Елена Омельченко
Методика обучения рисования человека в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность-это своеобразная форма отражения окружающей действительности. С самого рождения ребенка окружают люди: мать, отец, бабушка, дедушка. По приходу в детский сад он встречается с новыми людьми: воспитателем, помощником воспитателя, другими детьми. Каждый день ребенок общается с людьми.
Естественно, в рисунках детей появляются изображения человека. На листе бумаги ребенок старается показать окружающий его мир. Но самостоятельно ребенок не может научиться рисовать человека. Взрослые, воспитатель, родители, должны помочь ему научиться изображать людей. Это имеет большое значение, так как ребенок изображает окружающую действительность не может не изображать людей. Научившись изображать человека, он учится передавать его характер, настроение, свое отношение к нему.
Публикация «Методика обучения рисования человека в детском саду» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Так, злых людей дети обычно изображают черной краской, добрых, которые им нравятся-светлой. Исследуя детские рисунки, можно узнать кого ребенок любит, уважает, а кого боится, считает плохим.
Рисунок-это отражение того, что ребенок видит, воспринимает, о чем мечтает, думает. Через рисунок можно понять внутренний мир ребенка, его отношение к окружающему.
Очень интересным и в тоже время наиболее трудным и трудоемким в реалистическом воспроизведении окружающего мира является рисование человека. И дело не только в том, что фигура человека является одной из наиболее сложных и совершенных природных форм, но и в том, что люди, имея одинаковое общее строение, значительно отличаются друг от друга возрастными пропорциональными особенностями, индивидуальными качествами, что обусловлено физическими и психологическими данными их развития.
Очень сложно научить ребенка рисовать человека, поэтому обучение нужно начинать с рисования самых простых фигур, а в дальнейшем их постепенно усложняя.
Рисование фигуры человека обличает знание пропорций тела. У взрослого высокого человека голова укладывается во всей фигуре восемь раз, у низкого-семь раз. Иные пропорции у детей: у двухгодовалого ребенка высота головы меньше длины тела в пять раз, у шестилетнего-в шесть раз, у двенадцатилетнего-в семь раз.
Если у взрослого ширина плеч равно двум длинам головы, а ширина таза-полтора, то у детей до двух лет, например, окружность головы почти равно окружности грудной клетки, а размеры плеч и бедер почти одинакова. У подростков, вследствие быстрого роста шеи, ног, рук и туловища вся фигура кажется вытянутой и тонкой.
Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со схематических рисунков. Натурой для них могут служить простейшие по форме куклы и обнаженные голышки.
Изображение фигуры человека начинают с определения всей ее высоты и в ней высоты головы. Рисуя девочку в зимней одежде, делят высоту ее фигуры на пять разных частей. В верхней части круговом рисуют голову, туловище - наклонными прямыми, касательными к кружочку головы линиями, соединенные соединительными между
третьей и четвертой отметками дугообразной линией, ноги - трапецией
прошив середину туловища.
Глаза рисуют двумя небольшими дугами (верхние веки) и
кружочками (радужная оболочка со зрачками, нос - двумя маленькими точками и рот - чертой и тремя примыкающими к ней дугами, обозначающими границ губ. Затем намечают пряди волос, брови, головной убор, уточняют контур щек и их вогнутые границы у подбородка. Рисуя шубку, сначала отмечают поднятый воротник двумя полосками, плотно примыкающими к голове, шаров, стягивающие воротник, - двумя наклонными штрихами, плечи, кушачок под второй отметкой, грудь и полы шубки - трапециями. Рисуют узкие плечи, рукава, слегка изгибающиеся на уровне кушачка и рукавички - полуовалами с треугольными большими пальцами. В трапеции очеркивающей всю массу ног, обутых в сапожки и рисуют их круглые головки.
Фигуру девочки в летней одежде рисуют в той же последовательности и теми же приемами. Трудность для изображения представляют обнаженные руки и ноги. Рисуя ноги отмечают их длину, положение локтя и направление движения плеча и предплечья средними линиями. Намечают округлую, чуть изгибающуюся линию плеча, очерчивают чуть выгнутые внешний и плоский внутренний контуры плеча, плавно соединяющиеся с изогнутыми к снаружи контурами толстой локтевой части предплечья, переходящими в слегка изогнутые контуру его узкой нижней части. Кисть руки сначала рисуют многоугольником или овалом, выражающем движение всей массы, а затем изображают пальцы.
Рисование ног начинают с отметок их длины и толщины. Одновременно отмечаются положение колен и направление движения голени и бедра их средними линиями. Затем рисуют контур ноги короткими, устанавливающими изменение формы по мере ее движения от бедра к ступне.
Большую роль при изображении фигуры имеет одежда. Она может подчеркнуть характерные очертания и движения фигуры. Облегание тканью частей тела определяется прежде всего формой этих частей, плотностью и толщиной ткани и покроем одежды. В местах изгиба формы (в локте, колене, тазе) особенно часто возникают складки. Здесь ткань, сжатая с двух сторон, образует узкие, ломкие, волнообразные складки, направленные по линиям сгиба. В местах опоры ткани (плечи, бедра) складки не образуются и поверхность ткани, облегая тело, повторяют его формы.
Рисуя одетую фигуру, следует в первоначальном наброске показать основные части тела, их размер, движение. В одежде не все элементы в равно степени выявляют форму тела и движение его частей. Поэтому выбирают в одежде такие элементы, которые помогают построить фигуру, выявить ее характер и движение. Все остальные детали и складки, не помогающие решить эту задачу, игнорируются.
Программные задачи обучения рисованию фигуры человека в разных возрастных группах.
С первых же занятий у детей воспитывают интерес к рисованию. Обучение рисования человека начинают со 2 младшей группы. Здесь только учат детей изображать человека в простом виде : например, неваляшку, колобка, снеговика.
В средней группе дети имеют уже определенные умения в изображении фигуры человека, но все же знания их уточняются, и свои умения они используют более свободно. В этом возрасте дети уже могут изображать девочку в длинной шубке, Снегурочку, Деда Мороза, различные варианты снежных баб. Учат так же передавать форму, расположения частей фигуры человека, их относительную величину, учить изображать простые движения, например, поднятая рука.
Дети в этой группе должны освоить не только статическую форму изображения предметов, но и должны научиться передать движение, например, нарисовать пляшущую девочку.
В старшей группе детей учат рисовать фигуру человека, передавать расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Учат так же точно передавать образ изображаемого, передавать характерные особенности: костюма, поз человека.
Различна тематика рисунков. Детям предлагают такие темы: «девочка в нарядном платье», «Девочка в зимней шубке», «Снегурочка», «Солдат на посту», «Дети делают зарядку», «Строители строят новый дом», «Это он, это он, ленинградский почтальон», «Как я с мамой (папой) иду из детского сада», «Девочка пляшет», «Кукла в национальном костюме», «Дети танцуют на празднике в детском саду».
В подготовительной к школе группе дети закрепляют и совершенствуют полученные в предыдущих группах умения и навыки. Дети упражняются в рисовании фигуры человека, учатся создавать образ человека, совершающего какое-то действие, передавать фигуру в движении, передавать форму и пропорции частей тела. Учить передавать относительную величину взрослого и ребенка.
Методика обучения рисованию фигуры человека в разных возрастных группах.
Чтобы научить ребенка рисовать человека нужно использовать различные методы и приемы обучения. Это наглядные, словесные, игровые, практические.
Во всех возрастных группах используется наглядный метод.
Во 2 младшей и средней группах часто в начале занятия проводят показ отдельных предметов. Рассматривание детьми мяча, ленточки, лопатки и т. д. проводят с целью привлечения внимания детей к заданию и оживлению представлений. В течение остального времени занятия дети рисуют по представлению и восприятию предметов не возвращаются, так как они не могут сравнивать свой рисунок с видимым предметом.
В старших группах так же создается необходимость внесения некоторых предметов для рассматривания. Например, перед рисованием на тему «Наша кукла Катя» воспитатель предлагает детям рассмотреть куклу, выделить особенности внешнего вида и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположение их в зависимости от поворота предмета.
В рисовании человека образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения. На развитие творческих способностей детей отрицательно сказывается применение образцов рисования человека с упрощенными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Такая схема не может ребенку выделить главное в рисовании человека, а просто заменит образ конкретного человека. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: девочка с бантом на голове, мальчик в шортах и т. п.
Еще одним приемом наглядного метода обучения является рассматривание картин, изображениями людей. Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения.
Очень важным является такой прием, как показ приемов работы. Показ воспитателям способов изображения человека является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестами и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняется расположение изображения человека на листе. Движение руки и палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3-4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма человека.
Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. Этот прием следует использовать, когда движения у ребенка не развиты, он не умеет ими управлять. Надо дать возможность ощутить это движение. При рисовании человека необходимо точно передавать последовательность рисования детьми, поэтому нужно давать целостный показ изображения человека.
В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ-изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники не умеют еще изображать. При повторных упражнениях по закреплению умений, а затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык.
Еще один из приемов-это анализ детский работ. Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к 5 годам.
В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа-привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности.
Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с образцом. Это вызывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.
Так в своей работе воспитатель должен использовать словесные методы и приемы : беседу, указания в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. В младших образах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям как изображать человека или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа использует как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасало.
Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, сказка, загадка и т. д.) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно изображаемому человеку и в выделяет его среди других.
Во всех возрастных группах можно начать занятие с отрывка из художественного произведения или стихотворения, которое вызовет в сознании детей яркий образ.
Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты человека, которые связаны с его зрительным восприятием (голова, волосы, одежда, поза и т. д.)
Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться как самостоятельный прием обучения.
При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять безучастие чувственных анализаторов объяснение воспитателей. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать объяснение показом.
В сознании детей 5-6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о то, какое действие при его упоминании надо произвести. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям.
Для всех детей указания обычно даются в начал занятия. Их цель-объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в средней и старших группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и примах изображения человека. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнит, с чего надо начинать работу. После того, как дети приступили к работе, воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью…
Используются также игровые методы и приемы. Чем меньше ребенок, тем больше место в его воспитании должны занимать игровые приемы.
Например, в младшем возрасте дети для бабы с дедом рисуют колобка.
В средней группе дети рисуют снегурочек-подружек для внучки Деда Мороза. Даже с детьми старших групп используются игровые приемы, конечно в меньшей степени, чем в младших. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают своих друзей, «делают снимки», а придя в детский сад «проявляют и печатают снимки».
Только используя в своей работе все эти методы и приемы, воспитатель сможет добиться желаемого результата в обучении детей рисованию человека.
Если взять среднюю группу, то мы знаем, что начиная со второй половины года необходимо подвести детей к более детальному изображению фигуры человека. Трудность заключается в том, что фигура человека состоит из нескольких частей и надо правильно их расположить, а также, передать относительную величину. Четко продуманная последовательность заданий, методов и приемов, помогает детям рисовать человека. Им предлагается передать образ Снегурочки или своей любимой куклы, или сказочного персонажа. В результате целого ряда занятий дети овладевают формой частей фигуры, их пропорций, строением.
На первых занятиях, чтобы облегчить детям решение задачи, нужно подобрать такой персонаж, фигуру которого можно изобразить с меньшим количеством частей, например, вылепить куклу или маленькую девочку в длинной шубе, закрывающей ноги. После того, как вылеплена девочка в длинной шубке и ребенок получил опят самостоятельного изображения фигуры человека, можно предложить нарисовать какую-либо куклу : матрешку в длинном сарафане или Снегурочку в длинной шубке.
Например, воспитатель показывает детям Снегурочку в длинной шубке и говорит : «Мы с вами лепили девочку в длинной шубке, а сегодня вы будете рисовать Снегурочку. У нее тоже длинная шубка: вверху поуже, а к низу шире. Покажите в воздухе руками, какая у Снегурочки шубка».
Дети двумя руками, постепенно разводя ладони, показывают, как она к низу расширяется. Затем воспитатель предлагает «нарисовать» шубку пальчиками на листе бумаги. Дети повторяют на листе то же движение, которое только что проделали в воздухе. После этого им не трудно будет нарисовать Снегурочку кистью. Можно одного ребенка вызвать к доске и предложить показать, как он будет рисовать краской шубку Снегурочки, но можно этого и не делать, а сразу после показа пальчиками не бумаге начинать рисовать. Надо рисовать Снегурочку с головы.
Когда дети нарисуют Снегурочку, можно предложить ее шубу украсить. В процессе рисования следует напомнить, как закрашивать шубку, чтобы она получилась ровная, красивая.
Следующая тема-рисование куклы в красивом платье. Нужно предварительно принести в группу красивую куклу, после того как дети поиграют с ней воспитатель предлагает нарисовать куклу. На занятии организуется обследование игрушки: уточняется форма платья (дети показывают его очертания); впервые обращается внимание на то, что у куклы есть ноги; уточняется величина и расположение рук, головы. Этот рисунок дети выполнять цветными карандашами, что дает им возможность передать части изображаемого, элементарные пропорции, а благодаря твердости карандашей яснее ощутить формообразующие движения руки.
Спустя некоторое время можно снова вернуться к образцу человека. В начале занятия воспитатель говорит детям: «Сегодня вы будете рисовать свою любимую куклу или человека из сказки. Это может быть Аленушка, мальчик-с-пальчик, солдатик, лыжник; кто кого хочет, кто кого любит. И девочка, и мальчик, и солдатик, и космонавт-это человек, а как рисовать человека вы знаете.»
Затем выясняется, что у всех кукол есть общее: голова, туловищу, руки, ноги. Только одежда разная: у девочек платье, у мальчиков-штанишки с рубашкой. Воспитатель обращает внимание на все части тела, их положение и простейшие пропорции: откуда начинаются руки, какой они длины, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги. На этом занятии можно предъявить более высокие требования к изображению, помочь каждому ребенку понять, что не получилось на предыдущем занятии, на что теперь надо обратить внимание.
Систематически занимаясь с детьми рисованием человека (сказочных героев, окружающих людей, используя в сочетании различных методов и приемов на занятиях по обучению детей рисованию человека поможет детям лучше усвоить все способы изображения человека.
В средней группе я решила провести небольшой эксперимент.
В групповой комнате есть уголок ИЗО деятельности. Где дети могут взять бумагу, карандаши, краски, кисти, баночки для воды пластилин-все что нужно для самостоятельной работы по ИЗО деятельности. Дети очень любят рисовать. Ежедневно в свободное время они рисуют, занимаются рисованием и на прогулке, всегда выносится на участок материал для ИЗО деятельности.
Поговорив с родителями, я выяснила, что большинство детей рисуют не только в детском саду, но и дома. У них есть карандаши, альбомы, в которых они рисуют. Многие родители покупают альбомы для раскрашивания, где дети упражняются в аккуратном закрашивании предметов, сказочных героев, учатся подбирать нужные цвета для рисунка. Наибольшая часть родителей занимается с детьми рисованием, они показывают как изображать то, что задумал ребенок.
Проанализировав годовой и перспективный план по воспитательно-образовательной работе, я выяснила, что работа по обучению детей рисованию человека ведется достаточная. Дети вначале года лепили из пластилина снеговика, а затем его рисовали, так же дети рисовали неваляшку, Снегурочку, расписывали матрешку. Для того чтобы убедиться в умении детей рисовать людей я предложила им нарисовать куклу в длинном платье.
Рисунки детей соответствуют тем программным требованиям, которые стоят перед детьми этой группы. Они довольно хорошо знают все составные части фигуры человека. Они довольно точно соблюдают пропорции в изображении людей: голова соответствует размеру туловища и росту всей фигуры, руки в большинстве рисунков соответствуют нормальной длины.
Дети в достаточной мере овладели умением рисовать человека. Но я обратила внимание на то, что на всех работах детей, и в тех работах, которые рисовали на занятиях, в тех работах, которые они рисовали самостоятельно, и на индивидуальных занятиях лицо человека изображается как бы по шаблону: глаза-точки, нос-палочка или две точки и рот-прямая черта или дуга, слегка загнутая к верху. Это означает, что дети не могут передать настроение человека или какого-нибудь героя сказки. Без этого рисунки не интересны, дети не могут передать своего настроения, своего отношения к героям.
Я решила поработать с подгруппой детей над этой проблемой. Самое простое, что можно изобразить, решая эту задачу, это Колобок. Это любимый всеми детьми герой. Для начала мы вспомнили с детьми сказку. Поговорили о характере героя, как вел себя при встрече со зверями. Для начала я предложила детям нарисовать веселого колобка.
-Ребята, а давайте вспомним какой колобок по характеру был когда укатился от бабушки и дедушки.
-Веселый, радостный.
-Правильно, а теперь давайте нарисуем колобка веселого, как будто он катился по лесу, песни поет. Давайте подумаем, как мы будем рисовать веселого колобка. Какие у него будут глазки? Улыбнитесь и посмотрите какие у вас глазки.
-Немного сужены.
-А рот какой?
-Он улыбается.
-Как мы его нарисуем? Мы его нарисуем дугой. Я его нарисую вот так. Еще я нарисую брови, нос, щечки.
Рисунки детей получились достаточно удачными. На всех видно, что колобок веселый, он улыбается.
В следующий раз я предложила детям нарисовать удивленного колобка.
-Ребята, давайте сегодня нарисуем удивленного колобка. Помните, встретил колобок в лесу зайца и очень удивился, когда заяц сказал, что хочет его съесть.
Давайте подумаем, какое стало личико у колобка, когда он удивился. Он сделал вот так (изображаю удивление на лице). А теперь покажите как колобок удивился. Скажите какие глаза у колобка.
-Большие, круглые.
-Какой у него рот?
-Открытый и тоже круглый.
-А теперь посмотрите на брови, как они расположены?
-Они подняты.
Давайте нарисуем удивленного колобка.
На рисунках видно, что дети поняли как изображать удивление на лице колобка. Большие круглые глаза, приоткрытый рот, приподнятые брови-все дает понять, что сказочный герой удивлен.
На следующем этапе работы я предложил детям нарисовать колобка, который очень огорчен.
-Ребята, а давайте нарисуем колобка, который заблудился в лесу и не знает как найти тропинку. Давайте представим, какое личико стало у колобка когда он заблудился. Какие стали глазки?
-Суженные.
-А рот какой стал?
-Он выгнулся дугой. Посмотрите, наш колобок вот-вот заплачет.
Дети смогли довольно хорошо передать настроение колобка. Все требования они выполнили.
На основе изображения колобка, я постаралась научить детей изображать характер, настроение людей. Дети с заданием успешно справились. Они старались изображать героя как можно веселее, выразительно показали удивление и огорчение колобка.
Чтобы проверить, как дети могут изображать человека, его настроение, я предложила нарисовать любимых сказочных героев, веселых, грустных, удивленных, смеющихся.
Дети справились с моим заданием отлично. Таким образом, можно сказать, что задачи, стоящие в начале это работы, полностью были решены.
Используемая литература:
1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
2. Сокулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительна деятельность в детском саду».
3. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Казакова Р. Г. «Теория и методика изобразительной деятельности в детскомсаду".