МААМ-картинки

Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения в элементарном музицировании»

Елена Жалковская
Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения в элементарном музицировании»

«Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения в элементарном музицировании»

В дошкольном возрасте устранение многих нарушений происходит с наибольшей эффективностью. Известно, что нарушение зрительных функций ведёт за собой отклонение в речевой, двигательной, психической сферах. У детей возникает потеря зрительного контроля и замена его контролем осязательным и слуховым. Поэтому приходится компенсировать познавательную деятельность детей с нарушением зрения целой системой форм и методов в том числе и в музыкальном воспитании. В начале, середине и конце учебного года провожу мониторинг музыкального развития каждого ребёнка, исходя из которого, составляю перспективу музыкальной и коррекционной работы. У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими значительно беднее запас как зрительных, так и слуховых представлений. Это приводит к недоразвитию познавательной деятельности: образного мышления, восприятия, воображения, памяти, внимания. Всё это ведёт за собой задержку в формировании личности ребёнка. Возник вопрос, как построить коррекционную работу по слуховому восприятию в музыкальной деятельности так, чтобы устранить вторичные отклонения в развитии психических процессов, способствовать восстановлению нарушенных зрительных функций. Меня заинтересовала система Карла Орфа по элементарному музицированию. Её основной принцип: музыка понимается телом, а не рассудком, говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке. Вот почему музыкальные занятия я построила исходя из ведущего принципа Орфпедагогики – обучение в действии. Известно, что любой звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, дыханием, что в первую очерёдь необходимо детям, имеющим патологию зрения.

Публикация «Методическая разработка „Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения в элементарном музицировании“» размещена в разделах

Исходя из этого, наметились следующие задачи:

- научить ребё нка слушать музыкальный звук и различать его свойства: высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры. - слушать и слышать звуки окружающего мира, ориентироваться в их многообразии. - обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску. - начиная со 2-ой младшей группы знакомить детей с барабаном, треугольником, колокольчиком. В каждой возрастной группе продолжать знакомить детей с новыми музыкальными инструментами, их тембровым звучанием. - учить выбирать музыкальные инструменты, тембры которых соответствуют звучащей музыки. Учить различным приёмам звукоизвлечения. - развивать творческое воображение с помощью ритмопластики, игры на музыкальных инструментах, рисования под музыку.

Слуховое восприятие у детей с нарушением зрения компенсирует слабовидение, играет важную роль при ориентации в пространстве и движении, является важным средством психического развития. Развитие слухового восприятия средствами элементарного музицирования – это игра звуками музыкальных инструментов, своего тела, шумовыми звуками окружающей среды. Дети знакомятся с удивительным звучанием стеклянных, металлических, деревянных и др. предметов. Это огромный мир звуков, окружающих нас. При этом источником звука может стать бумага с расчёской, стакан и бутылка с водой, пластиковые баночки или металлические крышки. Через собственные прикосновения (удар, постукивание, поглаживание, потряхивание) ребёнок может понять, как происходит рождение звука. Различение звуков очень важно для развития тембрового слуха. Любой придуманный, извлечённый ребёнком звук может быть использован в звуковых композициях. Звуки «осени», «зимы», «весны», «утра», «ночи» вызывают у детей чувство удивления и восторга, ведь всё это им уже знакомо, наблюдалось в жизненных ситуациях. Такие занятия помогают создать у детей с нарушением зрения целостную картину окружающего мира, опираясь на имеющийся у них опыт и знания. Благодаря различным формам музицирования формируются такие понятия как «интонация», «высота», «ритм», «динамика». Графические обозначения (партитуры) фиксируют последовательность игры инструментов, моделируют динамику и фактуру, помогают нашим детям соотносить зрительное и слуховое восприятие. В ритме, отображённом на графике, дети отметят, услышат, увидят ритмический рисунок, различные сочетания длинных и коротких звуков. Такие дидактические игры развивают способность чувствовать природу ритма, тактильно ощущать его, слышать, видеть. Игры голосовым аппаратом любимы детьми. Голоса ребят используются для создания различных звуковых эффектов: глиссандо, свист, цоканье, игры фонемами, фонемными слогами и т. д. Так играя, дети изображают голосом звук ветра, звучание ручейка, шуршание листвы и т. д. Эти звуки с лёгкостью используются детьми в озвучивании сказок, стихов, в качестве аккомпанемента к движениям. «Звучащие жесты» позволяют организовать музицирование в любых условиях при отсутствии музыкальных инструментов. Четыре основных тембра это: хлопки, притопы, шлепки, щелчки. Используя их, ребята самостоятельно придумывают различные варианты сопровождения песен, движения, танцевальной или маршевой музыки. Для ребят такая игра – естественная потребность, а для педагога – средство воспитания интонационного и тембрового слуха, развитие слуховой фантазии, освоение ритма.

Ритмодекламация - это речевая игра, чёткое осмысленное произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения, активизация интонационного слуха. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения «звучащих жестов». Использование ритмодекламации формирует естественное звучание голоса, выработку речевого и певческого дыхания, выразительное исполнение различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Например, в движении по залу исполняется речевое упражнение с элементами «звучащих жестов» «Звуки леса».

Муз. рук. (поёт)- Вот мы по лесу идём, звуки леса узнаё м:

- листья так под ногами шуршат - шур-шур (притопы четвертями,

- вот синички на ветках свистят - фить-пирю (ритмические хлопки,

- рыжая лисичка зайчишку стережет - (на паузе замирают в различных позах,

- а белочка на ветке орешки грызёт - щёлк, щёлк (щелчки пальцами).

Можно прочесть стихотворение М. Новиковой «Ливень», иллюстрируя текст «звучащими жестами. При повторе стихотворения, дети по показу выполняют те же движения с педагогом.

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь песня эта началась.

Но вот дождь пошёл сильней и закапал веселей…

Дети очень отзывчивы на движение и возможность общения без слов. Поэтому движение очень важный компонент в музыкальном воспитании. Составной частью двигательных игр являются упражнения на быстроту реакции, сосредоточенность, концентрацию внимания, напряжение и расслабление. Например, в упражнении «Падает лист» дети разделены на две подгруппы: одна изображает звук ветра, другая – осенние листья. Дети-листья должны чутко реагировать на силу ветра, концентрировать слуховое внимание и взаимодействовать со второй подгруппой. Элементарное музицирование по системе Карла Орфа интересная для детей форма музыкальной деятельности – это взаимосвязь музыки, движения и речи. Ритм, заключённый в словах, фразах ощущается и извлекается легко: сначала «звучащими жестами», потом переносится на шумовые инструменты. Основой для этих упражнений могут служить дразнилки, потешки и т. д. Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт большие возможности для различных импровизаций. Например, предложить детям озвучить стихотворение И. Токмаковой «Водяная сабелька».

Дождик, дождик-капелька, водяная сабелька- (играют ритм на дер. коробочке)

Лужу резал, лужу резал - (глиссандо на губной гармошке вверх-вниз)

Резал, резал, не разрезал – (глиссандо на металлофоне)

И устал, перестал. Кап, кап, кап. (Ритмическая формула на дер. коробочке)

На таких занятиях важно продумать все узловые моменты происходящего. Однако, каким бы детальным ни было прогнозирование, процесс общения с детьми остаётся непредсказуемым. Наши дети на занятиях выражают своё видение происходящих явлений. Поэтому иногда приходится на ходу менять запланированный ход занятия, исходя из ситуации. Важно создать условия, при которых максимально раскроются наблюдательность и слуховое восприятие окружающей среды, творчество и воображение. Дети учатся наделять образными характеристиками всё, что нас окружает. А мир вокруг состоит из звуков. Каждый звук может стать музыкой, надо только его услышать. Играйте, пойте и радуйтесь с детьми каждый день!

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа»Мастер-класс «Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа» Галина Филатова лучший мастер - класс "Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла.

Игры на развитие слухового восприятия КАРТОТЕКАИгры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет «Похлопаем — потопаем»Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое.

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия 1. “Оркестр”, “Что звучит?” Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Методическая разработка для занятий с детьми с ФФН и ФН «Развитие слухового и фонематического восприятия» Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы:.

Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия в группе для детей с нарушением ОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 компенсирующего вида. Методическая разработка игр и упражнений.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная система образования диктует свои условия социализации и эффективного развития личности ребенка и гарантирует.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений" Целью моего самообразование было:.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Лимонова Ольга Развитие слухового внимания и восприятия на материале.

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зренияРазвитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета.

Презентация «Развитие звуковой культуры речи у детей с нарушением зрения» 1 слайд Развитие звуковой Культуры речи у детей с нарушением зрения 2 слайд Цель: воспитание звуковой культуры речи у ребенка Задачи: •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения в элементарном музицировании»
Опубликовано: 2 октября 2019 в 13:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД