МААМ-картинки

Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Ольга Ефремова
Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Публикация «Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Модель гражданско-патриотического воспитания детей включает в себя 7 направлений:

Первое: Я и моя семья

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительнице семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Воспитывать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье – это основа патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе: Мир людей

Это направление работы направлено следующим содержанием:

1. Родившись, человек становится частью общества. Сначала – это семья, группа, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены общества. В жизни также существуют правила: ПДД, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах.

2. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» взрослых и сверстников

- Необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком

- Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.

3. Для развития интереса к «миру людей» и обогащения их представлений о социальной действительности:

- Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов

4. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисной ситуации в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение. Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира.

Третье: Человек-труженик

В процессе работы по патриотическому воспитанию должны решаться, на наш взгляд, более широкий круг задач.

1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны. Воспитывать гордость за результаты их труда.

2. Необходимо также приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада.

Четвертое: Экология

Патриотическое воспитание и экология. Какая может быть связь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе, ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. И отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является.

Пятое: Родина моя – бескрайняя Россия

Одно из направлений работы по патриотическому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, жителем планеты Земля.

Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (село, город, привязанность к которому он испытывает с детства и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация. На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей необходимо знакомить со своей страной и, прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился. Каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Шестое: Культура

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел «Культура» - одно из направлений нашей работы.

1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам

2. Развлечения

3. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России

Седьмое: История

Следующее направление, которое мы закладываем в свою модель патриотического воспитания – история страны.

Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Это наша многовековая история. Мы проводим мероприятия, позволяющие формировать у них уважительное отношение к истории страны, ее традициям.

Чем мы можем гордиться так это нашей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, первопроходцев космоса и освободителей мира от фашизма.

Заключение

Мы уверены, что единство требований детского сада и семьи обеспечит ребенку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Список литературы

1. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ Под ред. Петериной С. В. - М. : Просвещение, 1986.

2. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы/ Авт. –сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

3. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2011.

4. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

5. Родной край /Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1990.

6. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет / Под ред. Мулько И. Ф. – М. : ТЦ Сфера,2006.

Прикреплённые файлы:

patriotizm_brhtb.ppt | 17453 Кб
 
Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 11:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД