МААМ-картинки

Методические рекомендации воспитателям по формированию основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Светлана Моргуненко
Методические рекомендации воспитателям по формированию основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В работе по патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие принципы:

- Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

- Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Публикация «Методические рекомендации воспитателям по формированию основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

-Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

-Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами. Это: воображение, фантазия, «открытие», озарение, полезность, новизна. А с другой стороны - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества)

-Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Работу по патриотическому воспитанию воспитателю нужно начинать с разработки перспективного плана. Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает непосредственную образовательную деятельность, игры, экскурсии, праздники и досуги. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

В образовательной деятельности используется музыка и песни о Москве, иллюстрации и открытки, репродукции картин, презентации, фотографии, плакаты, журналы, газетные вырезки, карта, план улиц города, а также художественное слово – стихи, рассказы, поговорки.

В соответствии с планом, можно провести образовательную деятельность: «Мой родной город», «Москва – город древний», «Красная площадь. Кремль», интегрированную образовательную деятельность «Прогулка по Москве», «Знакомство детей с бытом и традициями русского народа», лепка, рисование по народным промыслам: «Знакомство с Гжелью», «Дымковские ложки», рисование «Костюм для русской красавицы». Аппликация «Народный костюм», «Украсим станцию метро». В подготовительной группе: «Наш округ», «Москва – столица России. Символика Москвы», «Как жили москвичи в древности», «Москва – центр культуры». И цикл бесед с детьми: «Улица, на которой я живу», «Станции московского метро», «Район, в котором я живу», «Поэты – москвичи», «Их помнят и чтят москвичи» и другие. Дидактических игр: «А я иду, шагаю по Москве», «Узнай по описанию», «Узнай по фрагменту», «Чего не было в старину», «Найди отличия», «Собери картинку», «Найди герб Москвы (округа, района)», «Разложи по порядку», «Картинки-загадки». Сюжетно-дидактические игры «Путешествие по Москве», "Поездка в зоопарк». Можно изготовить кроссворды для детей подготовительной группы о Москве. Сейчас довольно много различных мозаик, пазлов, материалов по конструированию имеют тематику Москвы, например набор кубиков «Кремлевская стена», пазлы с архитектурными достопримечательностями Москвы, например Казанский собор, макеты зданий Москвы. Можно использовать в работе с детьми игры – викторины, КВН: «Мы знаем свой город», «Кому поставлен памятник», «Я – москвич», сюжетно-ролевые игры «Путешествие по родному городу Москва», «Путешествие по станциям метро Москвы», «Путешествие по достопримечательностям Москвы».

Использовать в игровой деятельности детей народные игры, которые очень любят дети: «Бояре», «Шла коза по лесу», «Ручеёк». Игры – хороводы «Вышел Ваня погулять». Прослушивание русских народных песен. Включать их в непосредственную образовательную деятельность. Разучивать частушки с детьми. В работе воспитатель должен использовать различные картинки, записи песен, готовить презентации, устраивать просмотры мультфильмов.

Устраивать целевые прогулки: по улицам, носящим имена героев России, героев Великой Отечественной войны. Экскурсии к памятникам боевой славы.

Оформить выставку вместе с детьми в книжном уголке: «Моя Москва», «Моя Родина», «Наша армия» (художественная литература, открытки, иллюстрации, портреты полководцев и др.)

Оформить патриотический уголок в группе.

Обязательно включать в работу родителей: в оформлении выставки семейных фотоматериалов, фотовыставки «Спасибо деду за победу!» памятных вещей, попросить родителей рассказать о своем труде, семейных традициях и т. п.

Так же важно проводить кружковую работу в музее «Русской избы» дошкольного учреждения. Можно оформить мини – музей в группе «Уголок русской избы». Обязательно оформить уголок патриотического воспитания в группе.

Воспитатель должен использовать средства патриотического воспитания не только на непосредственной образовательной деятельности, а в игре, и во всех режимных моментах, так же беседах с детьми, народный фольклор: пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, народные песни и былины. А перед дневным сном будет рассказывать русские народные сказки, пословицы во время подготовки к завтраку, поговорки при обыгрывании разных ситуаций, то всё это тесно вплетётся в детское сознание.

Воспитатель должен вести совместную работу с музыкальным руководителем. Дети должны участвовать в народных праздниках «Масленица», «Колядки», «Заклинание весны» и других.

Публикации по теме:

А что же такое личностно-ориентированный подход? А что же такое - личностно-ориентированный подход? В современной педагогике и психологии появился термин: "личностно-ориентированный подход".

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации воспитателям по формированию основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 15:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД