Бугаёва Лариса Михайловна
Методическое сообщение «Развитие речи на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль музыки в развитии речи дошкольника раннего возраста»- методическое сообщение на методическом объединении.
Своевременное овладение правильной речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления и установлению коммуникативных качеств при общении со сверстниками и взрослыми. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно, начиная с рождения и заканчивая 5-6 летним возрастом.
Публикация «Методическое сообщение „Развитие речи на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Пение - один из видов музыкальной деятельности, способствующий развитию речи. В раннем возрасте особое значение имеет правильный подбор репертуара. Песни и попевки для малышей должны быть просты и понятны,обладать позитивным настроем, а мелодия отличаться лёгкой гармонией и хорошим запоминанием, т. е- радовать слух ребёнка. Кроме этого обладать незначительным диапазоном и представлять эмоциональную и эстетическую ценность. При первом исполнении очень важно пропевать мелодию «акапелла», т. е. без музыкального сопровождения, чётко проговаривая слова, расставляя нужные акценты. На начальном этапе знакомства с той или иной песенкой важно, что бы в тексте повторялись простейшие слова, доступные для проговаривания малышей (ля-ля; да-да; пи-пи; тень- тень) и т. д. При многократном исполнении ребёнок активизируется и начинает подпевать знакомые слоги, а затем и целые слова.
Не последнюю роль в развитии речи ребёнка являет собой ритмические занятия, т. е. музыкально-ритмических движений синхронизированных с речью, логоритмика. Проговаривание определённых стихотворных фраз, сопровождаемые соответствующими движениями рук, ног, головы способствует совершенствованию пространственно-временных представлений детей, что так же влияет на развитие речевых процессов. Основополагающий принцип логоритмических упражнений- взаимосвязь речи, музыки и движения.
Музыкальная ритмика и логоритмика широко используются при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации).Так же их используют при недостаточном психомоторном развитии, нарушении речевого дыхания.
Не могу не отметить особое значение в развитии речи и пальчиковых игр, и пальчиковой гимнастики. Давно замечена тесная связь между моторикой и речевыми центрами головного мозга. Поэтому, начиная музыкальное занятие с пальчиковой простейшей игры. мы активизируем все функции головного мозга, отвечающие за развитие речи, способствуя быстрейшему обучению дошкольника основам речевого контакта.
Вообще, музыкальное занятие в ДОУ даёт огромный толчок не только развитию речи, но и способствует расширению кругозора ребёнка, обогащает его словарный запас. Дети узнают великих композиторов и их сочинения, знакомятся с различными музыкальными жанрами, учатся распознавать те или иные музыкальные инструменты, а так же начинают играть небольшие мелодии. Кроме этого, знакомство с музыкальными шедеврами значительно обогащает словарный запас дошкольника.
Если музыкальный руководитель подходит к занятиям творчески, систематически и с большим профессионализмом, то результаты не заставят себя ждать. Ребёнок будет овладевать и совершенствовать свою речь,гра мотно общаясь, как со сверстниками, так и со взрослыми.