Папки-передвижки

Адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ посредством коммуникативных игр

Лукьянова Валентина
Адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ посредством коммуникативных игр

Адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ через коммуникативные игры.

Авторы: Лукьянова Валентина Сергеевна, воспитатель

Кузнецова Ольга Сергеевна, воспитатель

Содержание

Аннотация

Актуальность

Цель

Задачи

Предполагаемый результат

Формы работы с детьми

Методы и приемы

Воспроизводимость

Интегративность

Публикация «Адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ посредством коммуникативных игр» размещена в разделах

Пояснительная записка

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Аннотация

Данные методические рекомендации будут полезны педагогам общеразвивающих групп, так как в условиях инклюзивного образования дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата могут посещать группу общей направленности. Данные рекомендации помогут воспитателям в организации процесса адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Также рекомендации будут полезны родителям детей данной категории. С их помощью родители смогут облегчить процесс адаптации детей.

Актуальность

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой и т. д.) и ему необходимо общение в детском коллективе. Для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата начало посещения детского образовательного учреждения связано с погружением в абсолютно новую социальную среду.

Правильная организация адаптационного периода у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата играет важную роль в формировании у них социальных навыков. Сформированное в этот период чувство доверия к окружающим людям, умение подчиняться принятым правилам позволяет детям впоследствии легче приспосабливаться к новым условиям жизни. Ведь взаимодействие со сверстниками и взрослыми в дошкольном детстве, как правило, становится основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

Цель: оказание методической помощи педагогам и родителям в организации работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в период адаптации.

Задачи:

1. Формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками

2. Развивать чувство доверия к сверстникам и взрослым

3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

4. Привлечь родителей к формированию коммуникативных навыков у дошкольников дома.

Предполагаемый результат

Применение педагогами и родителями данных рекомендаций позволят ребенку успешно пройти период адаптации:

- у ребенка появится интерес к окружающему миру и образовательной деятельности,

- возникнет потребность в налаживании контактов со взрослыми и со сверстниками,

- сформируется чувство доверия к окружающим людям.

В ходе реализации данных методических рекомендаций учитываются следующие принципы:

Принцип гуманизма. Принимая во внимание, что появление ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеразвивающей группе является стрессовой ситуацией для всех участников образовательных отношений, необходимо проявлять максимум чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Такое же отношение нужно воспитывать и у сверстников.

Принцип индивидуализации. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата настороженно относятся к сверстникам, необходимо, при организации процесса адаптации, учитывать опыт и потребность ребенка в общении. Взрослые должны выстраивать линию взаимодействия с ребенком, учитывая его особенности.

Принцип поэтапности обусловлен постепенностью освоения коммуникативными навыками.

Принцип развития. Заключается в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия с ребенком помочь ему в выработке нового способа общения с окружающими его людьми, тем самым оказав развивающее влияние на его личность.

[b]Принцип цикличности обусловлен поэтапностью обучения. Доказано, что наибольшая активность детей проявляется при многократном повторении.

Принцип вариативности осуществляется при повторении материала в разных видах деятельности (игре, в режимных моментах). Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически.

Формы работы с детьми:

- индивидуальная

- групповая

Методы и приемы, которые могут использовать педагоги и родители при организации процесса адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:

- словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова) - помогает осмыслить поставленную задачу и осознанно ее выполнить. Ребенок, который понимает объяснения, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт со сверстниками.

- наглядные (использование игрушки, показ действия, картинки) - обеспечивает яркость восприятия, что связано с особенностями детского мышления

- практические (упражнения, игры) – обеспечивает приобретение практического опыта. Игровая деятельность, как в индивидуальной, так и в групповой форме, направлена на знакомство и сплочение детей друг с другом и воспитателем.

Воспроизводимость

Данные методические рекомендации будут полезны педагогам общеразвивающих групп, так как в условиях инклюзивного образования дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата могут посещать группу общей направленности. Данные рекомендации помогут воспитателям в организации процесса адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. А также рекомендации будут полезны родителям детей данной категории. С их помощью родители смогут облегчить процесс адаптации детей.

Интегративность образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

Пояснительная записка

Я. Корчак утверждал, что «Успешная адаптация ребенка в детстве – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений».

Сложность адаптационного периода у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата состоит в том, что до поступления в дошкольное учреждение, родители, как правило, ограничивают ребенка в общении с другими детьми, оказывают ему повышенное внимание, ограждают детей от чрезмерных усилий. Многие действия делают за ребенка, хотя он может сделать это сам (самообслуживание, прием пищи, передвижение с опорой, не соблюдают режим дня дома.

В результате, при поступлении в детский сад, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, нетерпимо относятся к тому, что приходится делить внимание взрослого с другими детьми. Многие дети испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым требованиям, новым социальным контактам, стилю общения. Возможны неадекватные поведенческие реакции: агрессия (ревность) по отношению к сверстникам, родителям; замыкание, частые заболевания. Процесс адаптации осложняется, так как ребенок с особенностями в здоровье привыкает к новым условиям гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации.

Для педагога сложность состоит еще и в том, чтобы подготовить родителей и воспитанников к появлению в группе ребенка с особенностями развития, внушить им толерантное отношение к особому ребенку.

В снижении напряжения у детей в период адаптации, развитии навыков общения со сверстниками и взрослыми могут помочь игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей.

Игра «Снежный ком» позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт и разрядить обстановку. Начать игру должен воспитатель, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя воспитателя и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая.

Игра «Клубочек» учит детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, воспитывает доброжелательные партнерские взаимоотношения, расширяет коммуникативные возможности детей, развивает навыки активного слушания, развивает навыки взаимодействия в коллективе сверстников.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. 2016 г.

2. Учебное пособие «Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом». А. В. Кроткова, 2007 г.

3. Игры для развития коммуникативных навыков (https://infourok.ru/kartoteka-igry-dlya-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-5485088.html)

Приложение 1

Рекомендация для родителей

«Адаптация без слёз»

Уважаемые родители!

Мы очень рады, что ваши дети будут посещать наш детский сад. Надеемся, что у нас установятся хорошие отношения с вами и вашими детьми. Предлагаем некоторые рекомендации, которые помогут подготовить ребенка к поступлению в детский сад.

Можете ли вы себе представить, каковы ощущения ребёнка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причём все они больше вас, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неясны – добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже). Их так много, и нет ни одного знакомого, близкого человека.

Согласитесь, картина не из приятных. Конечно, когда ребенок привыкнет к новой ситуации, к новым людям: воспитателям, другим детям, это неприятное впечатление изменится и ребенок успокоится, привыкнет к условиям детского сада. Но в начале его новой жизненной ситуации ребенку нужна помощь и поддержка.

Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребенка как можно безболезненнее. Активное сотрудничество с педагогами ДОУ позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.

Так что же такое адаптация?

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на различных уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, неизвестных людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Психологи различают три степени тяжести адаптации:

Легкая адаптация: ко 2-3 неделе пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Есть признаки психического стресса (временная потеря аппетита, сна, частые слезы);

Тяжёлая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений. Ребёнок теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными проявлениями.

В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры тела, снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний, усиление нервозности, ухудшение сна, сокращение словарного запаса.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, капризы, истерики, неуважительное отношение к взрослым, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание, агрессивные проявления по отношению к сверстникам и взрослым, пассивность и др.

Ребенок в период адаптации нуждается в усиленном внимании, так как из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. Это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.

Причины осложнения процесса адаптации:

Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду.

Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития.

Отсутствие навыков самообслуживания.

Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

Избыток впечатлений

Надо помнить, что для малыша - это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость - это нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Ребёнок может привыкать к садику 2-3 месяца.

Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всё также рядом.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так,

рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям следует заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения ДОУ.

Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи, соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду не более чем на два часа. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз, после прихода их детского сада, необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, т. к. это формирует позитивное отношение к ДОУ.

Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные дни стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Уважаемые родители! Скоро Ваш ребёнок начнёт посещать дошкольное учреждение. Мы хотим, чтобы время, которое он проведёт в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать как можно больше об особенностях семейного воспитания, привычках и предпочтениях вашего малыша. С этой целью проводится анкетирование, результаты которого позволят определить, насколько ваш ребёнок готов к поступлению в детский сад и помогут обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку со стороны сотрудников детского сада. Надеемся на Ваши искренние ответы.

По всем вопросам, которые будут возникать у Вас в процессе адаптации ребёнка к детскому саду, вы можете обратиться к воспитателям, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, и другим специалистам ДОУ.

Желаем вам удачи и ждем ваших малышей!

Памятка

Как надо вести себя родителям в период адаптации ребенка?

1. Не оставлять ребенка в детском саду на целый день, забирать его как можно раньше домой в первое время

2. Создать спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье.

3. Водить в садик, только здорового ребенка.

4. Не ходить с ребенком в цирк, театр, гости на время адаптации малыша – уменьшить время просмотра телевизионных передач.

5. Узнать режим дня детского садика и приблизить режим ребенка дома к режиму дня детского сада, в который поступил ребенок.

6. Рассказать воспитателям ребенка детского садика об особенностях характера ребенка.

7. Не наказывать малыша за капризы, больше хвалить. Если у ребенка наблюдаются признаки невроза, обратиться к специалистам.

8. Обеспечить ребенка комфортной одеждой и обувью, чтобы по возможности ребенок сам мог переодеться на прогулку, в группу.

9. Поощрять самостоятельность ребенка: терпеливо ждать, пока ребенок поест, оденется, обуется, соберет игрушки.

Приложение 2

Коммуникативные игры и упражнения

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения, а также поучаствовать в игре самому.

Продолжительность упражнения - 10-15 минут.

«Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Также можно провести игры такие как: «Назови имя», «Чей голосок?», «Новоселье», «Найди игрушку», «Как пройти?», «Чьи вещи» и т. д.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ посредством коммуникативных игр
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 13:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД