Лучший педагог года

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений

светлана косицына
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений"

Целью моего самообразование было: разработка системы дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

В начале года поставила задачи:

Публикация «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать дидактические игры и упражнения для детей.

3. Систематизировать дидактические игры и упражнения.

4. Проанализировать результаты коррекционной работы.

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.

Восприятие – это целостное восприятие предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Зрительное восприятие – это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.

Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения :

- определение изменений в ряду предметов;

- нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;

- нахождений различий у двух сходных сюжетных картинок;

- нахождение нереальных элементов нелепых картинок; запоминание 10-15 предметов, игрушек, картинок, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

Слабовидящие дети воспринимают мир по другому, иначе, чем люди с развитым зрением. Окружающая их действительность выглядит гораздо более бледной и обедненной игрой цвета. «Картинки» из жизни предстают им преимущественно в серых и в черно-белых тонах, а представления о сенсорных эталонах — о цвете, величине и форме предметов — формируются в замедленном темпе.

Однако способность слабовидящих детей различать черное и белое может сослужить хорошую службу в коррекционной работе с ними и стать фундаментом в формировании сенсорных представлений. В своей работе с детьми использовала игру «Черное на белом, белое на черном», в которую с удовольствием играли. С помощью этих карт детей научились узнавать животных по их силуэтам и классифицировать животных по признаку «домашнее — дикое».

Для удобства работы подобрала и изготовила ряд дидактических игр и упражнений : «Разрезные картинки», «Сложи узор», «Выбор недостающего фрагмента изображения», «Контуры», «Выложи из палочек», «Лабиринты» (развитие двигательных функций, «Найди по цвету» (развитие зрительного восприятия, «Парные изображения» (восприятие формы, цвета, величины, «Карты» (восприятие цвета и формы, «»Читаем по губам» (учить концентрировать взгляд, «Найди по части целое», «Дорисуй» (развитие зрительного восприятия и воображения, «Нарисуй по точкам», «Что изменилось?», «Найди ошибку». «Найди отличия», «Знаковая таблица», «Спрятанные изображения», «Зашумленные изображения», «Перевернутые изображения», «Запомни и нарисуй», «Где зажегся фонарик? (ориентировка, «Кто (что, где?», «Рисование по клеточкам», «Дорисуй половину», «Зеркало», «На какую фигуру похоже?», «Найди цветовую схему», «Разрезные картинки», «Силуэты», «Выложи из палочек», «Найди отличия», «Найди пару».

При проведении дидактических игр и упражнений использовались как общедидактические методы и приёмы : объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др., так и специальные: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др.

Для родителей были подготовлены консультации, буклеты, интерактивные игры с которыми можно ознакомиться на сайте «ИНФОУРОК» : ««Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений», «Игры по развитию зрительного восприятия для школьников с нарушением зрения» и др.

Для педагогов начальных классов и родителей подготовлены папки «Советы дефектолога».

Можно сделать вывод о том, что в ходе систематической и последовательной коррекционной работы средствами дидактических игр и упражнений уровень сформированности зрительного восприятия повысился. В конечном результате были получены более высокие показатели по сравнению с начальными, что подтверждает гипотезу об эффективном использовании игр и упражнений в обучении способам зрительного восприятия.

На следующий учебный год продолжать работу по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью дидактических игр и упражнений.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Игра 1. «Пляшущие тени» Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления.

Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Конспект занятия «Зимние забавы» по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения в средней группе Тема: «Зимние забавы»Задачи: Коррекционные: развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, мелкую моторику.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения «На лесной полянке»Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения «На лесной полянке» Цель: способствовать развитию зрительного восприятия, формированию у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин.

Коррекция недостаточности и развитие зрительного восприятия У дошкольников с ОНР отмечается неполноценность процесса восприятия: обнаруживается неумение сосредоточить внимание на объекте, воспринимать.

НОД по развитию зрительного восприятия «Школа. Школьные принадлежности» для детей с нарушением зрения НОД по развитию зрительного восприятия " Школа. Школьные принадлежности " для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе.

Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения Применение дидактических игр и пособий, сделанных своими руками, для развития у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей с нарушением зрения Перспективный план по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей с нарушением Сентябрь 1. Беседа на развитие.

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зренияРазвитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета.

Презентация «Развитие звуковой культуры речи у детей с нарушением зрения» 1 слайд Развитие звуковой Культуры речи у детей с нарушением зрения 2 слайд Цель: воспитание звуковой культуры речи у ребенка Задачи: •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 08:17
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД