Папки-передвижки

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Алексеевна Ковальчук
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 СТАНИЦЫ ПЕТРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка

«Развитие музыкально-ритмических способностей у детей

старшего дошкольного возраста

с использованием ритмо-техники

«Телесная - перкуссия»

Автор – составитель:

Музыкальный руководитель

Публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ковальчук Анастасия Алексеевна

ст. Петровская

2024 г.

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА

Работа организуется и проводится в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023);

- Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

- Распоряжение Губернатора Краснодарского края от 29 марта 2023 г. № 71-р «Об организации оказания государственных мер в сфере образования при формировании государственного социального заказа на оказание государственных услуг на территории Краснодарского края»;

- Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р;

- Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 1105-р;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;

- Изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты в части воспитания обучающихся (приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712);

- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07 декабря 2018 года;

- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;

Устав утвержден постановлением администрации муниципального образования Славянский район от 19.04.2019 года № 11.

Содержание

1 Аннотация …. …. 5

2 Пояснительная записка …. …. 5

3 Основная часть…. ….7

3.1 История создания технологии «Телесная перкуссия»….….7

3.2 Приемы работы с детьми в технике телесная перкуссия…. 8

3.2.1 Телесная перкуссия и музыкально-ритмические упражнения…. 9

3.2.2 Телесная перкуссия и слушание музыки…. 10

3.2.3 Телесная перкуссия и игра на детских музыкальных инструментах…11

3.2.4 Телесная перкуссия и пение, песенное творчество…. …. 11

3.2.5 Телесная перкуссия и танцевально-игровое,

танцевальное творчество…11

4 Заключение…. 12

5 Список используемой литературы….13

1. Аннотация

Предназначается музыкальному руководителю, воспитателю, учителю – логопеду, психологу в индивидуальной и коллективной работе с детьми.

В данной методической рекомендации рассматривается значимость использования техники «телесная перкуссия» на занятиях и в режимных моментах с целью развития у детей дошкольного возраста чувства ритма.

2. Пояснительная записка

«Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию,

у нас изменяется душевное настроение»

Аристотель

В соответствии с ФГОС ДО, музыкальная деятельность детей реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», притом с опорой на специфически детские виды деятельности (прежде всего – игру и творчество).

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, речь, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Именно музыка, как никакой другой вид искусства, способна воздействовать на эмоциональную сферу человека, обращаясь к слуху, стимулировать его двигательную, речевую, творческую активность. Таким образом, музыкальный руководитель, наряду с традиционными задачами музыкального воспитания, должен ставить перед собой дополнительные, специальные задачи. Одной из таких задач для меня является развитие чувства ритма.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности.

Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Так, плохое восприятие ритмической структуры резко тормозит формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма не совершенно, то речь невыразительна и слабо интонирована. Дошкольник говорит примитивно, используя отрывочные высказывания

Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу, что именно такая технология, как телесная перкуссия, в своей доступной, понятной и интересной форме, может помочь в развитии чувства ритма дошкольников. На музыкальном занятии она может принимать самые разные формы, включаться во все виды музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмическое чувство развивается быстрее в процессе двигательной деятельности. А техника «телесная перкуссия» помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Все звуки тела: хлопки, шлепки по коленям, груди, щелканье пальцами можно по-разному комбинировать, получается своего рода «оркестровка», уникальная в каждом новом случае. Занимаясь такими упражнениями, развивается творческий потенциал ребенка, возможность сочинять, придумывать что-то свое, тренируется память и внимание.

Телесная перкуссия действует в трех областях:

- на физическом уровне они стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие

- на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом

- в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Уникальность техники состоит в том, что используется инструмент, который есть у каждого, то есть тело.

Инструмент не требует настройки и хорошо привлекает внимание детей. В связи с этим можно сказать, что телесная перкуссия является одной из перспективных техник в развитии чувства ритма у дошкольников.

Цель: развивать чувство ритма у дошкольников.

Задачи:

- Развивать творческий потенциал, способствовать раскрепощению и самовыражению детей;

- Улучшать координацию движений, развивать память, внимание;

- Развивать интерес и стимулировать применение телесной перкуссии в повседневной жизни;

- Развивать социально-коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат:

-развиваются познавательные процессы, зрительно-моторная координация, воображение, ритмические способности

- развивается речь - формируется навык самовыражения

- развиваются социально-коммуникативные навыки

3 Основная часть

3.1 История создания технологии «Телесная перкуссия»

В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.

Что же такое телесная перкуссия? Означает «тело-барабан» это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Данное направление сегодня широко используется в музыкальном образовании в силу своей доступности. Первые телесно-перкуссионные мелодии появились очень давно. С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всем миру.

Основателем данной технологии является швейцарский музыкант – педагог Эмиль Жак – Далькроз. Он считал, что «Музыкальный ритм должен быть не теоретически объяснен и усвоен, а телесно пережит учащимися, претворен в движении».

В нашей стране эту технологию развивают отечественные педагоги Жилин Вячеслав Александрович, Сафарова Илиза Эльфатовна, Тютюнникова Татьяна Эдуардовна и многие другие.

В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.

В этой технологии используется 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки) :

- хлопки (звонкие - всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней)

- шлепки (по коленям, по бедрам, по груди, по бокам)

- притопы (всей стопой, пяткой, носком)

- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам)

Все же перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.

3.2 Приемы работы с детьми в технике телесная перкуссия

Телесная перкуссия – это мощное средство развития чувства ритма. С одной стороны включение этого вида работы в структуру занятия позволяет осваивать различные ритмические формулы, как короткие, простые, так и сложные, составные. С другой – каждый из звучащих жестов можно исполнить по-разному.

На музыкальных занятиях дошкольники первоначально осваивают такие музыкальные элементы как ритм, темп, а движения собственного тела помогают им в этом.

Слушая марши разного характера, дети учатся двигаться по-разному: под спортивный - бодро, под игрушечный - легко, шагом на носочках, под военный - высоким шагом. Если пьесы, различные по настроению, то выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях их содержания.

Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки.

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и тем самым обогащать свой опыт музицирования различными телесными приемами.

Дети получают большой заряд позитива и радости, используя эту технологию. Казалось бы, все дети умеют хлопать, топать, шлепать. Но как только начинается осознанная работа в технике телесная перкуссия, ребята совсем по новому ощущают свое тело, они рассматривают его как музыкальный инструмент, со своими бесконечными возможностями. Данная технология развивает навыки слушания и взаимодействия через ритмические композиции что улучшает умение детей импровизировать.

Основной формой в этом виде музыкальной деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов, либо обучающий метод «делай как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные дети.

На основе «звучащих жестов» можно создавать уникальную музыку, при этом играя и танцуя одновременно.

Как говорилось ранее, элементы телесной перкуссии можно включать во все виды музыкальной деятельности.

3.2.1 Телесная перкуссия и музыкально-ритмические упражнения :

Исполнение ритмо-двигательных комбинаций уже само по себе является музыкально- ритмическим упражнением. Остается только найти такие формы включения этих заданий в структуру занятия, которые заинтересуют ребенка в этом виде работы. Так, можно предложить детям игру «Волшебное зеркало» (ведь это волшебный, сказочный предмет, который точно заинтересует детей).

На начальном этапе обязательно следует провести с детьми беседу о том, что из себя представляет это зеркало, что оно может сделать, что можно увидеть с его помощью (дети всегда с большим желанием делятся своими мыслями).

После этого можно переходить к объяснению правил игры:

есть «тот, кто «смотрит» в зеркало» (человек, задающий задание) и само «зеркало». Точнее, отражение смотрящегося (все остальные ребята). А «волшебство» зеркала заключается в том, что отражение появляется не в тот же момент, когда показано движение, а с небольшой временной задержкой. Это задание можно выполнять с музыкальным сопровождением (главное, чтобы в музыке четко прослушивались сильные доли, не было агогических изменений темпа (ускорений и замедлений, а можно и без него. В этом случае необходимо организовать поддержку движений словом (особенно на начальном этапе работы)

Это могут быть небольшие фразы («на-ша груп-па мо-ло-ДЕЦ», «О-чень ВЕ-се-ло жи-ВЁМ» и т. д.) или просто смешные сочетания слогов («ТУМ-па, па-па-ТУМ»). Кроме того, каждому определенному звучащему жесту можно дать свое слоговое обозначение:

- Щелчки пальцами – Чики-чики

- Хлопки по груди – Токо-токо

- Хлопки по животу – Тэкэ-тэкэ

- Хлопки по бедрам – Така-така

- Притопы ногами – Тум-тум

- Хлопок в ладошки – Па.

3.2.2 Телесная перкуссия и слушание музыки.

Активное слушание музыки – это активное проживание музыки через действие. Танцуя под музыку, двигаясь под музыку, совершая различные манипуляции с предметами под музыку, ребенком создаются дополнительные связи между слуховыми областями мозга и отделами двигательной коры, зрительными анализаторами, префронтальной корой (зоной эмоционального восприятия, когнитивной деятельности, социального поведения). Все это создает у ребенка определенные ассоциативные связи и отношение к музыкальному произведению, которые в будущем могут преобразоваться в эмоционально-ценностное отношение к музыке в целом. Именно поэтому большое внимание следует уделить отбору музыкального материала. Произведения должны быть доступны и понятны ребенку, интересны ему. В процессе активного слушания музыки с применением элементов телесной перкуссии ребенок не только знакомится с классической музыкой и композиторами, но и незаметно для себя осваивает различные ритмические формулы, что благоприятно сказывается и на речевом развитии ребенка.

Выполнение таких заданий требует от ребенка координации слуховых и зрительных ощущений с движением и речью (если присутствует подтекстовка или слоговая поддержка действий). В результате ребенок может одну и ту же ритмоформулу воспроизводить совершенно разными способами, сопровождая ее исполнение словами или слогами, что, безусловно, способствует речевому развитию ребенка.

3.2.3 Телесная перкуссия и игра на детских музыкальных инструментах.

Речь идет об игре на деревянных ложках, когда обе ложки находятся в одной руке исполнителя. Это сам по себе непростой прием игры на инструменте, требующий от ребенка умения верно его держать. Кроме того, исполнение подобного рода композиций требует от ребенка и хорошо развитой координации рук – во время игры ложки могут ударять по коленям, по ладони или внешней стороне кисти свободной руки, предплечьям и т. д.

Включение элементов телесной перкуссии в начальный этап изучения той или иной оркестровой композиции позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, дети, не отвлекаясь на инструмент, могут освоить само движение рук, саму связку, последовательность движений – вместо удара инструмента по части тела получится шлепок, хлопок, удар или скольжение.

Во-вторых, работая над этим упражнением можно использовать всевозможные подтекстовки, что позволит ритмизовать действия, а также связать движение и слово. Когда сама последовательность будет разучена, координация налажена, можно попробовать исполнение с инструментом (ложками).

3.2.4 Телесная перкуссия и пение, песенное творчество.

Часто в процессе разучивания той или иной песни у детей с речевыми нарушениями возникают трудности, которые связаны не только с отсутствием в речи тех или иных звуков. Речь идет о трудностях, которые имеют отношение к ритмической стороне слова. В таких случаях многими педагогами широко применяются хлопки – ребенку предлагается прохлопать ритмический рисунок слова, фразы и т. д. Помимо хлопков можно использовать и шлепки, а сильную долю, ударный слог обозначить притопом.

3.2.5 Телесная перкуссия и танцевально-игровое,

танцевальное творчество.

Большое количество самых разнообразных игр, которые педагог использует на музыкальном занятии (народные, хороводные, игры вопросно-ответного типа, речевые игры с движениями) сопровождается шлепками, притопами, хлопками, постукиваниями, похлопываниями. Таким образом, движение и речь объединяются в самом любимом виде деятельности детей – игре.

Использование элементов телесной перкуссии на музыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи позволяет сделать рабочий процесс ярким, интересным, динамичным, а самое главное, полезным. Кроме того, применение техники телесная перкуссия способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей, развивает как индивидуальное, так и групповое чувство ритма, развивает навык импровизации, координацию тела ребенка.

4 Заключение.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях.

Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т. е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры дошкольников в процессе реализации их возможностей заключающихся:

- в развитии памяти, мышления, активности, наблюдательности, целеустремленности, логике, интуиции;

- в сознании условий для переживания личностного благополучия;

в развитии детей в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения.

Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше.

Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

5 Список используемой литературы:

1. Забурдяева Е. Г., Карш Н. Н., Перунова Н. Н., Посвящение Карлу Орфу. Вып. 2., СПб, 2010., 56с.

2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю, Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М. : Издательский центр «Академия»,2001., 248с.

3. Барабанные тренинги. Программа «Body percussion» (электронный ресурс) https: //www. drumtrainings. ru/training/body. html/

4. Звучащие жесты (электронный ресурс) https: //meta-music. ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion/.

5. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева Программа «От рождения до школы» – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019

6. Гарифуллина Р. Н. Музыкальное направление – боди перкуссия: Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie-bodi-pierkussiia.html]

7. Леонтьева, О. Т. Карл Орф - для детей / О. Т. Леонтьева // Современная музыка, 1963. - № 7- С. 121- 129.

8. Тютюнникова Т. Э. уроки музыки. Система обучения К. Орфа. - М. : Астель, 2000.-96с.

9. Хлопова В. Н. Проблемы музыкального ритма - М. : Музыка, 1978. - 293 с.

10. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: I сборник / сов. секция межд. общ. по муз. воспитанию. – М. : Сов. Композитор, 1978 - 160 с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности,.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2024 в 14:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Алексеевна Ковальчук (УИ 3284025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД