Лучший педагог года

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией

Анастасия Владимирована Рихтер
Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь)нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

В работе с детьми, которые имеют открытые расщелины губы и неба необходимо подобрать эффективную методику с учетом механизма нарушения. Целью коррекционно-логопедической работы является устранение нарушений произносительной стороны речи ребенка с расщелиной нёба путем нормализации дыхания, развития фонематического восприятия и моторных функций, коррекции нарушений звукопроизношения.

Публикация «Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией» размещена в разделах

В автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Соломатиной Г. Н. раскрывается основная сущность коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией, а именно рассматривается содержание и методы коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи детей с расщелинами нёба.

В основу методики коррекционной работы с детьми были положены модифицированные приемы устранения нарушений слоговой структуры слова Т. В. Волосовец, Л. Б. Есечко, А. К. Марковой, О. Н. Усановой, Г. В. Чиркиной. В работе использовались также методические рекомендации З. Е. Агранович, Т. А. Ткаченко и др.

В соответствии с общедидактическими и специальными принципами (научности, системности, последовательности, доступности, наглядности, учета механизма нарушения слоговой структуры слова, комплексного воздействия, дифференцированного подхода, поэтапности, учета общих и специфических закономерностей развития слоговой структуры слова) разработана система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами губы и неба, включающая четыре взаимосвязанных раздела: развитие орального праксиса; развитие дыхания; развитие фонематического слуха; коррекция произношения. В каждом разделе особое внимание уделяется работе по формированию слоговой структуры слова. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, в котором комбинируются задания из необходимых разделов.

Основные этапы работы по нормализации произносительной стороны речи детей.

1. Развитие орального праксиса включает формирование ритмической организации речи, развитие артикуляционной моторики и развитие кинетической организации речи. На каждом этапе работы по развитию орального праксиса индивидуально для каждого ребенка должны быть разработаны комплексы упражнений. Количество и дозировка упражнений определяются индивидуальной выносливостью и возрастом детей. Качественное наполнение комплекса упражнений зависит от особенностей функций органов артикуляции.

2. Развитие дыхания направлено на формирование диафрагмально-реберного типа дыхания; ротового выдоха, его длительности и переключаемости; дифференциацию ротового и носового выдоха. Работа над дыханием проводится непосредственно со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. В работе над дыханием индивидуально определяется лишь темп усвоения комплекса упражнений и подбор речевого материала. Учитываются особенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможности нужно исключить дефектно произносимые звуки. В случаях большого количества нарушенных звуков используется метод приближенного произношения.

3. Развитие фонематического восприятия проводится в двух направлениях - различение звуков на невербальном и вербальном материале и развитие навыков элементарного звукового анализа. При развитии фонематического восприятия учитывается порядок появления противопоставлений в процессе нормального онтогенеза; корреляция фонетического и фонологического развития; особенности фонологического развития детей с расщелинами неба.

4. Коррекция произношения представлена традиционным алгоритмом: постановка звуков – автоматизация звуков - дифференциация звуков - введение звуков в самостоятельную речь. С выявлением особенностей звукопроизношения определяется последовательность постановки звуков и подбор речевого материала индивидуально для каждого ребенка.

Детей с врожденными расщелинами губы и неба отличают специфические типы нарушений слоговой структуры слова, обусловленные особыми анатомо-физиологическими условиями речеобразования. Так, ошибки, являющиеся следствием нарушения аэродинамики речеобразования, дефектов звукопроизношения с атипичными компенсаторными артикуляциями, характерны только для детей с расщелинами неба.

Вывод. Дифференцированная коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с врожденными расщелинами неба с учетом выявленного механизма нарушения и особенностей звукопроизношения способствует нормализации произносительной стороны речи и повышению разборчивости речи. Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова повышается при целенаправленном дифференцированном логопедическом воздействии в дошкольном возрасте и позитивно влияет на общее речевое развитие детей и вербальную коммуникацию.

Список литературы

1. Алмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 89 - 108.

2. Волосовец Т. В., Агаева В. Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) // Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93 -102

3. Соломатина Г. Н., Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей : Методы обследования и коррекции. — М. :Т Ц Сфера, 2005. — 160 с.

4. Соломатина Галина Николаевна. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – 2003.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией
Опубликовано: 15 января 2021 в 01:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД