Лучший педагог года

Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе

Елена Петрова
Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе

Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Младший дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Публикация «Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе» размещена в разделах

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий решаются следующие задачи :

1. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть игра «Чудесный мешочек»;

2. Сравнивать схожие по внешнему виду предметы: кофе-чай (д/и «Не ошибись»)

3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему)

4. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается)

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

О природных явлениях (состояние воды, теплота, вес, звук, притяжение)

О мире растений (способы выращивания растений)

О способах исследования объекта ( кулинария для кукол: как заварить чай)

Об эталоне «1 минута»

О предметном мире (краски и т. д.)

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающие сенсорные признаки свойства, явления или объекта (цвет, форма, величина, мнется-ломается, высоко-далеко, мягкий-твердый-теплый).

Средний дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится)

2. Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С целью она используется)

3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая)

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

o О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса)

o О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками)

o О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет. Влага, тепло)

o О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.)

o О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, призма и т. д.)

o О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т. д.)

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов ( таких как: сахарница, мыльница и т. д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, треугольник и т. д.)

Старший дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1. Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол)

2. Классификация на основе сравнения: по длине (гольфы-носки, форме (шарф, платок, косынка, цвету/орнаменту ( чашки: одно- и разноцветные, материалу (платье шелковое - шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше свойств и качеств»).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

• О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

• О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день-ночь, месяц, сезон, год).

• Об агрегатных состояниях воды (как образуется снег, град, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу).

• О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

• О предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.)

• О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слов (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (легкий-тяжелый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»)

Публикации по теме:

Проект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Люби и знай свой край родной» «Ты вспоминаешь не страну, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такой, какой её ты в детстве увидал» К. Симонов Актуальность.

Конспект образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе Цель: обобщить знания детей о свойствах мыльных растворов. Задачи: Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, их.

Конспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности «Тайны мыльных пузырей» в средней группеКонспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности «Тайны мыльных пузырей» в средней группе Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует.

Консультация «Предметно-развивающая среда в каждой возрастной группе»Консультация «Предметно-развивающая среда в каждой возрастной группе» .

Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группе Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группеНастоящий интерес к театрализованной игре появляется.

Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Живая природа № Объект Название опыта Цель.

Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе Неживая природа № Объект Название опыта.

Проект по экологии и экспериментально-исследовательской деятельности «Секреты воды» в средней группе детского сада Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 4 недели(2 половина ноября – 1 половина декабря) Участники.

Сказки в экспериментально-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста "Как Айка и Идейка ходили в гости к тучке"Цель: помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 22:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД