Наталья Попонина
Модуль: Познавательное развитие Направление: «Формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Технологическая карта занятия с детьми 4 года жизни разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО по модулю «Познавательное развитие», направление «Формирование элементарных математических представлений».
Публикация «Модуль: Познавательное развитие Направление: „Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
Технологическая карта разработана в рамках примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с использованием методического пособия О. В. Толстиковой «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», И. А. Понаморёвой, В. А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в средней группе детского сада, Е. П. Никитина «Интеллектуальные игры»
Форма организации образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Образовательные технологии: педагогическая технология – игровая.
Средства организации образовательной деятельности:
• Материально – технические : блоки Дьёныша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, дидактические игры: «Почини ковёр», «Теремок», «Разложи конфеты», «Посади цветы на поляну», бумажный коврик с пустыми окнами, клеевые карандаши, медведи – игрушки, цветочные стебельки с листочками, карточки с изображением домика на каждого ребёнка.
• Учебно – методические: геометрические фигуры, наглядные пособия для игр, стихотворения для гимнастики.
• Мультимедийные: презентация
• Музыкальные: звук самолёта, минусовка «В гостях у сказки».
Цель: закрепление навыков счёта в пределах пяти, закрепление умения группировать предметы по двум признакам, сравнивать предметы по длине.
Задачи образовательной программы.
Обучающие:
- формировать умение группировать предметы по двум признакам;
- закреплять навык счёта в пределах пяти;
- закреплять умение сравнивать предметы по длине.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания желание помочь сказочным героям.
Развивающие :
- совершенствовать умение работать с отрицанием одного признака;
- совершенствовать умения высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагая свои мысли понятно для окружающих;
- развивать координацию движений с речью, посредством динамической паузы.
Планируемые результаты:
• дети считают в пределах пяти;
• группируют предметы по двум признакам;
• сравнивают предметы по длине.
№ п\п Методическая структура занятия Содержание совместной деятельности Дидактическая структура занятия Планируемый результат
Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1. Мотивация к деятельности
(2 мин)
Мотивация на совместную деятельность. - Здравствуйте, дети!
Предлагаю всем нам встать в круг, взяться за руки и поздороваться:
- Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Педагог приветствует детей;
настраивает на общение;
создаёт доброжелательную обстановку. Дети встают в круг, выполняют движения по тексту. Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.
2. Планирование деятельности
(3 мин)
Проявление готовности к совместной деятельности - Дети, сегодня я волшебница и предлагаю вам отправиться в страну сказок. Сейчас я превращу это ковёр в ковёр – самолёт. Ой! Что случилось? Часть ковра разлетелась на кусочки. Как же мы отправимся в путь?
- Правильно ковёр нужно починить. Для этого из геометрических фигур мы выберем подходящие по форме, цвету и размеру фигуры, и заполним ими пустое место Педагог предлагает детям отправиться в страну сказок, на ковре – самолёте. В- ль поднимает ковёр с которого разлетаются геометрические фигуры тем самым мотивирует детей на совместную деятельность Наблюдают за действием воспитателя.
Дети высказывают свои предположения. Собирают фигуры ориентируясь на форму и цвет Заинтересованность детей. Готовность к деятельности.
Умение высказывать предположения. Сформированность математических представлений о форме и размере.
3. Организация игровой деятельности
(2 мин)
Закреплять умение считать в пределах пяти, составлять предложения с заданным словом - Готово! Теперь можно отправляться в полёт. Садитесь на ковёр и закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, и детишкам покажись!» (слышится звук поднимающегося в воздух самолёта переходящий в минусовку «В гостях у сказки»)
- Можно открыть глаза. Вот мы и попали в первую сказку. Герои какой сказки нас встречают? (на экране персонажи из русской народной сказки «Теремок»)
- Сколько зверей поселилось в теремке? (Много)
- Сколько было лягушек? Мышек? Лисичек? (Одна)
- Давайте сосчитаем сколько жильцов в теремке. (Пять)
-Хорошо. Давайте вспомним, что натворил медведь в этой сказке? (Сломал теремок) Создание атмосферы волшебства.
(слайд № 1)
Педагог проговаривает задание для детей, способствует закреплению количественного счёта Осуществляют условные действия.
Отвечают на вопросы, считают персонажей, вспоминают сюжет сказки Заинтересованность детей.
Умение считать в пределах пяти.
Самостоятельная деятельность детей
(3 мин)
Закреплять навыки измерения длины Дидактическая игра «Теремок»
- Ребята, герои сказки «Теремок» просят помочь им построить новые домики. Подойдите, пожалуйста, к столу и посмотрите на карточки. (На карточке схема теремка.)
- Чего не хватает у теремка? (Крыши.)
- Из чего можно построить крышу? (Из палочек.)
Для постройки выберем палочки по длине – от самой длинной до самой короткой.
- На что похожа крыша? (На пирамидку, ступеньки)
- Молодцы! Сказочные герои благодарят вас за новый теремок. Создание проблемной ситуации, предложение найти её решение.
Педагог предлагает сравнить палочки по длине, выложить их в определённой последовательности. Дети решают проблемную ситуацию: подбирают палочки ориентируясь на длину, сравнивают, делают вывод Умение подбирать предметы, ориентируясь на длину; производить действия по инструкции; желание помочь сказочным героям
Самостоятельная деятельность детей
(3 мин)
Закреплять умения находить предметы по двум свойствам : форма, размер Дидактическая игра «Разложи конфеты»
- Полетели дальше. Садимся на ковёр, закрываем глаза, произносим волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, и детишкам покажись».
(На экране персонажи русской народной сказки «Три медведя»)
- Герои из какой сказки предстали перед нами? (Три медведя)
- Как звали медведей?
- Кто из них самый большой?
- Кто самый маленький?
Медведи из сказки пришли сегодня к нам в гости.
- Чем любят лакомиться мишки? (мёдом, малиной)
- Наши сказочные медведи очень любят конфеты. А так как я сегодня волшебница, то превращаю блоки в конфеты! Рекс, пекс, фекс!
- Нужно разложить конфеты так, чтобы большие прямоугольники достались самому большому медведю. Средние блоки – среднему медведю. Ну, а самые маленькие круглые блоки – самому маленькому медвежонку. Приглашает детей на ковёр, сесть и закрыть глаза.
Слайд № 2
Педагог просит назвать имена медведей.
Педагог даёт задание, разложить блоки (конфеты) по форме и размеру
Осуществляют условные действия
Называют имена медведей
Раскладывают блоки, угощают персонажей. Называют форму и размер. Заинтересованность детей
Умение группировать, ориентируясь на два признака; выполнять инструкцию взрослого
4. Динамическая пауза
Слушать стихотворный текст, выполнять соответствующие движения - Мишки хотят поиграть с нами.
Три медведя в сказки жили, вперевалочку ходили. К ним девчушка прибежала, в дом зашла и увидала: стол большущий у окна, стула три – вот это да. Чашки три, и ложки три, три кровати: посмотри. Ела Маша и пила, на кроватку прилегла и уснула сладким сном. Что ж произошло потом? Тут медведи воротились, увидев Машу, рассердились. Маша очень испугалась и домой бегом умчалась.
Объясняет правила игры. Проводит с детьми подвижную игру «Три медведя в сказке жили»
Дети слушают, выполняют движения в соответствии со словами:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Бег на месте.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются пальцами друг друга.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладонях.
Руки слегка разводят в сторону.
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Руки на поясе делают сердитое лицо.
Изображают испуганное лицо.
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Сформированность координации движения с речью, развитие моторики.
Обеспечение потребности детей в движении.
5.
Самостоятельная деятельность детей
(3 мин)
Умение работать самостоятельно, действовать по инструкции воспитателя.
Работа с отрицанием одного признака
- Отлично! Полетели дальше. Ковёр вас ждёт. Закрываем глаза. «Где ты, сказка, отзовись и детишкам покажись!»
- Ребята, с героями какой сказки мы встретились? («Три поросёнка»)
(На экране персонажи из сказки «Три поросёнка»)
- Дети, и здесь нужна ваша помощь. Возле домика «Трёх поросят» нужно посадить цветы. Только мне нужно превратить кубики в цветы. Рекс, пекс, тру – ля-ля! Внимание! Просьба поросят. Чтобы не было цветов синего цвета.
Поросята благодарят вас!
Дидактическая игра «Посади цветы на поляну»
Приглашает детей на ковёр, закрыть глаза.
(Слайд № 3)
Педагог объясняет детям задание, предлагает выбрать правильно цвет кубика, мотивирует на самостоятельную деятельность.
Осуществляет игровую деятельность. Выбирают цвет кубиков, выкладывают цветы. Наблюдают за преобразованием.
Заинтересованность детей. Умеет слушать, делать выбор. Работать самостоятельно. Действовать по инструкции.
6.
Рефлексия
(3 мин)
- Пришла пора возвращаться назад. Садимся на ковёр, закрываем глаза и…. полетели!
- Садик, садик, отзовись, и ребяткам покажись!
- Вот мы и вернулись в наш детский сад.
- В каких сказках мы побывали?
- Чему научились?
- Выполняли задания самостоятельно или с чьей – то помощью?
- Довольны ли вы сегодняшним путешествием?
- Что было самым лёгким?
- Что было самым трудным?
Мне очень понравилось с вами путешествовать!
Приглашает детей на ковёр. Предлагает сесть и закрыть глаза.
Педагог беседует с детьми. Благодарит за хорошее настроение. Дети осуществляют условные действия, повторяют слова, развивают воображение.
Ритуал выхода.
Собираются в кружок. Отвечают на вопросы педагога.
Умеет излагать свои мысли.
Умеет оценивать результат своей деятельности, делится впечатлениями.