Лучший педагог года

Система работы по использованию технологии «Синквейн»

Юлия Романюк
Система работы по использованию технологии «Синквейн»

АКТУАЛЬНОСТЬ

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаё т много вопросов: как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу? Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения? Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Публикация «Система работы по использованию технологии „Синквейн“» размещена в разделах

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Обоснование ПРОБЛЕМЫ

Как научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить «правильно и красиво» говорить, привлечь детское внимание к занятиям словотворчеством?Задумавшись над данной проблемой, пришли к пониманию использования технологии «Синквейн» в работе с детьми (приложение 2) :

синквейн можно использовать на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

• составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

• формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

• способствует обогащению и наполнению активного словаря, развитию словотворчества.

При использовании технологии «синквейна» решаются следующие задачи:

• Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картинке.

• Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой;

ЦЕЛЬ педагогического опыта–в повышении эффективности ведения образовательной деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста.

Внедрение технологии «Синквейн» начала использовать со средней группы.

Для достижения поставленной цели была спланирована инновационная деятельность, включающая следующие этапы и задачи работы.

I этап – подготовительный (средняя группа)

сентябрь – ноябрь первого года обучения

Цель этапа: подготовка детей к умению понимать схемы-картинки обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

С этой целью подобрала схемы-картинки или готовый иллюстративный материал. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее признак предмета», «слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготовила основу для последующей работы над составлением предложений по схеме.

А также знакомила детей со словами – ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

декабрь – май, первый год обучения

Цель этапа: формирование первоначального умения составлять небольшой рассказ (с помощью педагога) по технологии «Синквейн» : обучение детей составлению рассказа: предмет, какой, что делает, предложение, слова-синонимы, а также обучение последовательности составления рассказа.

Детям разрешалось необязательное правило соблюдения синквейна : в четвертой строке синквейна предложение могло состоять не из четырех слов, а из трех; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

В конце каждой темы в соответствии с КТП (1-2 раза в месяц) дети составляют рассказ по синквейну.

Начинали с простых понятий, знакомой темы.

Например, «Новый год» :1. Елочка. 2. Зеленая, колючая. 3. Стоит, пахнет, радует. 4. Мне нравится нарядная елка. 5. Праздник.

II этап – основной, второй год обучения (старшая группа)

сентябрь – май

Цель этапа: формирование навыка составлять рассказ самостоятельно или с небольшой помощью педагога.

На втором этапе дети соблюдали правило составления синквейна : со второй по пятую строчки обязательно необходимое количество слов.

В конце каждой лексической темы (3-4 раза в месяц) дети составляют рассказ по синквейну.

III этап основной, третий год обучения (подготовительная группа)

сентябрь –апрель

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельно составлять рассказ по лексическим темам в соответствии с технологией «Синквейн».

В подготовительной группе продолжаю работу по обогащению и активизации словаря; составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношение к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картинке. Зная особенности речевого развития детей данного возраста, усложняю предварительную работу перед занятиями, придумываю различные формы активизации мыслительной деятельности у детей: важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой.

При составлении синквейна использую так же вариант неполного синквейна для определения отсутствующей части, например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить.

IV этап заключительный - май (подготовительная группа)

В ходе заключительного этапа был проведён итоговый мониторинг использованиятехнологии «Синквейн», направленной на развитие связной речи детейдошкольного возраста.

Мониторинг использования технологии «Синквейн»

за сентябрь 2018 – май 2021 г. г.

Сентябрь 2018 г. (20 чел.) Май 2021 г. (20 чел.)

Высокий уровень – 7 чел. – 35% Высокий уровень – 15 чел. –75%

Средний уровень – 9 чел. –45% Средний уровень – 4 чел. —20%

Низкий уровень – 4 чел. – 20% Низкий уровень – 1 чел. – 5%

Вывод: Мониторинг применения технологии «Синквейн» за три года свидетельствует об увеличении процентного роста детей с высоким уровнем умения составлять «Синквейн» с 35% (7 чел.) до 75% (15 человек, что составляет увеличение на 40% и снижение среднего уровня с 45% (9 чел.) до 20%(4 человек, что составляет уменьшение на 25%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активно используя технологию «синквейна» в своей работе, могу сказать, что дети имеют значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся делать выводы, придумывать интересные и «красивые» слова, стихотворения. Синквейны используются как игровой прием практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведение рефлексии и т. д. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труда – они поэты и писатели.

В результате применения игры-технологии «Синквейн» :

- У детей повысится интерес к составлению синквейнов;

- Пополнится словарный запас;

- Дети научатся краткому пересказу;

- Научатся находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;

- Научатся обобщать и классифицировать;

- У детей будет развита связная, творческая и образная речь;

- Расширятся знания по лексическим темам;

- Повысится любознательность интерес к поисковой деятельности;

- Научатся самовыражению через сочинение собственных нерифмованных стихов;

- Улучшится память, логическое мышление, воображение;

- У детей повысятся коммуникативные навыки;

- Дети станут более уверены в себе и научатся добиваться лучших результатов.

Приложение 1

Список литературы

1. Акименко В. М. «Развивающие технологии в логопедии» - Ростов н/Д., Феникс, 2011г.

2. Акименко В. М. «Новые педагогические технологии» - Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008г.

3. Акименко В. М. «Речевые нарушения у детей» - Ростов н/Д., 2008г.

4. Баннов А. «Учимся думать вместе» - Материалы для тренинга. —

М. : ИНТУИТ. РУ, 2007.

1. Гин А. «Приемы педагогической техники»Москва: Вита-Пресс, 2003г.

2. Душка Н. Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» - журнал «Логопед», № 5, 2005г.

1. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»». Журнал «Первое сентября», №4 (2006)

2. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет».

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

4. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т. Ц. Сфера, 2005.

5. Ушакова О. С. «Придумай слово». – Т. Ц. Сфера, 2010.

6. Источник: https://logoportal.ru/sinkveyn-v-rabote-logopeda/.html

Приложение 2

Что такое синквейн?

Синквейн состоит из 5 строк.

• Его форма напоминает ёлочку.

первая строка - 1 слово - существительное

вторая строка - 2 слова - прилагательное

третья строка - 3 слова - глаголы

четвертая строка - 4 слова - предложение

пятая строка - 1 слово - существительное, ассоциация по теме

Приложение 3

Перспективное планирование по составлению рассказов с использованием технологии «Синквейн» в средней группе

Сентябрь

№ Содержание Название синквейна

1 Мой любимый детский сад Знакомство с карточками-картинками «Детский сад»

2 Осень Знакомство с карточками-картинками «Осенний лист»

Октябрь

1 Осень Знакомство с карточками-картинками «Овощи»

2 Осень Знакомство с карточками-картинками «Яблоко»

Ноябрь

1 Я в мире человек. Знакомство с карточками-картинками «Человек»

2 Мой город. Моя страна. Знакомство с карточками-картинками «Автобус»

Декабрь

1 Новогодний праздник. Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Новогодняя елка»

Январь

1 Зима Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Снеговик»

Февраль

1 Защитники Отечества Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Танк»

Март

1 Праздник мам Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Мама»

2 Знакомство с народной культурой и традициями Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Матрешка»

Апрель

1

Весна Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Ручеек»

Май

1 9 Мая-День победы Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Самолет»

2 Лето Составление рассказа с использованием технологии «Синквейн» «Бабочка»

Перспективное планирование по составлению рассказов с использованием технологии «Синквейн» в старшей группе

Сентябрь

1. Мой любимый детский сад. Профессия повар. Труд повара. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Молоко»

2. Наш друг-светофор (правила дорожного движения) Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Светофор»

3. Откуда хлеб пришел? Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Хлеб»

Октябрь

1. Вот она какая–осень золотая (Признаки

осени. Деревья осенью. Насекомые). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Дерево»

2. Подарки осени. Торопись,не зевай, овощи на зиму запасай! Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Капуста»

3. Подарки осени. Фрукты – самые вкусные продукты! Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Яблоко»

4. Осень наступает-птицы улетают! (Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Ласточка»

Ноябрь

1. День осенний на дворе (Осенние одежда,обувь,головные уборы. Материалы,из которых они сделаны). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Осенняя шапка»

2. Кто живёт у нас в лесу? (Дикие животные наших лесов, и их детеныши). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Медведь»

3. Если хочешь быть здоров! Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Зубная щетка»

4. Моя малая Родина. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Дом»

Декабрь

1. Улица города. Транспорт. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Автобус»

2. Если хочешь быть здоров! Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Мой друг»

3. Встречай праздник чудес! Загадывай желание! (Новый год. Зимние забавы, развлечения. Русские народные игры. Зима в разных странах. Новогодний костюмированный бал). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Новогодняя елка»

Январь

1. Зима. Зимние забавы. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Снежинка»

2. Кто на Севере живёт? (Животные Севера). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Пингвин»

3. Зимние виды спорта. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Санки»

Февраль

1. Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? ( Человек: я, моя семья (строение тела, общие представления о человеке). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Ребенок из моей группы»

2. Животные Арктики. Белый медведь. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Белый медведь»

3. Праздник наших пап и дедушек. (Наша Родина – Россия. Столица нашей Родины- Москва. Защитники отечества. Наша Армия. Профессии наших пап). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Танк»

Март

1. Мамин праздник. (Ранняя весна. Первые весенние цветы. Профессии наших мам). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Подснежник»

2. Когда проснётся ручеёк? (Весенние месяцы. Приметы весны. Растительный и животный мир весной). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Ручеек»

3. Кто сочиняет стихи для детей? (Мы читаем. Знакомство с творчеством поэтов: С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто. День смеха) Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Игрушка «Бычок»

4. Где не бывает зимы? (Животные жарких стран, повадки, детёныши). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Жираф»

Апрель

1. Весна в жизни лесных зверей. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Медведь»

2. Если хочешь быть здоров. (Диалог о физкультуре и спорте. Всемирный День здоровья). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Скакалка»

3. Время. Космос. Планеты. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Ракета»

4. Весенние цветы Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Подснежник»

Май

1. День Победы. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Самолет»

2. Город белых ночей Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Здание города»

3. Весна. Насекомые. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Гусеница»

4. Кому нужна вода? Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Рыбка»

Перспективное планирование по составлению рассказов с использованием технологии «Синквейн» в подготовительной группе

Сентябрь

1. Мой любимый детский сад. Профессия повар. Труд повара. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Молоко»

2. Наш друг-светофор (правила дорожного движения) Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Светофор»

3. Откуда хлеб пришел? Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Хлеб»

Октябрь

1. Вот она какая–осень золотая (Признаки осени. Деревья осенью. Насекомые). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Осенний лист»

2. Подарки осени. Торопись,не зевай, овощи на зиму запасай! Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Овощи» (по выбору детей)

3. Подарки осени. Фрукты – самые вкусные продукты! Составление синквейна-загадки «Угадай название фрукта».

4. Осень наступает – птицы улетают! (Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Грач»

Ноябрь

1. День осенний на дворе (Осенние одежда,обувь,головные уборы. Материалы,из которых они сделаны). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Предмет осенней одежды»

2. Кто живёт у нас в лесу? (Дикие животные наших лесов, и их детеныши). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «»Лиса»

3. Друзья человека. (Домашние животные, птицы и их детеныши. Место обитания домашних животных и птиц). Составление синквейна дома с родителями «Нарисуй домашнее животное и составь синквейн».

Декабрь

1. Здравствуй, зимушка - зима!

Зимние месяцы. Зимняя одежда). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Зимнее дерево»

2. Встречай праздник чудес! Загадывай желание! (Новый год. Зимние забавы, развлечения. Русские народные игры. Зима в разных странах. Новогодний костюмированный бал). Составление рассказа с использованием

техники «Синквейн» «Снегурочка»

Январь

1. Зимушка -зима

Составление синквейна дома с родителями «Зимние забавы».

2. Кто на Севере живёт? (Животные Севера). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Белый медведь»

3. Эх, прокатимся с тобой, на машине грузовой! (Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Транспорт» (по выбору детей)

Февраль

1. Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки? ( Человек: я, моя семья (строение тела, общие представления о человеке). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Мой друг»

2. Домашние помощники (Бытовая техника –электроприборы Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Электроприборы» (по выбору детей)

3. Праздник наших пап и дедушек. (Наша Родина – Россия. Столица нашей Родины- Москва. Защитники отечества. Наша Армия. Профессии наших пап). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Российский флаг»

Март

1. Мамин праздник. (Ранняя весна. Первые весенние цветы. Профессии наших мам). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Моя мама»

2. Когда проснётся ручеёк? (Весенние месяцы. Приметы весны. Растительный и животный мир весной). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Солнышко»

3. Кто сочиняет стихи для детей? (Мы читаем. Знакомство с творчеством поэтов: С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто. День смеха) Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Игрушка «Бычок»

4. Где не бывает зимы? (Животные жарких стран, повадки, детёныши). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Крокодил»

Апрель

1. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «»

2. Если хочешь быть здоров. (Диалог о физкультуре и спорте. Всемирный День здоровья). Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Скакалка»

3. Время. Космос. Планеты. Составление неполного рассказа для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы первой строки).

4. Наш друг- светофор. (Правила дорожного движения). Неполный синквейн для определения отсутствующей части «Светофор».

Май

1. 9 Мая - День Победы. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Памятник»

2. Весна пришла. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Грач»

3. Скоро в школу. Школьные принадлежности. Составление рассказа с использованием техники «Синквейн» «Портфель»

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы. Система.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Автор публикации:
Система работы по использованию технологии «Синквейн»
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 18:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД