Папки-передвижки

Анализ литературного произведения (памятки для воспитателей)

Айгуль Гунсарова
Анализ литературного произведения (памятки для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы

Памятки для воспитателей

Анализ литературного произведения

Художественное исполнение литературного произведения требует тщательной подготовки. Предварительная работа над произведением – работа творческая. Прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.

Условно можно выделить три аспекта анализа:

Публикация «Анализ литературного произведения (памятки для воспитателей)» размещена в разделах

Содержательно-методический. Воспитатель должен хорошо изучить данное произведение, осмыслить его идею, понять замысел автора. Воспитатель должен определить, что ребенок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками. Воспитатель должен заранее подготовить вопросы.

Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения. Независимо от вида исполнения (чтение или рассказывание, от жанра исполняемого произведения, чтец-рассказчик обязан хорошо усвоить текст. В процессе творческой работы над произведением намечаются и средства художественной передачи. Основное средство выразительного звучания произведения - голос. Разнообразные интонации голоса, всевозможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка исполняемого произведения. Овладеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя.

Приемы художественного чтения и рассказывания

Художественное чтение и рассказывание - сложный вид искусства. Для того чтобы в совершенстве овладеть приемами художественного исполнения, Воспитатель должен проделать большую работу, систематически упражняться в овладении навыками выразительного чтения.

Чтецу необходимо на основе глубокого, полного понимания содержания исполняемого текста легко находить и использовать соответствующие приемы художественного чтения и рассказывания.

Можно выделить следующие основные приемы:

Основной тон – основное звучание литературно-художественного произведения; он является как бы фоном, на котором чтец рисует отдельные картины, события, героев-участников этих событий.

Основной тон определяется содержанием (торжественный, спокойный, радостный, грустный) и художественной формой исполняемого текста (жанр, стиль, язык литературного текста). Так, басни читаются иначе, чем лирические стихи, также следут учитывать индивидуальные особенности творчества каждого писателя.

Интонации – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства, мысли, помогающие ему рисовать художественные образы, воздействовать на эмоции слушателей. Чем сложнее и богаче интонации, тем тоньше и художественнее исполнительское мастерство чтеца. Для различной интонационной окраски речи используются следующие элементы: ударения, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса). Слова героев произведения должны быть переданы чтецом так, чтобы слушатели поняли не только их смысл, но и представили себе характеры персонажей, их внутреннее состояние, внешний облик, манеру поведения и речи.

Логика чтения. Идейное содержание накладывает определенный отпечаток на все элементы произведения: на раскрытие сюжета, художественные образы, характеры героев, их поступки и т. д. Поэтому первой заботой чтеца должно быть проникновение в суть произведения, правильное понимание его в целом, понимание отдельных конфликтов, действий, характеров. Слова в каждом предложении находятся в логической, смысловой связи. Главные слова при чтении требуют соответствующих логических ударений. Ударные слова выделяются с помощью изменения силы голоса (повышение, понижение, темпа (замедление, ускорение, при произнесении их, постановки пауз перед ними.

Во время эмоционального напряжения исполнителя выразительной передаче текста способствуют его мимика, жест, поза. Искусство художественного чтения требует также хорошего овладения техникой речи.

Методы работы с детьми над художественным произведением

Их можно условно разделить на три группы:

Методы, помогающие ребенку воспринять авторские средства раскрытия идеи и образов произведения (чтение, рассказ, беседа).

Методы, помогающие организовывать и систематизировать опыт детей, необходимый им в восприятии художественного произведения (проведение экскурсий, встречи с людьми различных профессий, рассматривание иллюстраций и репродукций).

Методы организации повторного переживания детьми впечатлений от чтения художественного произведения (художественная и игровая деятельность).

Кроме того очень эффективен тематический метод чтения литературных произведений. Чтение ряда произведений на одну тему дает возможность ребенку многократно воспринять образ с разных сторон.

Беседа — важный прием углубления восприятия детьми книги. Она дает возможность обратить внимание на главное, самое важное, дает возможность детям показать свое отношение к героям произведения.

- Беседа - это не опрос, а доверительный разговор, сопереживание с детьми.

- Переход от чтения к беседе должен быть незаметным, не сбивать эмоциональный настрой, вызванный чтением.

- Вопросы беседы следует планировать заранее, они должны быть краткими, точно сформулированными, не быть однотипными. Одинаковое звучание вопросов создает монотонность.

- Вопросы беседы по произведению любого содержания не должны побуждать к механическому воспроизведению текста, к односложным ответам «Да», «Нет». Вопросы по возможности должны носить проблемный характер. Ребенка нужно учить думать над художественной книгой

- Не стоит в начале беседы по художественной книге давать вопросы, ведущие к обобщению, выводу.

- Беседа с элементами драматизации всегда проходит очень живо и интересно. Понимание литературного героя и отношение к нему углубляется не только в процессе разговора, но и в деятельности ребенка.

- Словесная игра используется в ходе беседы, помогает ребенку войти в образ.

- Беседа с использованием приема словесного рисунка помогает детям представить литературный образ, «увидеть» его даже тогда, когда нет иллюстраций. В ходе беседы детям предлагают рассказать, «как бы ты нарисовал?. Какого он роста, во что одет, какого цвета глаза, волосы и т. д. ?».

- Воображаемый диалог юного читателя с литературным героем. Это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к художественному образу. Например, обращение ребенка к литературному персонажу и предполагаемый ответ, который формулирует и проговаривает сам ребенок. Ответ может придумать его товарищ, можно ограничиться одним обращением к литературному герою, в котором малыш выразит свое отношение.

- Написание письма литературному герою, как и воображаемый диалог, побуждает детей выразить свои чувства в слове.

Использование наглядности как метод углубления восприятия.

Наглядность имеет различные формы:

- речевая (выразительное чтение или рассказывание воспитателя, создающие звуковые образы,

- предметная (объекты реальной действительности, макеты, муляжи, игрушки,

- изобразительная (картины, иллюстрации, фотографии,

- двигательная (действия детей, соответствующие образу, выраженному в слове).

Методы организации повторного переживания художественной книги.

- Комментированный рисунок детей.

- Театрализованные представления и спектакли по сюжетам литературных произведений, они позволяют ребенку самому эмоционально прожить жизнь того или иного героя литературного произведения.

- наличие минибиблиотеки, которая постоянно должна пополняться новыми книгами и обновляться.

Методы, подготавливающие восприятие детьми художественного произведения, систематизирующие опыт детей. Для того чтобы полноценно воспринять художественную книгу, нужны определенные знания, представления, словарный запас.

- разъяснение незнакомых слов,

- наблюдения,

- экскурсии,

- просмотр иллюстраций, фильмов,

- предварительная беседа и др.

Публикации по теме:

«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи» Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Порядок анализа игровой деятельности Анализ игровой деятельности (для воспитателей) Основные направления анализа: • Беседа с воспитателем • Определение места игры в педагогическом.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Памятки для родителей Тактика поведения с ребенком холерического темперамента 1. На такого ребенка наиболее вредное действие оказывает чрезмерное ограничение.

Памятки для родителей детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Для того, чтобы обрести в лицах родителей детей - воспитанников наших союзников, следует настроиться на диалог, а не.

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения» Технологическая карта урока изобразительного искусства учитель изобразительного искусства Пермина П. Д. 5 класс УМК: С. П. Ломов «Изобразительное.

Тематические памятки для родителей «Одежда» Дорогие родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем «Одежда»Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме, учить правильно, называть.

Тематические памятки для родителей «Транспорт» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаемТранспортЦель: Расширение представлений о транспорте и правилах поведения на проезжей.

Тематические памятки для родителей «Весна» Дорогие Родители! На этой неделе мы с ребятами изучаем тему: Весна. Солнышко. Цель: Формировать элементарные представления о времени года.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ литературного произведения (памятки для воспитателей)
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 11:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ литературного произведения (памятки для воспитателей)» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Гунсарова (УИ 24722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД