МААМ-картинки

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

светлана горбунова
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста является речевое развитие. Данная образовательная область предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Связная речь – это высшая форма речи, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что позволило обозначить проблему речевой недостаточности дошкольников, которая заключается в том, что у детей наблюдается дефицит живого общения, которое заменяют компьютер, телефон и телевизор.

Публикация «Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Кроме недостаточно развитой связной речи у дошкольников наблюдается проблемы в пересказывании текстов, недостаточен активный словарь, общение носит формальный характер, что препятствует успешному развитию речи дошкольников.

Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования.

Задача педагогов – воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом, умеющих грамматически правильно оформить свои мысли в речевое высказывание. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, с грамотной речью, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании.

Одной из таких технологий можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в 1946 году, благодаря нашему соотечественнику учёному и писателю-фантасту- Генриху Сауловичу Альтшуллеру, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы.

Задачи использования технологии ТРИЗ :

развитие нестандартного, системного, гибкого мышления, умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

• формирование целостной картины мира;

• воспитание интереса к поисковой деятельности

развитие речи, памяти, творческого воображения.

Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Для организации работы по развитию связной речи детей по ТРИЗ-технологии необходимо : организовать проведение занятий таким образом, чтобы они вписывались в естественную жизнь детей;

• - Иметь специальную игрушку - героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность;

• - в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать старших дошкольников навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;

• - проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале.

Методы и приёмы ТРИЗ-технологии

Мозговой штурм

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения.

Синектика

Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребё нка помогут аналогии:

• Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий,

Метод каталога

Применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

Метод фокальных объектов

Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия.

Системный анализ (системный оператор)

Развивает мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система);

Системный анализ: кольца Луллия

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трё х вращающихся круговых зон:

• малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);

средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, гнездо и т. д.);

• большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, и т. д.).

Данетка

Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.

«Золотая рыбка»

Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий:

старик забросил невод и вытащил рыбку — реальная ситуация;

• поймал говорящую Золотую Рыбку — нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут.

Моделирование маленькими человечками

Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что, когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.

Развитие речи по ТРИЗ-технологии

ТРИЗ можно широко использовать и для развития речевых навыков у воспитанников.

С детьми своей группы мы играли в такие игры: «Да-Нетка», например, я загадывала слово «Кошка», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно маленькое? Оно домашнее? Это кошка) воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети поняли смысл игры, стали сами загадывать слова. Один загадывает, а остальные отгадывают.

Всем известная игра «Хорошо – плохо», которая учит детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, называть их.

Пример: Ведущим называется любой объект или явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Например, дождь — это хорошо или плохо?

Еще одна очень увлекательная игра на нахождение внешних и внутренних ресурсов «Помоги Золушке».

Пример: Золушка велено подмести полы, а метла сломалась. Чем Золушке подмести пол?

«Был большой-стал маленький» и наоборот «Был маленький – стал большой»

-анализ взаимодействий и последовательности действий.

Также методы и приемы ТРИЗ технологии я использовала в режимных моментах. На прогулке, при умывании -прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашивала детей : «Если дежурные накрыли столы, что из этого следует?» (будем обедать, «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т. д. Прием причинно-следственных связей помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы «почему?», «зачем?».

Метод «Системный анализ» (игра «Волшебный телевизор») позволяет рассмотреть мир в системе как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например, система «Лягушонок», подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кожа, надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – болото.

Коллаж из сказок. Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались, и Буратино, и Красную Шапочку, и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили добрую фею, а она забыла заклинание…». Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка «Гуси-лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход порой из трудных обстоятельств.

«Однажды щенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…». Предложите свои варианты спасения щенка.

Игры ТРИЗ очень интересны детям. Играя в них, они сами, не замечая того, учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие малыши пытаются активно и с удовольствием отвечать на вопросы.

Во время свободной деятельности можно использовать, так называемые Триз-минутки.

Например, показывая картинку, спрашиваю: «Что это? (огурец). Какой огурец по цвету? (зеленый). Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок). Дети учатся выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других объектов. Затем озвучиваю им предложение, которое я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка».

Именно метод повторения позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее.

• Взрослый называет персонаж сказки, а дети вспоминают последовательность его действий по линии развития сюжета.

• Подобрать антонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей;

• Подобрать синонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей;

• Педагог называет черту характера персонажа, а дети –называют

его возможные действия;

• Взрослый перечисляет черты характера персонажа, а дети угадывают его;

• Составить загадку о персонаже (о сказке)

Во время проведения прогулки можно использовать игру «Раньше –позже».

Называем какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет после. Например,

Воспитатель: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку? Дети: Мы одевались на прогулку.

Воспитатель: А до этого?

Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали.

Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Кроме того, очень интересно детям сочинительство рифмованных текстов, которые можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:

«Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную.

«Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.

«Дразнилка» — дети видоизменяют слова-характеристики с помощью уменьшительных суффиксов и будто «дразнят» предметы (кепка-укрывалка, зонтик-потерялка и т. д.).

Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста пробуждают интерес у старших дошкольников к

овладению связной речью, способствуют более эффективному обучению. Кроме этого, их использование соответствует социальному заказу на развитие творческой, разносторонне развитой личности.

У детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Детям дается возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. Развиваются и такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Литература

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Отв. ред. А. К. Дюнин; АН СССР, Сиб. отделение. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение 1986. – 209 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 2006 – 96 с.

3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. учреждений. – 4-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2021 в 23:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД