Папки-передвижки

Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Любовь Акинина
Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

В современное время дети не всегда умеют организовать совместную игру со сверстниками, часто воспроизводят сюжеты из телевизионных передач, компьютерных игр, беря на себя роль героев, чем окружающих реальных взрослых.

А сюжетно – ролевая игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Публикация «Методическая разработка „Сюжетно-ролевая игра „Семья“» размещена в разделах

С семьи начинается жизнь человека, она и является первой ступенью социализации, здесь происходит формирование его как гражданина.

Семья была и остаётся хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Поэтому мной была разработана сюжетно-ролевая игра "Семья", которая включает в себя интегрированную деятельность с детьми, через которую проходят все образовательные области по ФГОС в ДОУ: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.

В сюжетно - ролевой игре "Семья" объединились сюжетно- ролевые игры : "Стройка", "Театр", "Детский сад", т. к. развитие личности ребёнка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.

Цель игры: Обогащение социально- игрового опыта между детьми старшего дошкольного возраста.

На протяжении игры решаются задачи по освоению всех образовательных областей:

Социально- коммуникативное развитие:

1 Формирование уважительного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;

2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие:

1. Формирование познавательных действий, становление сознания творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых «в семье», «в детском саду», «на стройке»;

2. Развитие творческой активности.

Речевое развитие:

1. Владение речью как средством общения и культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно- эстетическое развитие:

1. Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

2. Восприятие музыки, художественной литературы.

3. Стимулирование сопереживания персонажам сказки "Колобок".

Физическое развитие:

1. Овладение подвижной музыкальной игрой "У жирафа пятна, пятна".

В данной игре описан один день семьи Ивановых. На протяжении всей игры дети выполняют свои роли: бабушка готовит, убирает дома; дети в детском саду занимаются, играют; мама - по профессии младший воспитатель в детском саду, выполняет свою роль: моет посуду, накрывает на стол; папа- по профессии строитель, выполняет свою роль: строит дом; воспитатель- в хорошем настроении встречает детей в детском саду, выполняет зарядку с детьми, занимается, играет; герой Светофор- приходит к детям на занятие, рассказывает им о себе и предлагает детям его нарисовать пластилином; сотрудник театра- выполняет свои роли. На этом день в семье заканчивается.

Результатом участия детей в сюжетно- ролевой игре является:

1. формирование коммуникативных, морально- нравственных качеств личности;

2. развитие умения отражать отношение и взаимодействие детей "взрослых" и детей друг с другом;

3. воспитание доброжелательного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;

Материал методической разработки предназначен для педагогов ДОУ, родителей, студентов педагогических вузов и колледжей.

Сюжетно- ролевая игра "Семья"

Цель: Обогащение социально- игрового опыта между детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Социально- коммуникативное развитие:

1 Формирование уважительного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;

2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие:

1. Формирование познавательных действий, становление сознания творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых «в семье», «в детском саду», «на стройке»;

2. Развитие творческой активности.

Речевое развитие:

1. Владение речью как средством общения и культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно- эстетическое развитие:

1. Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

2. Восприятие музыки, художественной литературы.

3. Стимулирование сопереживания персонажам сказки "Колобок".

Физическое развитие:

1. Овладение подвижной музыкальной игрой "У жирафа пятна, пятна".

Игровой материал: игрушечная посуда, атрибуты для игры в стройку, принадлежности для занятия (светофоры на каждого ребёнка, звонок, конструктор, касса.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы: "Как мы разговариваем с членами семьи", "Правила поведения в детском саду, в театре, дома", "Кто, кем работает?"Какая бывает посуда", беседа о том, какими личностными качествами должен обладать воспитатель.

2. Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: рисование и лепка (из теста, пластилина) продуктов питания, изготовление альбома "Профессии".

3. Чтение: "Мама", "Братик", "Работа" Д. Габе из серии "Моя семья", "Я хожу в детский сад" Е. Яниковская.

4. Рассматривание иллюстраций : "Профессии","Сказка "Колобок", "Правила дорожного движения".

5. Дидактические игры: "Дочки- матери", "Приготовим обед", "Накормим друга обедом",расскажи и обыграй сказку "Колобок".

6. Экскурсия к перекрестку.

7. Занятия: по ПДД, "Мамы разные нужны- мамы всякие важны", пальчиковый театр "Колобок"

Работа с родителями: заучивание ролей, изготовление атрибутов, анкетирование «Семейные традиции».

Игровые роли детей: воспитатель, папа, дети, мама, бабушка, Светофор, строители- 3 мальчика, младший воспитатель, сотрудники театра.

Ход игры:

Мы хотим показать сюжетно – ролевую игру «Семья». Утро в семье Ивановых.

Бабушка: Доброе утро, дети, доброе утро внуки! Сегодня в детском саду короткий день. Ты не забыла дочь?

Мама: Нет, мама не забыла, потому что мы сегодня всей семьёй пойдём в театр. Так что будь готова!

Ребё нок: Мама, а что будут показывать в театре?

Мама: Сегодня будут показывать пальчиковый театр «Колобок»

Дети: Ох, ты, должно быть интересно!

Ребё нок: Бабушка, можно тебя попросить?

Бабушка: Конечно!

Ребё нок: Дорогая бабушка, свари, пожалуйста, компот из зелёных яблок!

Бабушка: Хорошо, внучата мои, сварю, да и приберусь в доме!

(Пока все разговаривают, папа читает газету)

Папа: Мне пора на работу! Всем удачного дня! До вечера!

Дети: Пока папа, пока бабушка!

(Мама берёт детей, все берутся за руки и идут в детский сад, а папа идёт на стройку и выполняет ролевые действия, а бабушка остается дома, пылесосит ковер, варит и т. д. Выполняет ролевые действия.)

(В детском саду ребятишек встречает воспитатель)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, Любовь Анатольевна!

Воспитатель. : Каждое утро начинается с зарядки! Предлагаю вам встать в круг, немного разомнёмся! (Зарядка)

(Пока дети делают зарядку, младший воспитатель накрывает на стол)

Воспитатель: Дети, у нас сейчас завтрак, что нам надо сделать?

Ребё нок: Перед едой необходимо помыть руки! (Дети с воспитателем идут мыть руки, на Лизу Б. одевает воспитатель фартук).

Мл. воспитатель: Ребята, проходите за стол!

(Дети садятся за столы)

Воспитатель. : Приятного аппетита!

Дети: Спасибо!

Воспитатель. : Когда я ем – я глух и нем (Дети выполняют ролевые действия за столом)

Покушали?

Дети: Да! Спасибо!

Воспитатель. : Лиза поможет убрать младшему воспитателю (по имени отчеству, а Максим нам расскажет считалку!

(Лиза убирает со стола и ставит подносы с пластилином и светофором на каждого ребёнка. (Дети считают в кругу с воспитателем) Раздаётся звонок на занятие.

Воспитатель. : Проходим за столы на занятие. Ребята, я вам загадаю загадку и вы узнаете, кто у нас в гостях!

Объяснит без напряженья

Детям правила движенья.

Помогает с давних пор

Детям, друг наш… (Светофор)

А вот и он!

Светофор: Здравствуйте, ребята! Предлагаю меня нарисовать пластилином, но сначала я о себе расскажу:

«Слушай и запоминай

И всегда их соблюдай.

Загорелся КРАСНЫЙ свет,

Стой, малыш, прохода нет.

ЖЕЛТЫЙ свет смотри горит

Приготовься говорит.

А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ

Проходи мой друг ученый.

Помни правила движенья

Как таблицу умноженья!»

Возьмите листочки и начинаем работать!

(Дети рисуют пластилином светофор)

В детском саду дети занимаются, играют, а на стройке быстрым ходом идёт работа!

Строитель1 - Мы с рабочими строим дом

Строитель 2 - Высокий дом

Строитель 3 - Пусть поселится дружба в нём!

(Воспитатель - ребёнок и Светофор вывешивают работы детей на доску)

Мама: Дети, пора в театр!

Мама: Любовь Анатольевна, сегодня в театре показывают пальчиковый театр «Колобок». Приходите!

Воспитатель. : Постараюсь придти!

(Дети говорят до свидание и уходят. Они встречаются с бабушкой и папой в театре.)

(Все идут в театр, покупают билеты в кассе, рассаживаются)

Ребё нок: Представляем вашему вниманию пальчиковый театр «Колобок» ,

(Дети обыгрывают сказку за столом)

На этом день в семье Ивановых заканчивается.

Заключение

Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Поэтому педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому через сюжетно - ролевую игру "Семья", которая включает в себя интегрированную деятельность.

Я убеждена, что сюжетно- ролевые игры с детьми в ДОУ дают положительные результаты.

В процессе подготовки к сюжетно- ролевой игре “ Семья” я смогла заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности.

Поэтому данная разработка сюжетно- ролевой игры "Семья" может быть рекомендована как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как является необходимым звеном усвоения общественного опыта.

Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 2011.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2009.

3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2011.

4. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 20011.

5. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М.

7. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 2000.

8. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.

9. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 2002. - 176 с.

5. Список рекомендуемой литературы

1. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2011.

2. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в

3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2009– 96 с.

4. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.

5. Одинцова Л. Г. «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника». //Д/в - №7 – 2005.

6. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в № 5 –2012.

7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 2015.

8. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 2014. – с. 143.

Приложение

Утро в семье Ивановых.

Мама ведёт детей в детский сад, а сама - на работу. Она - младший воспитатель.

Папа – строитель.

В детском саду дети с воспитателем утром делают зарядку.

А бабушка дома готовит, занимается уборкой.

Дети делают зарядку, младший воспитатель накрывает на стол.

Помыв руки, дети завтракают.

На занятие к детям приходит Светофор.

У детей – занятие, а младший воспитатель моет посуду.

В детском саду дети занимаются, играют, а на стройке полным ходом идёт работа.

Сегодня короткий день, семья идёт в театр.

В театре папа покупает билеты.

Представляем вашему вниманию пальчиковый театр «Колобок».

Все смотрят театр и подпевают песню колобка.

На этом день в семье Ивановых заканчивается.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Магазин». Сюжетно-ролевая игра старших дошкольниковДидактическая игра «Магазин». Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников Как изменяется самостоятельная сюжетно – ролевая игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте Конкурс методических разработок по педагогическому руководству сюжетно-ролевыми играми детей «Играем? Играем!» Номинация: «Методическая.

Методическая разработка мероприятия с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья» Методическая разработка мероприятие с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья» Выполнили:Андреева Н. А. Тип мероприятия: групповой.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей 4–5 лет Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей (4-5 лет). В начале учебного года наша группа из младшего.

Методическая разработка. Подвижная игра «Зима» Подвижная игра «Зима». Вариант 1. В игре принимают участие все дети группы. Играющие становятся врассыпную по залу. В руках у инструктора.

Методическая разработка проекта «Моя семья» Тип проекта: Информационно практико-ориентированный,групповой,открытый. Актуальность темы: В современных условиях семейные ценности теряют.

Методическая разработка совместного досуга родителей и детей «Семья — это семь Я» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» в средней группе Художественная литература: А. Шибаев «Какая одежда?» А. Барто «Дома» А. Барто «У Танюши много дел» С. Маршак «Усатый-полосатый» С. Капутинян.

Конспект занятия «Сюжетно-ролевая игра «Семья» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. 2. Развивать интерес.

«Прогулка в весенний лес» сюжетно-ролевая игра «Семья»«Прогулка в весенний лес» сюжетно-ролевая игра «Семья» Воспитатель средней группы Миронова Наталья Валерьевна Сюжетно-ролевая игра «Семья» Сюжет: «Прогулка в весенний лес» Цель: расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Опубликовано: 21 марта 2018 в 11:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД