, к уровню его профессиональной компетентности.

Компетентность включает в себя теоретическую подготовленность педагога к предстоящей деятельности и непосредственно продуктивную деятельность. В связи с этим положением обеспечить готовность педагогов ДОУ организации практической деятельности в новых условиях представляется возможным через организацию их обучения в системе методической работы. А это в свою очередь требует пересмотра и обновления, как содержания методической работы, так и форм её организации.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Это система обучения педагогического персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе деятельности, что, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Методическая работа является важным звеном в целостной системе повышения квалификации кадров, включающей внешние и внутренние её формы (обучение на курсах повышения квалификации, стажировки в ВУЗах, участие в научно-методической и исследовательской работе).

Цель создания модели инновационной методической работы – сформировать конструкцию, воплощающую, с одной стороны, абстрагированную структуру методической работы, с другой – зафиксировать модель проектируемой деятельности, проследить на этой модели обновление методической работы.

Модель построения инновационной методической работы является предпосылкой процесса обновления системы методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении.

Данная модель включает в себя основания обновления методической работы в ДОУ : содержание регионально - муниципальной политики в области обновления методической работы, приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей. Для реализации выделенных в представленной модели условий необходимо осуществление функциональных обязанностей (функций) субъектов инновационной методической работы : руководителей и её непосредственных исполнителей (педагогов).

Следуя современным требованиям необходимо основываться на модель педагога, работающего в условиях эксперимента, которая представляет собой системное целостное образование личностных качеств педагога и его профессиональных умений и способствует повышению эффективности процесса взаимодействия педагогов, а, следовательно, и повышению качества образовательного процесса, перехода его на степень, отвечающую современным требованиям.

§2. Принципы, цели, задачи и подходы организации

методической работы

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Изменения системы ценностей и приоритетов, неизбежно влечет за собой изменение требований к квалификации педагогических работников. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, поощрения их творческих поисков. Такие условия в детских садах для педагогов предоставляет методическая служба, которая дает возможность получить необходимую практическую помощь на рабочем месте, поэтому находится в постоянном поиске новых форм и путей. Методическая работа в детском саду начинается с педагога, воспитателя, а организует и возглавляет ее старший воспитатель (методист).

Роль старшего воспитателя в методической работе по повышению качества образовательного процесса во взаимодействии всех участников образовательно-воспитательного процесса; в выполнении взаимосвязанных блоков управленческих функций: информационно-аналитическая (педагогический анализ) и контрольно-диагностическая, планирования и организация, регулятивно-коррекционная.

При этом сама модель управления рассматривается нами как целостная система. Нарушение одного из частей управления ведет к более низкому качеству воспитательно-образовательного процесса. Информационно-аналитический блок – это глубокий и всесторонний анализ педагогической деятельности в ДОУ. Где сопоставляются, сравниваются, оцениваются результаты; определяются условия, обеспечивающие успех; выявляются причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий; дается объективная оценка качеству педагогического процесса; определятся уровень воспитательно-образова- тельной работы.

На основе информационно-аналитических данных по итогам года намечаются цели, задачи педагогической работы на следующий учебный год, планируется и организуется методическая работа ДОУ. Задача старшего воспитателя состоит в том, чтобы привлечь педагогов ДОУ к реализации информационно-аналитической функции через анализ своей профессиональной деятельности, выходя на самоанализ и самоконтроль.

Одно из направлений методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ – работа по самообразованию, это путь к достижению серьезных результатов, самореализации в профессии. Сложность работы методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов в том, что педагогический коллектив не однороден по образованию, и по опыту педагогической деятельности.

Старший воспитатель подбирает методику проведения диагностики и готовит инструментарий, а воспитатели проводят диагностику усвоения детьми образовательной программы. Педагоги планируют свою дальнейшую педагогическую деятельность с детьми на основе диагностики, и тщательного анализа того, что удалось в работе, а что нет. Все данные диагностики по выполнению образовательной программы скапливаются в методическом кабинете, где старший воспитатель анализирует и обрабатывает данные диагностики.

План мобилизирует работу всего педагогического коллектива. В нем определена система методической работы с педагогами. И чтобы выполнить план существует функция организации, которая предполагает большую и всестороннюю работу с воспитателями по повышению их профессионального мастерства, созданию оптимальных условий для развития детей [1, с. 34]. В детском саду составляется годовой план, планируется воспитательно- образовательная работа с детьми, отдельно планируется работа узких специалистов.

План должен быть конкретным характеризующийся педагогической целесообразностью, продуманностью мероприятий. Каждый раздел плана должен содержать перечень дел, реализация которых направлена на улучшение работы детского сада с учетом его особенностей. Все их можно разделить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы – педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, тематические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школа передового опыта и т. п; индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество и т. п. В рамках различных форм применяются разнообразные методы и приемы работы с педагогами – это клуб знатоков, вечер вопросов и ответов; консультации в форме моделирования рабочего дня воспитателя, точка зрения, мозговой штурм, решение кроссвордов, служба доверия, детская гостиная, КВН и др.

Таким образом, эффективность такой системы методической службы в детском саду подтверждают следующие результаты: – создание стабильного и эффективно работающего коллектива; – переход педагогов на более высокий уровень профессионализма; – повышение квалификационных категорий при аттестации педагогов; – участие в мероприятиях городского значения профессионального мастерства; – приобщение педагогов в инновационную, поисково-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность; – повышение эффективности педагогического процесса и качества обучения; – освоение новых образовательных технологий. Предложенный нами материал не является догмой, каждый старший воспитатель различных видов ДОУ, может его дополнить, изменить, усовершенствовать.

§3. Функции и содержание методической работы.

Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое;

Мотивационно – целевое;

Планово-прогностическое;

Организационно – исполнительское;

Контрольно – диагностическое;

Регулятивно – коррекционное.

Направления методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и мастерство педагогов, тем самым обогащают содержание педагогического процесса.

Информационно- аналитическое направление.

Для того чтобы решать различные педагогические проблемы и творчески организовать методическую работу, необходимо владеть информацией о состоянии работы ДОУ, новых направлениях в педагогике и психологии дошкольного воспитания и образования, о новых программах и технологиях, а также об уровне профессиональной компетенции педагогов. В ДОУ создан банк данных о педагогах, их образовательном уровне, стаже и т. д.

Важное направление работы с педагогическими кадрами – организация повышения их квалификации. В ДОУ составляется перспективный план на следующий учебный год, в котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации – определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.

Для повышения самообразования и уровня профессиональной компетенции педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста создана и постоянно пополняется библиотека специальной психолого – педагогической литературы.

Знакомство с интересной и новой информацией проходит также через Интернет. Изучение новой литературы проводится в форме педагогических чтений, информационных консультаций, устных журналов, на которых в течение учебного года выступает каждый педагог, знакомя коллег с интересными статьями.

В ДОУ существует не только банк данных педагогов, но и банк сведений о семьях воспитанников детского сада – социальный паспорт семьи. Организуя работу с родителями, педагогу необходимы знания о том, где и с кем ребёнок проживает, несёт ответственность за его воспитание и обучение. Такой банк включает в себя следующие сведения:

имя,

отчество родителей,

возраст,

национальность,

социальный статус,

место работы,

условия проживания и т. д.

Дошкольное учреждение должно взаимодействовать с организациями:

детская библиотека,

городская центральная библиотека,

физкультурный диспансер,

краеведческий музей,

школа искусств.

В начале учебного года совместно с администрацией этих учреждений подписываются договора о взаимодействии.

Мотивационно-целевое направление.

Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса нашего коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.

В начале учебного года совместно с заведующей ДОУ, Творческим советом педагогов определяются цели и задачи работы педколлектива, формы и методы учебно – воспитательной работы в детском саду.

На педсовете утверждается проект плана работы педколлектива на следующий учебный год, утверждаются проекты направлений педагогической деятельности узких специалистов, сетка занятий, которая разрабатывается в соответствии с законом РФ «Об образовании» и приказом Министерства Образования России от 22.08.96 г. № 448.

Планово-прогностическое направление.

Для повышения эффективности деятельности учреждения в целом необходимо определить скоординированную систему задач и мероприятий по их решению на предстоящий год.

Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровьесберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Организационно – исполнительское направление.

Формы методической работы взаимосвязаны друг с другом и позволяют повышать теоретический уровень и педагогическое мастерство сотрудников, и тем самым обогащают содержание педагогического процесса и обеспечивают выполнение годового плана работы детского сада.

Методическая работа в ДОУ должна строиться с учётом затруднений педагогов в работе через разнообразные формы с использованием новых достижений педагогической науки и практики. Должны проводиться не только традиционные методические мероприятия (педагогические советы, консультации, семинары, но и различные педагогические ринги, КВН, коллективные просмотры занятий и др.

Коррекционное направление.

Модель коррекционно-развивающей работы ДОУ представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Диагностические карты включают в себя изучение уровня развития различных видов деятельности:

познавательной,

коммуникативной,

эмоциональной,

игровой деятельности,

социально-бытовых навыков.

Таким образом, важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами. Работа с детьми требует от педагогов большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важна доброжелательность, тактичность, требовательность на основе уважения среди всех участников педагогического процесса. Всё это, наряду с организацией методической работы по вышеописанным направлениям, способствует росту педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетенции, и, как итог, повышению эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Наиболее качественной является экспериментальная работа, в которой принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения и обязанности участников эксперимента распределяются согласно направлениям инновационной деятельности:

Контроль за выполнением программы эксперимента и координация деятельности всех его участников.

Обеспечение научно-исследовательской и методической работы.

Кадровое обеспечение эксперимента.

Материально-техническое обеспечение эксперимента.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Работа с социальными организациями.

Работа с документами (ведение отчетности, предоставление информации и отчетов о своей деятельности следующим образом.

Эффективность экспериментальной работы обеспечивается должным уровнем самоконтроля педагогов. Наряду с картой профессиональной деятельности педагога необходимо использовать карту участия педагога в экспериментальной работе, в которой регулярно делаются отметки по теме экспериментальной деятельности:

Выступление на Педагогическом совете.

Работа в творческой группе.

Обобщение педагогического опыта.

Открытый просмотр.

Представление опыта в СМИ.

Участие в конференциях, семинарах, выставках.

Такая работа позволяет проследить во временном промежутке активность педагога.

Педагогической наукой инновационная деятельность определяется как комплексная, целенаправленная деятельность по созданию, внедрению и использованию новшеств.

Построение инновационной деятельности в условиях экспериментальной работы дошкольного учреждения должно происходить не хаотично, а быть спрогнозировано управленческим аппаратом, педагогическим коллективом и направлено на достижение конкретной цели: обеспечение развития инновационной деятельности педагогов ДОУ, и как повышение профессионального уровня педагогов.

Заключение

Изучив особенности организации методической работы в МДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал.

Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая служба

В условиях современного социума организация методической службы должна начинаться с поиска новых идей и современных технологий организации методической работы. Она нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

Результатом методической работы в МДОУ должны стать :

- обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;

- пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;

- оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;

- конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;

- формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета – Федеральный выпуск 2013. – № 6241.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе не прерывного образования (на примере метода проектов) : монография по проблеме сохранения здоровья. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – 160 с.

5. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

6. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М. : АСТ, 2013. – 68 с.

7. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. – 2014. – № 10. – С. 23-31.

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево»Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево» Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка по организующему моменту НОДМетодическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна»Наблюдение на территории детского сада «Работа дворника нужна, работа дворника важна» Цель прогулки: - расширять представления детей средней группы о нелегком труде дворника осенью; - прививать любовь детей к труду дворника;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая работа в ДОО
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 21:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД