елена попова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.
Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме „Бумага и ее свойства“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие
Материалы для занятия : коробка с бумажными предметами, листочки бумаги разного вида размером15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, выполненными в технике оригами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента.
Предварительная работа: беседы о происхождении бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги».
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Утренний ритуал (дети стоят в кругу)
-Доброе утро (каждому из детей)
-Доброе утро, вся Земля (все вместе)
2. Ход занятия
Появляется Инопланетянин (роль выполняет взрослый). В руках у него красивая коробка.
Инопланетянин:
- Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне- что это такое и из чего это сделано (открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги : коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)
Воспитатель :
- Доброе утро, Инопланетянин! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?
- Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)
Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите инопланетянину: на чем в древние времена люди писали, рисовали (камни, дощечки, папирус)
- А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)
• из древесины различных деревьев
• из некоторых растений
• из старой бумаги (макулатуры)
-Какие виды бумаги мы с вами знаем? (в помощь детям- коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т. д)
-В чем различие разных видов бумаги (ответы детей)
Игровая деятельность
Игра «Найди на ощупь»
- Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.
Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага (шероховатая, гладкая,тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т. д.)
- Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инопланетянин. Про какие из них можно сказать: бумажный (ответы детей- бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный стаканчик); бумажная (салфетка, коробочка); бумажные (цветы, листки, игрушки)
-А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду (ответы детей)
-Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны! ( слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)
- Молодцы!
-Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать- какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.
На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.
Опыт 1.
-Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую- труднее (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Опыт 2.
Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.
Опыт 3.
Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
-Устали? Давайте отдохнем и поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем.
Опыт 4.
- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.
Опыт 5.
- Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете-почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.
- Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т. д)
- А нужно ли бумагу беречь? Почему?
- Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами7
Инопланетянин:
- Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.
Воспитатель:
- А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (лепестки в воде раскрываются)
- Посмотри, Инопланетянин, скоро весна, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!
Конспект занятия "Ознакомление со свойствами бумаги" подготовила воспитатель группы № 2 Путилина Елена Васильевна
Программное содержание:
1. Дать первоначальные знания об изобретении бумаги.
2. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.
3. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.
4. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.
5. Воспитывать наблюдательность, внимание.
Предварительная работа:
- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;
- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
Оборудование: у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность, ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.
Ход занятия:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?.
- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Верно, о бумаге.
Но сначала послушайте небольшую историю:
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
- Какого цвета бумага?
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)
- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? {ответы детей)
- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
- Попробуйте смять бумагу. Получилось? {ответы детей)
- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Физминутка
(воспитатель раздает ножницы)
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
- Вся ли бумага режется?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.
- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
- Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
- А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)
Итог занятия
- Что сегодня мы рассматривали на занятии?
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
- А теперь подумайте и скажите, что же можно изготовить из бумаги? (ответы детей)