Занятия в ДОУ «Тундось вирьсэ» в подготовительной группе

Софронова Елена
Занятия в ДОУ «Тундось вирьсэ» в подготовительной группе

Методическая разработка занятия в ДОУ

«Тундось вирьсэ»

(подготовительная группа)

Цель: Пробудить интерес и стремление к общению на эрзянском языке, воспринимать и понимать его на слух. Воспитывать интерес к национальным традициям, культуре, быту и его языку.

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке на тему «Дикие животные». Закрепить знание раннее изученных слов, научить правильно произносить слова.

Развивающие. Формировать положительное отношение к эрзянскому языку. Развивать, расширять знания детей о природе родного края.

Воспитательные. Воспитывать любовь к природе родного края.

Методы и приёмы:

Словесный: ритуал приветствия, беседа, игра, разучивание эрзянских слов, индивидуальные ответы детей.

Наглядный: рассматривание картин-слайдов.

Анализ занятия

Практический: дидактические игры: «Какая, какое, какие», «Кто, что ест», «Какой дом», на эрзянском языке, физкультминутка.

Метод похвалы

Предварительная работа с детьми:

-Чтение рассказов о животных, деревьях, рассматривание альбомов «Дикие животные», «Деревья», «Времена года»;

-Закрепление изученных тем на эрзянском языке.

Материал:

Презентация по теме «Тундось вирьсэ», музыка для проведения физкультминутки.

Ход образовательной деятельности.

Ритуал приветствия «Давайте познакомимся».

Воспитатель: Шумбрачи эйкакшт (Здравствуйте дети).

Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Елена Ивановна, а как Вас зовут? Мон лемем Елена Ивановна, а кода тонть леметь?

Дети: Монь лемем ….

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии, мы с вами познакомимся с новыми словами. А для этого отправимся в царство Времён года. Для того, чтобы попасть нам туда мы произнесем волшебные слова, повторяйте за мной.

Гимнастика для языка.

Ндо, ндо,ндо

Вто, вто, вто

Оло, оло, оло

Гиз, гиз, гиз

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были времена года. Какие?

Дети: Зима, весна, лето, осень. Слайд №2

Воспитатель: Назовём их на эрзянском языке.

Дети: Теле-зима, тундо-весна, кизэ-лето, сёксь-осень.

Воспитатель: Но не было в этом царстве никакого порядка. Каждый жил сам по себе. Времена года часто ссорились и перепутали свои дома. Давайте, поможем заселить каждое время года в свой дом.

Воспитатель: Давайте, поиграем в игру «Какой дом» (Кодамо кудозо).

Игра «Какой дом» (Кодамо кудозо) Слайд №3

(закрепление времён года, цветов на эрзянском языке)

У зимы какой дом? (Теленть кодамо кудозо)

Дети: Теленть ашо кудозо (У зимы белый дом)

Тундонть пиже кудозо. (У весны зелёный дом)

Кизэнть якстере кудозо. (У лета красный дом)

Сёксенть ожо кудозо. (У осени жёлтый дом)

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна (Тундо).

Воспитатель: Молодцы, ребята! В благодарность, что вы помирили времена года. Весна нас приглашает в путешествие в лес.

Посмотрите на экран, какие деревья растут в лесу, назовите их на эрзянском языке. (Кодат чувт касыть вирьсэ) Слайд №4

Дети: Вирьсэ касыть килейть (в лесу растут берёзы);

Вирьсэ касыть тумот (в лесу растут дубы);

Вирьсэ касыть пекшеть (в лесу растут липы);

Вирьсэ касыть топольть (в лесу растут тополя);

Вирьсэ касыть пичеть (в лесу растут сосны);

Вирьсэ касыть кузт (в лесу растут ели).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как нужно себя вести в лесу. Слайд № 5

Дети: 1. Нельзя кричать и включать громко музыку

2. Нельзя ломать ветки деревьев.

3. Нельзя оставлять мусор в лесу.

4. Нельзя забирать домой детёнышей диких животных.

5. Нельзя разорять птичьи гнёзда.

6. Нельзя разжигать костры.

7. Нельзя рвать и топтать цветы, траву.

8. Нельзя ловить насекомых.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами вспомнили правила поведения в лесу. А сейчас давайте отдохнём.

(Дети стоят в кругу на паласе).

Физкультминутка «Тундось сась» Слайд №6

Тундось сась, (идут по кругу)

Тундось сась.

Ловось авардезь ёмась (приседают)

Тикшесь кармась лисеме, (встают)

Нармунтне ливтямо. (машут руками, изображая птиц)

Масторось, мазылгадсь (плавно разводят руки в стороны)

Лопатне пижелгадсь. (поднимают руки вверх)

Воспитатель: Какие животные живут в лесу?

Дети: В лесу живут дикие животные.

Воспитатель: Дикие животные, по эрзянски вирень ракшат.

Давайте повторим

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с названиями диких животных на эрзянском языке.

Воспитатель: Давайте, посмотрим на экран и прочитаем, на эрзянском языке. Слайд №7

заяц-нумоло,

волк-вергиз,

белка-ур,

медведь-овто,

лиса-ривезь,

ёж-сеель.

(дети читают слова в соответствии с картинкой)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какой, какая, какие» (Кодамо).

Игра «Какой, какая, какие»

(закрепление названия дикого животного, цвета на эрзянском языке).

Овтось –тюжа

Верьгизэсь-серой

Ривезесь – рыжой

Урось- -рыжой

Нумолось- серой

Сеелесь-раужо

Воспитатель: Давайте, угостим диких животных, вкусненьким.

Игра «Угости животное»

(закрепление названия дикого животного, продуктов питания на эрзянском языке)

Воспитатель: Что любят есть животные? (Мезе вечкить ярсамо вирень ракшатне)

Кто любит морковь? (Кие вечки пурька) Слайд №8

Дети: Нумолось вечки пурька.

Воспитатель: Кто любит мёд? (Кие вечки медь)

Дети: Овтось вечки медь.

Воспитатель: Кто любит орехи? (Кие вечки пешть) Слайд №9

Дети: Урось вечки пешть.

Воспитатель: Кто любит рыбу? (Кие вечки калт)

Дети: Верьгизэсь вечки калт.

Воспитатель: Кто любит мышей (Кие вечки чеерть) Слайд №10

Дети: Ривезесь вечки чеерть.

Воспитатель: Кто любит яблоки? (Кие вечки умарть)

Дети: Сеелесь вечки умарть.

Воспитатель. - Молодцы, вы угостили всех диких животных. Пора нам возвращаться в детский сад.

Вы сначала улыбнитесь,

На носочки поднимитесь.

За руками подтянитесь,

И в весенние листочки превратитесь.

Покружились, полетали,

В детский садик мы попали.

-Чем мы сегодня занимались? С какими новыми словами познакомились?

-Что вам понравилось на занятии?

Литература.

1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации/ А. И. Исайкина. - Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО,2007.-64с.

2. Мы в Мордовии живём: пример. регион. Модуль программы дошк. образования/ О. В. Бурляева и др---Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.-104с.

3. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. / В. И. Ковалько – Москва, 2011г.

4. Щемерова. Н. Н. Развитие общения дошкольников на мордовских языка: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н. Н. Щемерова. – Саранск: Мордов. гос. пед. институт, 2013.-62с.

Прикреплённые файлы:

tundos-virsye_pf8nr.pptx | 9851,28 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в подготовительной группеКонспект комплексного занятия в подготовительной группе В нашем ДОУ проходит контроль непосредственно-образовательной деятельности по всем видам, контроль осуществляет заведующий и старший воспитатель. По.

«Путешествие на Луну». Конспект занятия в подготовительной группе Цели и задачи: вызвать интерес к космическому пространству; расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к.

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группеКонспект итогового занятия по математике в подготовительной группе Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года Задачи: закреплять знания счета в пределах.

Автор публикации:
Занятия в ДОУ «Тундось вирьсэ» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 января 2020 в 17:00
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 февраля. День «Зарницы» на МААМ

Миллионы мальчишек и девчонок в советское время играли в «Зарницу». Эта военно-спортивная игра традиционно проводилась в канун 23 февраля. «Бойцы» срывали погоны с противника и сражались за вражеский...

22 февраля. День опытов и экспериментов на МААМ

Не прекращаются занятия в научных лабораториях маленьких исследователей. Лаборатории эти являются важными элементами развивающей среды. Они заводятся педагогами в детсадовских группах для развития у детей...

Фото отчет экскурсии в «Щурово городище»
Фото отчет экскурсии в «Щурово городище». Гацко Лариса. Блог. Ой вы гой еси, добры людушки! Добры людушки- Светлы душеньки! Светлы душеньки – Буйны...
Лотик Марина Проект «Ознакомление с профессией врача» в средней группе
Проект «Ознакомление с профессией врача» в средней группе Тип проекта: Групповой, познавательный. Вид проекта: Информационно - познавательный Срок:...
План-конспект открытого занятия по теме «Путешествие в сказочную страну Безопасности»
Конспект занятия Тема: «Путешествие в сказочную страну Безопасности» Целевая аудитория: 7 – 17 лет. Форма и методы работы: Наглядный: показ,...