Папки-передвижки

Воспитание и развитие музыкального мышления на уроках сольфеджио

Юлия Мамаева
Воспитание и развитие музыкального мышления на уроках сольфеджио

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Линевская детская школа искусств»

Искитимского района Новосибирской области

Методическое сообщение

Тема: "Воспитание и развитие музыкального мышления

на уроках сольфеджио"

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Мамаева Ю. А.

Линево

2022 г.

Общее понятие о мышлении

Публикация «Воспитание и развитие музыкального мышления на уроках сольфеджио» размещена в разделах

Слово «мышление» произошло от слова «мыслить». Мышление – это сложный познавательный психический процесс - высшая форма отражения мозгом окружающего мира. Это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся. Но для того, чтобы музыкальное искусство со всей своей силой воздействовало на развитие личности учеников, необходимо воспитать эмоционально-сознательное отношение к урокам.

Обучение в Детских школах искусств должно вести к развитию познавательных способностей, к росту интеллектуального уровня учащихся. Но как сделать, чтобы ученики не только усвоили определенные знания, но и стали умнее, научились самостоятельно мыслить?

Современная психологическая и педагогическая наука (Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, А. М. Матюшкин, Г. И. Щукина и др.) подчеркивает необходимость всемерного развития у обучаемых активности мыслительной деятельности, умения самостоятельно ставить задачи и находить пути и способы их решения.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли – это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности.

Общее понятие о музыкальном мышлении

Когда мы слушаем музыкальное произведение, мы сравниваем между собой звуки мелодии, различаем их движение, повторы, скачки, следим за тембровым, ритмическим, гармоническим развитием, чувствуем ладовую выразительность мелодий и интонаций, смену темпа, начало и концы фраз, предложений, частей, сравниваем музыку с ранее слышимой, постигаем ее содержание, используя все знания и опыт. При этом активизируется универсальная интегративная способность - мышление на основе музыкального языка, то есть музыкальное мышление.

Музыкальное мышление представляет собой реальную психическую деятельность, с помощью которой личность приобщается к высотам музыкального искусства, постигает смысл заключенных в нем духовных ценностей. Это процесс моделирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Оно возникает в процессе и как результат активного, эстетически окрашенного взаимодействия со звуковой реальностью. Эстетически окрашенным может быть отношение ко всему окружающему миру (природа, быт). Однако, для формирования музыкального мышления, первостепенную роль играет звуковая реальность, уже несущая в себе эстетическую организацию. Это - музыкальное искусство.

Искусство в целом - это сложнейшая система. Между тем, конкретному человеку оно является через конкретные музыкальные произведения, и личность осваивает их с помощью конкретных, общественно выработанных способов практической музыкальной деятельности. Поэтому практика музыкальной деятельности очень важна.

Музыкальное мышление связано непосредственно с рождением художественного образа. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал – материального, духовного и логического.

К материальному началу относят:

- нотный текст,

- акустические параметры,

- мелодию,

- гармонию,

- метроритм,

- динамику,

- тембр,

- регистр,

- фактуру;

к духовному началу:

- настроения,

- ассоциации,

- выражение,

- волю,

- чувства;

к логическому началу:

- форму,

- жанр,

- содержание.

Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании, вот только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления.

Музыкальное мышление – это процесс интегрирующего характера, но главное условие протекание творческого процесса – состояние особой активности личности, обострение чувств и всего строя восприимчивости. И поскольку специфика художественного мышления выражена в особом значении эмоции, момента переживания, постольку большое внимание в занятиях музыкой должно быть уделено созданию соответствующего настроения, атмосферу эмоциональной приподнятости. Всё, что человек делает, что он умеет, показывает уровень его развития - ту ступень, которой он достиг, и те качества, которые в нём проявляются на данном этапе. Подобные соображения должны лежать в основе внутреннего плана действий педагога, когда он ставит перед собой задачу воспитания музыкального мышления ученика.

Каждый, кто пытается систематизировать и изложить методику воспитания музыкального мышления, очень скоро обнаруживает, что к любой, взятой за исходную, проблеме развития музыканта присоединяются всё новые и новые. Оказывается, что специальной, узконаправленной области педагогической работы в классе, которая привела бы к развитию музыкального мышления, попросту говоря нет. Г. Г. Нейгауз писал, что нельзя говорить о звуке, не упоминая о ритме, и о технике, изолированно от музыки, потому что все стороны работы музыканта тесно переплетены. И можно добавить, что все они в совокупности должны развивать художественное профессиональное мышление ученика.

Музыкальное мышление естественно развивается в процессе овладения конкретной музыкальной специальностью, в ходе развития личности ученика, с приобретением знаний и ростом профессионального мастерства. Эффективность работы, направленной на воспитание музыкального мышления ученика, зависит не только от содержания занятий педагога, но, в конечном счете, от форм и методов обучения. Существуют установки внутри каждой из трёх важнейших сторон работы педагога с учеником - музыкально-профессиональной, методической и психолого-педагогической. Эти установки соответственно:

- отношение к внутреннему слуховому представлению как основе музыкального мышления;

- понимание того, что вся аналитическая сфера действий музыканта должна быть соотнесена с логикой предмета (музыки);

- умение учитывать особенности психологии ученика.

Активная движущая сила и «основной капитал» музыкального мышления - слух и внутреннее слуховое представление. Вне способности оперировать слуховыми представлениями музыкальное мышление просто не может существовать. Поэтому необходимо добиться того, чтобы внутренне слуховое представление стало первоосновой – главной движущей силой и побудительной причиной всех рабочих действий ученика. Нужно иметь и чёткое представление цели стремление достичь её, умение найти средства для её воплощения. При потери связи с реальным звучанием вырастает опасность механической зубрёжки, увлечения техницизмом, «умствования». Это, конечно, нарушение законов художественной деятельности, художественного мышления, тогда занятия теряют всякую связь с искусством.

Также музыкальное мышление формируется и под воздействием социальной среды. Среди основных факторов, влияющих на его становление – семья, ближнее окружение (родные, друзья, средства индивидуальной и массовой коммуникации. Наибольшее влияние на развитие музыкального мышления оказывает семья и ближнее окружение, так как именно они закладывают основы интонационной чуткости, музыкального мышления, слуха и т. д., что создаёт предпосылки для последующего развития на уроках. Для развития музыкального мышления необходимо эффективное руководство, основанное на личностном подходе, обеспеченном адекватным содержанием и принципами музыкального образования. Межличностные взаимодействия учителя и учеников должны быть основаны на доверии, уважении, признании правомерности мнений, позиций и взглядов обучающихся при решении важных учебных проблем. Организовывая оптимальное педагогическое взаимодействие на уроке, необходимо стремиться, чтобы учащиеся не просто присутствовали на уроке, а активно участвовали в учебном процессе.

Развитие музыкального мышления на уроках сольфеджио на примере некоторых форм работы

Обратимся к опыту практической работы по развитию мышления учащихся на уроках сольфеджио.

1) СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ И ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА

Этот вид деятельности предполагает умение видеть и понимать нотную запись, слышать видимый текст внутренним слухом и переживать его эмоциональный смысл и уметь видеть и «понимать» клавиатуру инструмента, представлять себе топографию созвучий (их силуэты) и звуковысотных линий (секунд, квинт, септим и т. д.) ориентируясь на графический рисунок (выше, ниже, через одну и т. д., однородные ноты, неоднородные). Все это требует активизации мысли и должно совершенствоваться систематически, а не от случая к случаю. Естественно, что предлагаемый ученику материал для чтения должен быть понятен и доступен ему.

Мышление ученика развивается и в процессе предварительного анализа исполняемого с листа упражнения. Необходимо осознать лад, тональность, структуру, гармонический план. Для осознания ритмического рисунка ученик проговаривает ритмослогами (та, ти, ти-ри и т. д.) ритмический рисунок с тактированием. Читающий с листа должен также и видеть вперед: мотивами, фразами, предложениями. Все это помогает решить задачу развития у ученика мышления укрупненными единицами и также развивает музыкальную память.

2. ТРАНСПОНИРОВАНИЕ

Обязательным условием на уроках сольфеджио является транспонирование различных упражнений, мелодий, диктантов, гармонических последовательностей. В процессе транспонирования ученик вынужден мыслить укрупненными единицами, видеть логику построения гармонического оборота, например, в звуках до-ми-соль - видеть тоническое трезвучие (в до мажоре, а не отдельные ноты, понимать заполнение какого интервала происходит и каким образом (сверху, с середины и т. д., понимать опевания ступеней и фигуры ладового тяготения. То есть транспонирование - это еще один шаг в развитии мышления учащихся.

3. ДИКТАНТ

Приступая к написанию первых диктантов, ученик уже знаком с такими понятиями, как гамма, устойчивые ступени. Он их играет, поет, определяет на слух (упр. «фраза за фразой»). В процессе написания диктанта, наряду с музыкально-слуховыми представлениями ученик осмысливает и понимает услышанное. Например, движение по гамме, аккорду, устойчивым ступеням, вводным звукам и т. д. по степени наработки у него новых понятий и овладением этими музыкальными средствами.

При написании ритмических диктантов ученику тоже необходимо осмысливать сколько нот приходится на первую долю (вторую, третью, четвертую и т. д.) и расшифровывать их.

4. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ

При определении на слух ступеней, интервалов, аккордов на первое место опять выступают музыкально-слуховые представления, они являются ведущими.

Необходимо отметить, что вся работа на уроке сольфеджио связана с активным музыкально-мыслительным процессом. Без него, или с низкой интеллектуальной активностью учащихся процесс обучения затруднен.

В заключении хочется отметить, что развитие музыкального мышления происходит в первую очередь на уроке. Настоящий урок сольфеджио - это целостность, которая рождается на пересечении педагогической науки и искусства, с одной стороны, и музыкальной науки и искусства — с другой.

Многообразие видов деятельности на уроке соответствует многообразию форм бытования музыкального искусства, способствует развитию внимания и, благодаря этому, поддержанию высокой работоспособности в течение всего урока. Переключение обычно понимается как переход от пения к слушанию, от изучения нотной грамоты к движению и тому подобные смены внешних форм музыкальной деятельности.

Накопление музыкального и психологического опыта, драматургически грамотное построение урока, активизация всех уровней музыкального мышления в работе над конкретными заданиями и упражнениями позволяют достичь существенного развития музыкального мышления учеников. Это благотворно отражается и на общем развитии детей, и на результатах их музыкальной деятельности.

Список литературы

1. Практическое сольфеджио. Программа. Курск, 1997.

2. Баренбойм Л. Путь к музыке. М., 1975.

3. Бережанский П. Н. Формирование и развитие способности чтения нот с листа. Курск, 1996.

4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

5. Богоявленская О. Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью. - В кн. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.

6. Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976.

7. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. М., 1989.

8. Ю. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М. ,1982.

9. Алферов Г. А. Некоторые вопросы совершенствования самостоятельной познавательной деятельности студентов. - Сборник научных трудов. Саратов, 1982.

10. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., АН СССР, 1958.

11. Воронова Т. Н. О развитии музыкального мышления и усвоении специальных знаний в процессе обучения. - Сборник научных трудов. Саратов, 1982.

12. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М. ,1975.

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1957.

14. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

Публикации по теме:

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников» Добрый день! Меня зовут Шнейдер Екатерина Борисовна и я учитель – логопед МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш». Коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание и развитие музыкального мышления на уроках сольфеджио
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 13:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД