Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

елена попова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.

Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме „Бумага и ее свойства“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие

Материалы для занятия : коробка с бумажными предметами, листочки бумаги разного вида размером15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, выполненными в технике оригами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента.

Предварительная работа: беседы о происхождении бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги».

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Утренний ритуал (дети стоят в кругу)

-Доброе утро (каждому из детей)

-Доброе утро, вся Земля (все вместе)

2. Ход занятия

Появляется Инопланетянин (роль выполняет взрослый). В руках у него красивая коробка.

Инопланетянин:

- Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне- что это такое и из чего это сделано (открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги : коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)

Воспитатель :

- Доброе утро, Инопланетянин! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?

- Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)

Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите инопланетянину: на чем в древние времена люди писали, рисовали (камни, дощечки, папирус)

- А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)

• из древесины различных деревьев

• из некоторых растений

• из старой бумаги (макулатуры)

-Какие виды бумаги мы с вами знаем? (в помощь детям- коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т. д)

-В чем различие разных видов бумаги (ответы детей)

Игровая деятельность

Игра «Найди на ощупь»

- Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.

Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага (шероховатая, гладкая,тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т. д.)

- Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инопланетянин. Про какие из них можно сказать: бумажный (ответы детей- бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный стаканчик); бумажная (салфетка, коробочка); бумажные (цветы, листки, игрушки)

-А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду (ответы детей)

-Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны! ( слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)

- Молодцы!

-Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать- какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.

На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.

Опыт 1.

-Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую- труднее (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.

Опыт 2.

Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.

Опыт 3.

Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.

-Устали? Давайте отдохнем и поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Мы бумагу мнем, мнем.

Опыт 4.

- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.

Опыт 5.

- Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете-почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.

- Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т. д)

- А нужно ли бумагу беречь? Почему?

- Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами7

Инопланетянин:

- Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.

Воспитатель:

- А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (лепестки в воде раскрываются)

- Посмотри, Инопланетянин, скоро весна, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!

Конспект занятия "Ознакомление со свойствами бумаги" подготовила воспитатель группы № 2 Путилина Елена Васильевна

Программное содержание:

1. Дать первоначальные знания об изобретении бумаги.

2. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.

3. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.

4. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.

5. Воспитывать наблюдательность, внимание.

Предварительная работа:

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

Оборудование: у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность, ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности

Пока Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?.

- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

- Верно, о бумаге.

Но сначала послушайте небольшую историю:

- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.

- Какого цвета бумага?

- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)

- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.

- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? {ответы детей)

- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.

- Попробуйте смять бумагу. Получилось? {ответы детей)

- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)

- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.

ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.

- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)

ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.

Физминутка

(воспитатель раздает ножницы)

- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)

- Вся ли бумага режется?

МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.

- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.

- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

- Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?

ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.

- А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)

Итог занятия

- Что сегодня мы рассматривали на занятии?

- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.

- А теперь подумайте и скажите, что же можно изготовить из бумаги? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства бумаги» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Свойства бумаги» Для детей подготовительной группы. Воспитательные.

«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Программное содержание: • Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага» Цель занятия: создание.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха» для детей второй младшей группы Цель: Обнаружить воздух в пространстве; познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, легкий, теплый – холодный: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Необыкновенные свойства воды» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад № 27 Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4–5 лет «Свойства воды» Свойства воды Ход занятия: Под музыку входит Фея Воды (ФВ). Дети и младший воспитатель (мл. в.) стоят. ФВ: Здравствуйте, ребята. Я Фея Воды.

«Удивительные свойства магнита». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 15:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД