Получи документы

Методическая разработка «Использование лего-конструктора в обучении грамоте»

Ольга Потуремская
Методическая разработка «Использование лего-конструктора в обучении грамоте»

Введение

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Публикация «Методическая разработка „Использование лего-конструктора в обучении грамоте“» размещена в разделах

Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Разделение понятий «звук» и «буква» — важное условие для осознания фонемного принципа русского алфавита и русской орфографии. Именно с различения звука и буквы стал осознаваться основной принцип создания русского алфавита: буквы обозначают не звуки речи, число которых бесконечно, а звуки языка, число которых ограничено. Несовпадение же количества фонем русского языка с числом букв (последних значительно меньше) обусловлено стремлением создать экономный алфавит, позволяющий буквам обозначать различные фонемы.

Особое место обучению грамоте отведено в коррекционно-развивающем процессе. Дети, имеющие недоразвитие речи, входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При обучении грамоте эти дети испытывают определенные трудности, например, в усвоении понятий «согласный» и «гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, поэтому работу с ними необходимо разнообразить более эффективными методами и приёмами.

К тому же поиск результативных методик работы с детьми стимулировал введённый ФГОС ДО.

Стандарт призывает выстраивать систему дошкольного воспитания на основе интересов ребёнка. Развитие дошкольника должно осуществляться в деятельности - общении, игре, познании. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам -. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственным желанием.

Игра – необходимый спутник детства. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые формы. Название датской компании, производящей самый популярный в мире конструктор ЛЕГО, переводится как “Играй легко” или “Играй с удовольствием”. С Лего дети учатся играя. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми Лего - конструктора позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании. Лего – конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью

Цель методической разработки – организовать обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) посредством Лего - конструирования.

Для достижения цели определены задачи:

1. активизировать знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

2. закреплять умение делить слова на слоги, определять последовательность слогов в слове, обучать анализу и синтезу звукового состава слова;

3. закреплять знания о предложении;

4. расширять словарный запас;

5. развивать фонематический слух;

6. развивать мелкую моторику рук;

7. формировать конструктивные навыки;

8. воспитывать умение воплощать задуманное через использование конструктора.

Актуальность разработки значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

- является средством не только речевого, но и разностороннего развития дошкольников,

-позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- позволяет воспитанникам проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами ДОУ компенсирующего вида, воспитателя дошкольных учреждений.

Роль лего - конструктора в речевом развитии детей

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования – из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов, которые используются для детей старшего дошкольного возраста, хотелось бы остановиться на Лего - конструкторе, который представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, имеющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной игры.

Элементы Лего - конструктора имеют разные размеры, разнообразны по форме и имеют простые варианты скрепления с другими элементами. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Лего - конструктор способствует развитию представлений о цвете, форме, величине, пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий облегчает усвоение ряда понятий.

В процессе сборки конструктора, у ребенка развивается воображение и абстрактное мышление, конструирование учит ребенка фантазировать. Дети не просто собирают готовые изделия, но и с удовольствием играют в получившихся декорациях.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития.

Благодаря конструктивной деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Играя с Лего-конструктором, у ребенка активно развивается мелкая моторика. Ведь ребенку предстоит сопоставлять детали конструктора, чтобы они подходили друг к другу. Руки начинают чувствовать деталь, ее углы, выступы. По эффективности развития моторики, по мнению опытных педагогов, Лего-конструктор находится наравне с лепкой и рисованием. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи.

Остановимся на рассмотрении использования Лего-конструктора в развитии речи детей.

Применение дидактических упражнений с использованием Лего-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

При работе с Лего хорошо отрабатывать грамматические конструкции : согласование числительных с существительными.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

В процессе работы дети используют разные детали ЛЕГО конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

Использование Лего - технологий способствует и развитию связной речи.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

При выполнении постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.

Развивая речетворчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Во время постройки дети могут описывать своих героев или саму постройку.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Помимо выше указанного, в процессе Лего - конструирования реализуется еще одна немало важная задача: подготовить руку к обучению письму. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими не только тонких и точных движений руки и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза, мы, педагоги, готовим руку ребенка к письму. Очень важно и то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за язык и речь, правое – за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния. Взаимодействую с конструктором Лего, у ребенка развиваются все предпосылки, необходимые для письма, а именно:

формируется правильный захват орудий письма через правильный захват деталей конструктора;

в процессе конструирования дети упражняются в правильном распределении мышечной нагрузки руки;

развивается пространственная ориентировка;

происходит развитие аналитико-синтетической деятельности (письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв, что они могут увидеть при выкладывании букв из конструктора; в старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв).

Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Тематическое планирование работы

по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

посредством лего-конструирования

Тематический план разработан для использования в организованной образовательной деятельности детей в рамках проведения коррекционных занятий по обучению грамоте детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 25-30 минут. Занятия по обучению грамоте, с использованием Лего – конструктора проводятся 2 раза в неделю.

Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческим заданиями.

п/п Тема Кол-во часов Игры, с использованием Лего-конструктора Цель

1 «Путешествие по азбуке» 1 «Знакомься- Лего-страна» Дать представления об азбуке, представить героев Лего-страны, которые помогут детям освоить азбуку.

2 «Гласные звуки», знакомство с гласными буквами

16 «Знакомься – Лего красный, «Собери букву из Лего-конструктора» Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Закреплять образ буквы.

3 «Согласные звуки», знакомство с согласными буквами 48 «Знакомься – Лего –согласный, твердый!», «Знакомьтесь-Лего-согласный, мягкий!» «Собери букву из Лего-конструктора» Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Закреплять образ буквы.

4 «Гласные и согласные звуки»

3 «Подружим гласного и согласного Лего-человечков» Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

5 «Слог. Звуковой анализ слога» 2 «Знакомься – Лего-кирпичик самый маленький»;

«Поставь Лего-человечков на дорожку» Познакомить детей с понятием «слог», учить проводить звуковой анализ слога.

6 «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

2 «Знакомься- Лего-кирпичик желтого цвета»

«Построй дорожки из Лего-кирпичиков» В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

7 «Слова и предложения» 5 «Построй

дорогу от пункта А

до Пункта Б (предложение по лексической теме)» Учить составлять и читать короткие слова и предложения.

8 «Составление рассказа «Жизнь в Лего-городе» 3 «Построй Лего-город» «Как Лего-человечек гулял по городу- Лего»

Работа над формированием связной речи

9 Итоговое занятие 1 «Придумай сказку про Лего-человечка» Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Практика использования

лего-конструирования в обучении грамоте

При составлении тематического плана были учтены следующие направления работы:

• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

• ознакомление с звуками/буквами;

• ознакомление со слоговым строением слова;

• ознакомление со словесным составом предложения;

• ознакомление с предложением;

При этом следует отметить, что работа по обучению грамоте одновременно ведется в нескольких направлениях, так как все направления работы связаны друг с другом в образовательном процессе.

Рассмотрим процесс внедрения данной методической разработки.

В сентябре месяце учитель-логопед проводит вводное занятие на котором рассказывает о стране звуков и букв, показывает Лего-конструктор, который поможет познакомиться с этой страной. Также в этом месяце проходит знакомство детей с звуками/буквами «У, А, И», дети учатся определять позицию звука в слове, вводится понятие «слог». Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-гласный, «Лего-гласный гуляет по дорожке», «Лего-гласные встретились на дорожке», «Собери букву из Лего-конструктора», «Знакомься – Лего-кирпичик самый маленький».

В октябре - проходит знакомство детей с звуками/буквами «Т, Ть, П, Пь, О, К, Кь, М, Мь», дается понятие согласный глухой, ведется работа по анализу и синтезу прямых и обратных слогов, развивается навык чтения слогов, продолжается работа над определением позиции звука (начало, середина, конец). Преобразование обратных слогов в прямые. Составление и чтение слов из трех букв. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный, «Лего-согласный гуляет по дорожке», «Лего-гласный и лего-согласный встретились на дорожке», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Лего-согласный и лего-гласный встретились на дорожке и поменялись местами».

В ноябре проходит знакомство детей с звуками/буквами «Х, Хь С, Сь, Ы, Н, Нь, Я», Звуко – буквенный анализ слов СГС, схемы, чтение и выкладывание прямых слогов, слов с прямыми слогами, Полный анализ слов типа: СУП, СОМ, САМ. Синтез звуков в односложное слово. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный, «Лего-согласный гуляет по дорожке», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики».

В декабре проходит знакомство детей с звуками/буквами «З, Зь, Б», Понятие - звонкий согласный звук. Звуко - слоговой анализ слов, составление и чтение предложений. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный, «Лего-согласный гуляет по дорожке», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Построй дорогу от пункта А до Пункта Б».

В январе проходит знакомство детей с звуками/буквами «В, Вь, Д, Дь, Г, Гь», Звуко – буквенный анализ слов, печатание предложений, Подбор слов к схемам, анализ слов. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный, «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Построй дорогу от пункта А до Пункта Б».

В феврале проходит знакомство детей с звуками/буквами «Э, Ш, Л, Ль», Анализ звукового состава слова со стечением согласных, Печатание и чтение предложений, Закрепление употребления гласных после мягких согласных. Преобразование слогов, слов. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный, «Знакомьтесь, Лего-гласный, «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков».

В марте проходит знакомство детей с звуками/буквами «Ж, Ё, Р, Рь», Сложные слова /одноэтажный и т. д. / Выкладывание и чтение предложений. Звонкий согласный на конце слова. Разбор слов сложной слоговой структуры. Чтение слов. Подбор слов к готовым схемам. Самостоят-е составление схем слов разной степени сложности. Преобразование слогов, слов. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный, «Знакомьтесь, Лего-гласный, «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Подставь нужного Лего-человечка», «Какой Лего-человечек убежал».

В апреле проходит знакомство детей с звуками/буквами «Ц, Ч, Щ», Слова разного звуко- слогового состава, Слова разного звуко – слогового состава. Чтение печатание, схема предложений. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный, «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Лего-предложение».

В мае проходит знакомство детей с звуками/буквами «Й, Ю,Ф», закрепление и обобщение ранее полученных знаний. Используются любые игрв и добавляются новые – «Как Лего-человечек гулял по городу- Лего», «придумай сказку про Лего-человечков»

Реализация данной разработки позволила выявить следующие результаты:

детям успешно овладели звуковым анализом, научились выделять особенности слов, определять их звуковую характеристику;

у детей гораздо быстрее формировался образ изучаемой буквы;

дети быстрее обучались умению соединять звуки в слоги и слова;

на протяжении занятий дети показывали высокую концентрацию внимания;

дети проявляли повышенную заинтересованность к занятиям по обучению грамоте, они с удовольствием приняли такой игровой момент.

Следует отметить, что использование Лего-конструктора в процессе организованной образовательной деятельности попутно помогло решить и ряд других задач: ознакомления с сенсорными эталонами и их применение, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления мелкой моторики.

Заключение.

Одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка в школе является его подготовка к овладению грамотой. Занятия по подготовке к обучению грамоте в ДОУ строятся с учетом ведущей деятельности, которой в дошкольном возрасте является игра. Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным.

Абстрактные понятия «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение» благодаря конструктору приобретают определённую осязаемую форму, которая помогает прочно освоить эти понятия и оперировать ими.

Овладение детьми звуковым анализом и синтезом с использованием Лего-конструирования является более результативным, так как дети воспринимают данную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, повышает интерес к занятиям.

Манипулируя с Лего-деталями, дети учатся добру, творчеству, созиданию. Благодаря данной игре у дошкольников формируются коммуникативные способности, ведь каждая постройка – это своя история, которую ребёнок создаёт сам. В каждом ребенке игра с Лего - коснструктором развивает уверенность в своих силах, учит доводить начатое дело до нужного результата и, главное, ребенок всегда наглядно получает продукт своего труда.

Литература

1. Жукова, Н. С. Букварь / Н. С, Жукова. – Екатеринбург, 2002.- 96с.

2. Нищева, Н. В. Мой букварь / Н. В, Нищева. - Санкт-Петербург, 2005.- 120с.

3. Положенко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А, Положенко. - Москва, 2003.- 216с.

4. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А, Ткаченко. - Санкт-Петербург, 2008.- 48с.

5. Новоторцева, Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома / Н. В, Новоторцева. – Ярославль, 2006.- 238с.

6. Тумакова, Г. А. Максакова, А. И. Учите играя / Г. А, Тумакова. - Москва, 2003.- 144с.

7. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO / Т. В, Лусс. – Москва, 2005.- 104с.

8. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н. В, Шайдурова. - Москва, 2008.- 128с.

9. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В, Фешина. - Москва, 2011.- 144с.

10. https://www.int-edu.ru

11. https://www.lego.com/ru-ru

12. https://education/lego.com/ru-ru/preschool-and-school

Публикации по теме:

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего»Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего» Добрый день гости моей странички! Очень рада, что могу поделиться сегодня с вами прошедшим, замечательным занятием по конструированию из.

Использование ковролина и липучек при обучении конструированиюИспользование ковролина и липучек при обучении конструированию Хочу предложить вашему вниманию еще один вариант работы с ковролином и липкой лентой. Ранее я опубликовала игру «Разноцветная поляна» для.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Дидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора ЛегоДидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора Лего На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Правильное физическое воспитание детей – одна.

Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение «Алфавит» и презентация Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение "Алфавит"+презентация. Пояснительная записка Автор: Волченкова Ольга Александровна.

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет)Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет) Для того чтобы закрепить правила дорожного движения я решила создать игру "Улицы нашего города" применяя конструктор Лего. Мои дети с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование лего-конструктора в обучении грамоте»
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 11:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД