МААМ-картинки

Конспект занятия педагога-психолога «Межличностные отношения» с учащимися 10–11 классов

Татьяна Ковалева
Конспект занятия педагога-психолога «Межличностные отношения» с учащимися 10–11 классов

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений : их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу

Публикация «Конспект занятия педагога-психолога „Межличностные отношения“ с учащимися 10–11 классов» размещена в разделах

Межличностные отношения (МО) — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения

-Итак что же является основой межличностных отношений( : Чувства – основа межличностных отношений)

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

-А какие эмоции может испытывать человек?

Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, скука, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Задание по группам:

1. вариант Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.

2. вариант Назовите чувства, которые людей разъединяют.

Задание.

Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества

Межличностные отношения включают :

1)восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое)

Компоненты межличностных отношений

1) когнитивный компонент

включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми

2) эмоциональный компонент

— включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д

в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой, сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием)

3) поведенческий компонент

— включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов

Виды межличностных отношений

1) производственные отношения

складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения

а)по вертикали — между руководителями и подчиненными

б) по горизонтали — отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус

в) по диагонали — отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения

— складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту

3) формальные (официальные) отношения

— нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах

4) неформальные (неофициальные) отношения —

взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений.

1) этап знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними

2) этап приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д

3) товарищеские отношения — сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием

Задание.

Подумайте над проблемой. (В современном мире многие общаются через интернет с теми, кого в реальной жизни ни разу не видели. Можно ли считать такое общение межличностным? Каковы его особенности)

Задание.

Подумайте, что допустимо, а что нет в личном общение

-никогда…

-иногда….

-всегда…

Упражнение «Найди пару»

Все сидят в кругу. По сигналу нужно поменять с кем-то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.

Упражнение 5. Умение вести разговор.

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий:

1. что беспокоит в школе;

2. что трудно в отношениях с родителями;

3. что хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.

На первом этапе разрешается задавать только "открытые" (т. е. такие, на которые нельзя ответить просто "да" или "нет") вопросы, например, не "Ты любишь поболтать с Олегом?", а "Почему тебе нравится поболтать с Олегом?". Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями.

На втором этапе упражнения участники самостоятельно высказывают свой личный опыт, дают личную информацию.

Упражнение «Невербальный контакт»

Инструкция. «Один из участников (доброволец) должен будет выйти из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все будем пользоваться только невербальными средствами. Группа, в отсутствии добровольца должна будет определить участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показывать нежелание этого сделать».

Затем выбирается другой доброволец. При этом количество участников, желающих вступить в контакт, можно постепенно увеличивать – двое, трое и все, кто хочет.

Обсуждение. Легко ли было устанавливать контакт? Что помогло определить желающего общаться? Какими средствами показывали нежелание общаться? Что вы чувствовали, когда понимали, что в общении с вами не заинтересованы? Были ли добровольцы, которым удалось установить контакт с большим количеством членов группы, чем планировалось?

При обсуждении упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при определении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с неоднозначностью предъявления своего желания или нежелания вступить в контакт.

Это упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства невербального контакта. Для ведущего оно, в некоторой степени, является социометрическим

Но для того чтобы строить взаимоотношения, или достичь взаимопонимания нужно знать определенные правила. Но одно правило, которое известно с глубокой древности, мне хотелось бы все таки озвучить

«Золотое правило нравственности» : не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Советы психологов:

УЧИМСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Как строить взаимодействия, чтобы достичь взаимопонимания, полезно помнить правила:

1. Улыбка искренняя и доброжелательная – путь к сердцу доброго человека («От улыбки хмурый день светлей…»).

2. Не жалейте комплиментов человеку, с которым вы взаимодействуете («Давайте говорить друг другу комплименты…»).

3. Не спешите делать выводы по первому впечатлению («Встречают по одёжке, а провожают по уму»).

4. Не будьте навязчивым, помните о мере ( не стоит на вопрос: «Как дела?» - рассказывать всё, что случилось за день).

5. Не торопитесь с выводами («Поспешишь – людей насмешишь, а дружбе повредишь»).

6. Успех взаимодействия зависит от двоих (нельзя аплодировать одной рукой).

Прикреплённые файлы:

adaptacija-10kl_if4o3.ppt | 811,5 Кб
 
Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Фотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 видаФотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 вида .

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Конспект ООД педагога-психолога «Путешествие в страну знаний» в подготовительной группе Цель: - создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе; - закрепить знания детей об эмоциях; - продолжить формировать.

Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Автор: педагог-психолог Сорокоумова И. Ю. Цель: развитие.

Конспект педагога — психолога в старшей группе «Путешествие в космос».Конспект педагога — психолога в старшей группе «Путешествие в космос». Занятие «Путешествие в космос». Цели. 1. Закрепить знания детей о космосе. 2. Закрепить знания о чувствах радости, грусти, удивления, гнева,.

Конспект занятия педагога-психолога «Попробуй волшебником стать»Конспект занятия педагога-психолога «Попробуй волшебником стать» «Попробуй волшебником стать» Цель: создание эмоционально-эстетического настроения, развитие навыков взаимодействия, гармонизация внутреннего.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Создание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классовСоздание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классов Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия педагога-психолога «Межличностные отношения» с учащимися 10–11 классов
Опубликовано: 28 июля 2020 в 17:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД