Получи документы

Опыт работы «Речевое развитие детей младшей группы»

Софья Демина
Опыт работы «Речевое развитие детей младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития ребёнка – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык и речь служат основными каналами приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Публикация «Опыт работы „Речевое развитие детей младшей группы“» размещена в разделах

Речь начинает активно формироваться именно в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием

Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. В системе дошкольного образования развитие речи занимает очень важное место

Актуальность

В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, В. П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р. Е. Левина).

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Основные задачи развития речи, которые решаются на протяжении всего раннего детства и являются задачами моей работы с детьми в группе раннего возраста: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать, применяя системный подход, своевременно и комплексно. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей раннего возраста должна решаться ежеминутно, ежесекундно, проходя, через все режимные моменты, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать всю работу педагога.

Основные цели и задачи

• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

• Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

• Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

• Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы

Изменение форм организации обучения дошкольников является одним из приемов, направленных на активизацию речевого развития. Помимо занятий в традиционном их понимании, создавались условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке, то есть в течение всех режимных моментов.

Для решения проблемы речевого развития у детей использовались следующие

формы работы с детьми:

1. Игры на развитие детского словотворчества.

2. Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений.

3. Целевые прогулки и экскурсии.

4. Театрализованная деятельность.

5. Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

В качестве ведущих методов выступили игровой, наглядно – зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным, проблемно - поисковый. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

Использование педагогических условий, включающих комплекс методов и приемов, направленных на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в специально-организованном обучении и в совместной деятельности

позволят нам достичь следующих результатов:

• у детей обогатится жизненный опыт знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений устного народного творчества;

• дети научатся устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

• у них появится непосредственный отклик и эмоциональная заинтересованность при восприятии произведений устного народного творчества;

• дети научатся мысленно представлять, видеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.);

• расширится словарный запас детей, речь их станет более выразительной.

Игры и занятия

Понимание речи Активная речь

Сентябрь, октябрь Запас понимаемых слов быстро растёт.

Предметы:

• Игрушки (часы, машина, мячик, собака и т. д.)

• Одежда.

• Ориентировка в окружающем. Лепет, облегчённые слова в обычной ситуации двигательной активности. 1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).

2. Отдельные картинки.

Ноябрь, декабрь Обобщает отдельные предметы в понимаемой речи (в конкретной ситуации).

Предметы:

1. Кошка белая, чёрная, маленькая. Собака белая, большая.

2. Ложка игрушечная, ложка десертная, совок. Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос: «кто это?». Слово облегчённое и правильное. Материал: кукла, зайчик, машина, котёнок. 1. Экскурсии в помещении.

2. Игры звуками.

3. Игры пальчиками.

4. Показ предметов в действии.

5. Обобщения в картинках.

Январь, февраль Понимает изображение нескольких сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

1. Девочка кормит собаку.

2. Мама купает малыша.

3. Дети обедают. Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении). 1. Сюжетные показы.

2. Картинки в действии, несложные.

3. Выполнение поручений (найти, принести, поставить).

4. Рассказы без показа.

5. Проговаривание четверостиший.

март Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка. При общении со взрослым пользуется трёхсловным предложением в естественной ситуации.

Март, апрель грамматика вопросы 1. Теневой кукольный театр.

2. Экскурсии наблюдения

3. Рассказы без показа сказки.

4. Рассказы по картинке.

5. Дидактические игры

В речи используются многословные предложения в естественной ситуации. «где?»

«когда?»

май В речи ребёнка появляются придаточные предложения «почему?»,

«когда?»

Выводы:

• К концу учебного года существенно обогатился словарный запас детей, сформировалась грамматическая структура речи.

• Дети научились слушать и понимать небольшие рассказы, народные песенки, сказки, авторские художественные произведения без наглядного сопровождения.

• Дети могут при помощи взрослого участвовать в драматизации отрывков из хорошо знакомых сказок или стихотворений.

• Дети научились самостоятельно рассматривать картинки и рисунки в книге, а также соотносить их с содержанием.

• Большинство детей группы овладело речью на хорошем уровне как средством общения.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план по разделу «Речевое развитие» с детьми младшей группыПерспективный план по разделу «Речевое развитие» с детьми младшей группы Сентябрь № 1 стр17 Тема. Путешествие по территории участка Цель Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Речевое развитие детей младшей группы»
Опубликовано: 30 августа 2021 в 16:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Речевое развитие детей младшей группы»» (включая файлы) размещена пользователем Софья Демина (УИ 352105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД