Наталья Бурцева
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи «Логопаровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое многофункциональное пособие
«Логопаровозик»
Дидактическое пособие «Логопаровозик» предназначено для коррекции и развития различных компонентов устной речи детей шестого – седьмого года жизни.
Задачи
Дидактическое пособие представляет собой основу для проведения различных дидактических игр и упражнений, направленных на:
• развитие артикуляционной моторики;
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи „Логопаровозик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2023
• развитие фонематических процессов (автоматизация и дифференциация парных звуков, звуковой анализ слова);
• развитие связной речи (составление связных монологических высказываний описательного и повествовательного типов)
• развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Дидактическое пособие включает:
• декоративно оформленный паровозик с четырьмя вагончиками, выполненными из фетра; окна вагончиков и паровозика представлены липучками, предназначенными для крепления картинного материала;
• наборы предметных картинок по направлениям:
артикуляционная гимнастика,
звуковой анализ слова (характеристика, автоматизация, дифференциация звуков: Р, Рь, Л, Ль, С, Сь, З, Зь, Ш, Ж,
серия последовательных картинок для составления рассказа – повествования,
мнемосимволы для составления рассказа – описания предмета,
• методические рекомендации по использованию данного пособия с описанием различных вариантов дидактических игр и упражнений.
Все элементы пособия подлежат санитарной обработке в соответствие с требованием СанПин и ФГОС ДО.
Возможные варианты игр и упражнений на основе пособия «ЛОГОПАРОВОЗИК»
Игра «Веселый язычок»
Задачи:
• развитие артикуляционной и мелкой моторики,
• развитие зрительного восприятия.
Ход игры
Ребенку предлагается скрепить паровозик и вагончики между собой, застегнув все пуговицы. После этого педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребенок выбирает понравившуюся картинку, прикрепляет ее к вагончику с помощью липучек, называет упражнение и приступает к его выполнению под контролем педагога. Игра продолжается пока не будут заполнены все вагончики.
Игровое упражнение «Подбери картинки»
Задачи:
• автоматизация отрабатываемого звука,
• закрепление умения характеризовать звук по его фонетическим свойствам.
Ход игры
Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки с изображением различных предметов, ребенок выбирает картинки в названиях которых есть заданный звук, называет их и прикрепляет к вагончикам. Игра продолжается пока все вагончики не будут заполнены.
Игра «Прятки»
Задачи:
• Формирование навыков звукового анализа слова (учить выделять место звука в слове).
Ход игры
Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем педагог прикрепляет схемы с изображением положения звука в слове на крыши вагончиков. Задача ребенка подобрать и распределить картинки по вагончикам в соответствии со схемой, указанной на крыше.
Игровое упражнение «Раздели на группы»
Задачи:
• Формирование фонематических процессов (дифференциация парных согласных звуков).
Ход игры
Педагог прикрепляет на крыши вагончиков картинки с изображением парных согласных звуков, обозначенных буквой и символом (оппозиционные согласные по твердости – мягкости, глухости – звонкости). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки, в названии которых есть заданные звуки. Ребенок группирует картинки по вагончикам в соответствие со звуком указанным на крыше.
Игра «Что сначала, а что потом»
Задачи:
• развитие связной речи (составление рассказа - повествования,
• формирование словесно-логического мышления (установление последовательности событий, причинно-следственных связей)
Ход игры
Педагог раскладывает перед ребенком серию последовательных картинок в произвольном порядке и просит восстановить верную последовательность. Ребенок прикрепляет первую картинку к первому вагону и т. д. После того как все картинки «найдут свое место», ребенку предлагается составить последовательный рассказ с описанием событий представленных на картинках.
Игра «Опиши предмет»
Задачи:
• развитие связной речи (составление рассказа – описания,
• формирование наглядно-образного мышления, закрепление сенсорных эталонов.
Ход игры
Педагог демонстрирует предметную картинку, просит ее назвать и прикрепить к паровозику. Перед ребенком разложены карточки-подсказки с мнемо символами, обозначающими признак предмета. Ребенок берет карточку, называет признак, выделяет данный признак в описываемом предмете и крепит карточку к вагончику. Когда все признаки предмета озвучены, а карточки заняли свои места, педагог просит ребенка составить рассказ-описание с опорой на картинки-подсказки.
Апробация
Данное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. Цепь из вагончиков используется в качестве своеобразного наглядного плана, помогающего детям, имеющим трудности организации и планирования собственной деятельности, выполнить поставленную задачу поэтапно, без смысловых пропусков и излишних затруднений. Игровая форма упражнений с использованием яркой наглядности позволяет заинтересовать детей, повысить их мотивацию к совместной деятельности, требующей произвольного внимания и многократного повторения, отрабатываемого навыка, что, несомненно, является необходимым условием повышения эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы.