Занятие «В гости к самовару»

Никитина Надежда Георгиевна
Занятие «В гости к самовару»

«В гости к самовару»

Цель: приобщение детей к русой народной культуре, познакомить с традицией чаепития на Руси. Расширить кругозор, познакомить с историей самовара. Воспитать интерес к истории своего народа.

Оборудование: оформление горницы,предметы быта: печь, лавка, стулья, сундук, шкатулка;кухонная утварь: самовар, чугунок, ухват, короб; хозяйка в русском костюме.

Материал:

- фотоматериал: лавки в русской избе; самовары-«Банка», «Ваза», «Желудь», «Рюмка», «Кувшин», «Репка», «Яйцо», самый большой самовар в России, самые первые самовары, похожие на чайник.

- Старинный самовар (подлинный, лучины, щепки, шишки еловые, труба, сапог.

- Дид. игра «Собери самовар».

Музыкальное сопровождение:

- мелодия из к/ф (песня «Гляжу в озера сини»)

- песни: «Пых, пых, самовар» Д. Тухманов.

«Красавиц самовар» Е. Птичкин.

Предварительная работа:

- Рассказ о жизни русских крестьян.

Рассмотрение макета «русской печи», заучивание загадок о предметах быта, кухонной утвари. Чтение книг «Как рубашка в поле выросла», «Жемчужина окатная».

Рассмотрение иллюстраций из русских народных сказок.

Словарная работа: купец, обоз, кумач, Урал, лучина.

Ход занятия:

Из горницы выходит хозяйка (звучит мелодия песни «Гляжу в озера сини»)

Ждет гостей (присаживается на лавку)

Заходят дети.

Хозяйка здоровается с детьми, и предлагает присесть, отдохнуть «с дороги».

Хозяйка: Как приятно порой,

вот так по утру,

выйти на улицу,

сесть у крыльца

Взглядом окинуть родные вокруг

И наблюдать красоту без конца.

И наслаждаясь простором таким,

вспомнить истории, были

гостям дорогим рассказать о Руси,

о народах, которые жили.

Традиции вспомнить, наряды людей, веселье, обычаи, нравы и еще удивительных много вещей,

что истории нам передали.

- Расскажу я вам, ребята, одну историю, которой много-много лет.

«Жил-был богатый купец с купчихою. Торговал он дорогими и знатными товарами и каждый год ездил с ними по разным городам».

- В некое время снарядил он обоз,стал собираться в дорогу и спрашивает жену: «А скажи, радость моя, что тебе в гостинец принести»

- отвечает купчиха: «Я у тебя всем довольна, всего у меня много. А коли удивить хочешь, привези мне диво - дивное, чудо - чудное».

- хорошо, коли найду, привезу.

Уехал купец. Долго ли ехал, коротко ли, Приехал к большому и богатому городу Тула.

Распродал он все свои товары, закупил новые и обоз погрузил.

Идет по городу и думает: «Где бы мне найти чудо - чудное; диво -дивное?»

Попался ему навстречу старичок и спрашивает: «что так задумался, добрый молодец?»

«Как мне не кручиниться? Хочу я купить своей жене чудо - чудное, диво - дивное, да не ведаю где!»

- Старичок помог купцу найти и купить чудо - чудное, диво - дивное.

Хозяйка: А что за чудо, что за диво. Мы с вами узнаем.

Я приглашаю вас в мою избу, в мою горницу.

(Открывается занавес, дети заходят в «горницу»)

Хозяйка: Здесь для каждого найдется и местечко и словечко.

(Дети присаживаются вокруг стола)

Хозяйка: Это простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла

она в себе вобрала.

Здесь много вещей и предметов, которые имеют свою

историю и традиции.

(Обращается к одному из детей)

- подай-ка мне эту шкатулочку. Видно, что она старая вещь,ручной работы: резьба, рисунок и сделана она из чего?

(Ответы детей)

Хозяйка: Давайте посмотрим, что в ней храниться.

(Открывают, лежит письмо)

Хозяйка: Может быть здесь ответ о чуде - чудном, о диве - дивном?

Слова в письме.

Шкатулка моя тайная,

Загадками полна,

Их если угадаете

Узнаете сполна.

1. Загадка Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (печь)

Хозяйка: Печь была своеобразным центром избы – символом добра и тепла.

Ребята, кто знает какое добро дарила печь людям?

(Ответы детей)

2. Загадка «4 брата одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят» (стол)

Хозяйка: Его еще называют «Божья ладонь» - поэтому по нему нельзя

было бить, садиться, влезать на него детям.

За столом собиралась вся семья. Еще наши предки говорили

«Когда семья вместе и душа на месте».

3. Загадка «Стоит кошка о 4 ножках» (лавка)

Хозяйка: Лавка тоже имела свое назначение. Одни лавки были прибиты

вдоль стен в круговую, на них (показ фото)

мужчины занимались хозяйственными работами: плели лапти,

корзины, крутили веревки, (показ иллюстраций)

на этих лавках спали.

Были и другие лавки, которые можно было передвигать по избе.

- Мы на чем сидим? (ответы детей)

4.Загадка Прячет бабушка там вещи:

Сапоги, кафтан, сюртук

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут…. (сундук)

Он был нужен не только для хранения одежды. На сундуке спали, т. к. не хватало всем места на печи и лавках.

5. Загадка «Маленький, пузатенький в печке сидит, все время

ворчит, щи, да кашу варит».

Хозяйка берет с печи чугунок.

- В таких чугунках варили вкусную еду. Чугунки были большие и маленькие.

6. Загадка И светит, и кипит

В дырочку льется,

А станешь пить – жжется,

К столу приглашает,

Да всех чаем угощает. (самовар)

Хозяйка: Самовар - это символ домашнего уюта и гостеприимства.

- Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)

- А еще его называют «Птица-жар», потому что он долго остывает.

- Самовар имеет свою историю.

Первые самовары появились на Урале. А 1-ую самоварную фабрику в г. Тула основал Иван Лисицин. Это было очень давно 240 лет назад.

(обращает внимание на самовар)

Хозяйка: Для чего нам нужен самовар?

- Правильно в нем кипятят чай. Поначалу самовары были похожи

на чайник с ручкой и трубой, и выглядел очень просто.

(показ фото)

Но скоро фантазия мастеров разыгралась, они начали изготавливать самовары разной формы, с причудливыми ручками, подставками, кранами.

У меня есть фотографии разных самоваров.

(показ фото)

Вот этот самовар называется:

1. «Банка»

2. «Ваза»

3. «Желудь»

4. «Кувшин»

5. «Репка»

6. «Рюмка»

7. «Яйцо»

А недавно у нас в России сделали самый большой самовар.

(показ фото)

За 1 час из этого самовара можно угостить чаем очень много людей, его провали «народный самовар».

- Ребята, это ли не диво - дивное?

- А еще есть маленький самоварчик (h=3,5 мм.) в нем можно вскипятить только 1 каплю воды.

- Это ли не чудо – чудное?

Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества.

- А вот в давние времена, самовары были другими – вот такими.

(Хозяйка ставит на стол самовар)

- Это старинный самовар. Его топили дровами.

Не надо было специально топить печь, чтобы вскипятить воду для чая. Самовар это делал за несколько минут.

Вода в нем долго оставалась горячей и не остывала.

- Чтобы вскипятить чай, вот сюда, в самовар, наливали воду, вот так.

- Для растопки самовара годилось все: и щепочки, и палочки, и шишки.

(показ)

А для начала брали длинные щепки, они назывались – лучины. Их поджигали и от них загорались мелкие щепки.

- Чтобы хорошо разгорались щепочки и грелась вода, в народе говорили «Топили самовар сапогом». А когда разгорались дрова, как вы думаете, что происходило? (ответ)

- Так вот, чтобы дым не шел в дом, ставили трубу и вводили ее в печь или в окно.

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителям – детям, как ценное имущество.

Ставим самовар на самоварный столик, накрываем красивой салфеткой.

В богатых семьях было по 2 самовара: 1 – повседневный, в другой праздничный.

Гостей угощали только из праздничного самовара.

- Смотрю я, ребята, что-то мы с вами за разговорами засиделись, хочу с вами поговорить и увидеть, хорошо, ли вы запомнили, как называются самовары.

Игра «Собери самовар»

Хозяйка показывает детям туесок, в туеске карточки с заданием – собрать из разрезанных частей самовар (индивидуально каждому ребенку).

- Звучит музыка – песня «Пых – пых - самовар», дети собирают картинки.

Хозяйка. А я пока накрою стол.

Проводиться анализ игры.

Хозяйка. А теперь, как и велось в старину,

Я приглашаю вас к столу.

(Дети усаживаются за стол, хозяйка разливает из самовара чай)

Хозяйка. Любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара, попить

крепкого ароматного чая.

Люди говорили «Чай попьешь – 100 лет проживешь»

- Так какое же чудо привез купец жене?

Звучит песня «Красавец – самовар» Е. Птичкиной.

Публикации по теме:

«Гости из Кукляндии». Итоговое занятие проекта «Кукла» Видео«Гости из Кукляндии». Итоговое занятие проекта «Кукла» Видео Не так давно у нас в саду завершился проект "Кукла", начало которого было ознаменовано изготовлением кукол-кувадок и участием в миротворческой.

Интегрированное занятие в первой младшей группе «Птички в гости прилетели»Интегрированное занятие в первой младшей группе «Птички в гости прилетели» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Социально-коммуникативное»,.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «В гости к Лесовичку»Интегрированное занятие в подготовительной группе «В гости к Лесовичку» Ход занятия: Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро.

Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке»Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке» Доминирующая образовательная область Речевое развитие Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, продуктивная.

Мастер-класс «Чашки с самоваром. Мы за чаем не скучаем, мам и бабушек к самовару приглашаем!»Мастер-класс «Чашки с самоваром. Мы за чаем не скучаем, мам и бабушек к самовару приглашаем!» Для создания чашки нам понадобится: — картон или бумага. Отлично подойдут картонные коробки от продуктов. Для их упаковки используют картон.

Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости»Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости» Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости" Разработала: Колесникова Е. В. Цель: реализация новых форм взаимодействия.

Театрализованное занятие по экологической тропинке: «В гости к берёзке»Театрализованное занятие по экологической тропинке: «В гости к берёзке» Тема : " Праздник дерева " Задачи: - познакомить детей с особенностями русской красавицы ; - формировать представления о взаимосвязи растений.

Занятие с детьми младшего дошкольного возраста «В гости зайчик к нам пришёл»Занятие с детьми младшего дошкольного возраста «В гости зайчик к нам пришёл» Раздается стук в дверь. Воспитатель: Раз, два, три. Кто пришел к нам, посмотри! (Вносится мягкая игрушка «Заяц»). В. – Здравствуй, зайчик.

Занятие по развитию речи в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе» Цель: систематизировать знания детей по теме «Посуда»; закреплять умение образовывать единственное и множественное число существительных;.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Наша армия
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Занятие «В гости к самовару»
Опубликовано: 30 июня 2020 в 18:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Ласточка» в...
Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьётся С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою» К....
«Удивительный мир космоса». Конкурс поделок
Накануне празднования Дня Космонавтики в нашем детском саду был объявлен конкурс поделок на космическую тему "Удивительный мир космоса". Родители вместе...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись тарелочки мотивом...
Цель: Роспись рисунка - тарелочки мотивом «Гжель». Программное содержание: - Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить...