МААМ-картинки

Моделирование в детском саду

Елена Фетищева
Моделирование в детском саду

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Публикация «Моделирование в детском саду» размещена в разделах

Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, конструированию (Л. А. Парамонова, для формирования экологических знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева, представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др. Основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей и их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям (моделирование человечками).

В дошкольном обучении используются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство уха, глаза, с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движением). Обучение с использованием таких моделей приводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели- календарь природы. Графические модели обобщенно предающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид модели больше используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• Пересказ;

• Составление рассказов по картине;

• Описательный рассказ;

• Творческий рассказ.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый).

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

2. ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

3. быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

4. должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребенка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;

5. не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

6. нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно. Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостояельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей, ребенок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими).

Таким образом, использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т. к. развитое наглядно-образное мышление приводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т. е. является прочным фундаментом логического мышления.

Публикации по теме:

Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.

Математика в детском саду Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств.

Робототехника в детском саду.Робототехника в детском саду. Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным.

Скалодром в детском садуСкалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Здоровьесбережение в детском саду ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ «КАПЕЛЬКА» Актуальность темы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией.

Туризм в детском садуТуризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Выпускной в детском саду Выпускной в детском саду. Ведущая: Солнце ласково сияет в небе, Ветерок играется с листвой, Ну, а нам сегодня очень грустно, Мы прощаемся.

Выпускной в детском саду Выпускной в детском саду «Минута славы» Звучит музыка, в зал входят ведущий с детьми. Реб: Наш детский сад с утра украшен – Сегодня праздник.

Выпускной в детском саду Сценарий выпускного в детском саду. Зал празднично украшен шарами, на центральной стене оформление: веселый паровозик едет к первому сентября.

Выпускной в детском садуВыпускной в детском саду Ведущая (Звучит музыка) Вот от чего –то зал притих, В глазах восторг и грусть немного Пусть зал сейчас запомнит их : Кокетливых и озорных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование в детском саду
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД