Лучший педагог года

Из опыта работы по учебно-методическому пособию М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия» (7 фото)

Ирина Шпак
Из опыта работы по учебно-методическому пособию М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия»

Когда дети слышат слово «театр» в их глазах зажигаются искорки, на губах появляются улыбки, сердце переполняется от предвкушения чуда. Ведь ожившая в руках кукла – это и есть маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.

Кукла не может оставить равнодушным никого, будь то малыш или взрослый. Театральная кукла – это не только игрушка, приносящая массу позитивных эмоций, но и незаменимый помощник в воспитании и обучении детей.

Публикация «Из опыта работы по учебно-методическому пособию М, И, Родиной и А, И, Бурениной „Кукляндия“» размещена в разделах

Театральная педагогика, изложенная в учебно-методическом пособии М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия», помогла мне решить ряд проблем в воспитании детей. При проведении музыкальных занятий, утренников, развлечений, я заметила, что некоторые дети малоактивны, застенчивы, не умеют раскрыть себя, а ведь наша задача - найти подход к каждому ребёнку, уметь разглядеть его индивидуальность, помочь обрести уверенность в себе, повысить его самооценку. Возможно, эти дети стесняются от того, что существуют трудности в речевом общении, от неуверенности в себе, в правильности своих действий, от боязни оказаться в центре внимания.

Понимая значение кукольного театра в воспитании и обучении детей, я решила использовать в работе это простое, но необыкновенно действенное средство. Знакомясь с данным учебно-методическим пособием, я обратила внимание, что вся работа по постановке спектаклей проходит в игровой форме. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной, увлекательной. Интересные сценки, этюды, танцы, представленные в Кукляндии, помогают стеснительным, робким детям справиться со своими комплексами благодаря тому, что всё внимание зрителей приковано к кукле, а сам ребёнок выступает за ней как бы на втором плане даже тогда, когда его не скрывает ширма, и таким образом чувствует себя защищённым. Есть такие сценки, где слов ребёнку не надо произносить, а только лишь достаточно выполнять движения за куклу, и прекрасно подобранная музыка вокальная или инструментальная сама звучит вместо его голоса. Так постепенно ребёнок привыкает к сцене и от простых ролей вначале даже без слов постепенно переходит к главным ролям спектакля. У него появляется уверенность в себе, он испытывает удовольствие от зрительских аплодисментов, от того, что его окружающие понимают и принимают. Формируется его личностный стержень, что в дальнейшем поможет ему адаптироваться в обществе и быть успешным в сложном современном мире.

Программа Кукляндия заинтересовала меня также яркостью художественного музыкального материала. Здесь присутствуют все виды театральных кукол, как уже давно известных, так и уникальных, используется современная и классическая музыка, есть также фонограммы детских весёлых песенок, обширный игровой репертуар, который может использоваться и как тренинг на занятиях, и как материал для проведения досугов и театрализованных представлений.

Я люблю шить кукол, мастерить из природного материала, что-то создавать своими руками. Я поняла, что «Кукляндия» может стать новой свежей струей в моей работе, а также поможет решить многие педагогические вопросы. Тем более, что для детей театр - мощный стимул для раскрытия их творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно-богатой, творческой личности.

Идя по пути от простого к сложному, на простых играх, упражнениях и этюдах у детей я развивала умение общаться, выражать себя в речи и движениях, входить в образ, управляя своей куклой. Из маленьких упражнений и этюдов постепенно собираются небольшие сценки, в которых участвуют дети всей группы.

Так как у нас не театральная студия и не дополнительное образование, то всю работу по ознакомлению и обучению игре с куклой разных видов театра я проводила на музыкальных занятиях, в форме небольших упражнений и этюдов и вечернее время.

Именно в условиях игры у детей тренируется способность взаимодействовать друг с другом, находить выход в различных ситуациях, пропадает скованность и стеснение перед зрителями.

Чтобы решить проблему застенчивых и малообщительных детей, я подобрала ряд упражнений, инсценировок и сценок для развития творческих способностей, общительности, активности детей. Часть из них я предлагаю вашему вниманию.

Чтобы вызвать больше эмоций, повысить интерес к знакомой песне А. Филиппенко «Про лягушек и комара», я её решила обыграть с детьми. Для этого сшила двух варежковых лягушек из поролона. Их сделать очень просто. См. фото.

Из опыта работы по учебно-методическому пособию М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия»

Надо вырезать из поролона овал и ещё два полукруга, которые приклеиваются на овал сверху и снизу клеем «Дракон». В верхнюю часть полукруга поместить четыре пальца, в нижнюю - большой палец. И вот весёлая лягушка уже поёт. Для того чтобы, чтобы раскрасить голову лягушки в зелёный цвет, я взяла разбавленную гуашь и небольшой кусочек поролона. Обмакнув кусочек поролона в краску, легкими движениями равномерно окрасила поверхность полукругов, изображающих голову лягушки. Необходимо дать время на высыхание. Надо ли говорить о том, что после появления этих героинь не было отбоя среди детей, желающих спеть песню с такой лягушкой!

Для исполнения танца «Матрешки» я сшила конусные игрушки из поролона. Они хорошо сидят на детском кулачке, не соскальзывая. Их тоже просто сделать из двух конусов, обклеив яркой тканью и украсив вьюнком и золотой тесьмой. См фото.

Фото «Кукляндия»

Песня исполняется всеми детьми группы на мотив русской народной песни «Ах ты,берёза».

Танец исполняют 4 девочки.

Матрешки.

1. К нам пришли матрёшки, Дети идут по кругу, подняв матрёшку над головой,

Запляшите крошки!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Останавливаются в шеренгу перед зрителями.

Запляшите крошки! Матрёшки покачиваются на руке как фонарики.

2. Шепчутся матрёшки, Матрёшки, стоящие в центре,

Что случилось, крошки? наклоняются друг к другу, потом эти матрёшки

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, шепчутся с соседками, стоящими с краёв.

Что случилось, крошки?

3. Спрятались матрёшки, Дети приседают, закрывая лицо матрёшке

Где же наши крошки? свободной рукой.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Где же наши крошки?

4. Хмурятся матрёшки, Дети хмурятся и грозят пальцем левой руки.

Рассердились крошки.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Дети топают ножкой.

Рассердились крошки.

5. Долго ссориться нельзя, Дети, поворачиваются в паре лицом друг к другу,

И опять они друзья! подняв правые руки с матрёшками, кружатся.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

И опять они друзья! В заключение танца кланяются.

Самые яркие и нарядные из кукол - это платковые куклы. Они шьются почти в рост ребёнка. Голова делается из плотного картона и обшивается светлой материей. Из шерстяной пряжи делается прическа для куклы, из пуговиц –глаза, цветной бумаги можно оформить ротик куклы. Туловище куклы- это свернутый вдвое платок. Прикрепляется голова куклы за петлю к голове ребёнка, края платка к запястьям на резинке. Можно использовать готовые павлово-посадские платки или сшить из однотонной плотной ткани для штор. Можно исполнять хороводы «Русская красавица», инсценировать песню «Аленушка» и др. Для девочек – это целое поле для развития фантазии и импровизации движений. См. фото.

Из опыта работы по учебно-методическому пособию М. И. Родиной и А. И. Бурениной - фото

Освоение кукол и актерского мастерства - весьма трудоемкая задача, поэтому важно проводить занятия в определенной системе: от простого- к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения. От простых варежковых и платковых кукол рекомендуется переходить к более сложным куклам- марионеткам.

Очень нравится детям сценка «Дрессированные собачки». Основную роль исполняет девочка-дрессировщица. Она жестами показывает, что должны делать животные: стать на задние, на передние лапки, или покружиться вокруг себя, перепрыгнуть через барьер или следовать за дрессировщицей по кругу. Мальчики с собачками в виде кукол –марионеток должны точно выполнять её команды. См. фото

Фото №1 Когда дети слышат слово театр в их глазах зажигаются искорки на губах появляются улыбки сердце переполняется от предвкушения чуда

Именно в условиях игры у детей тренируется способность взаимодействовать друг с другом, находить выход в различных ситуациях, умение координировать свои действия. Мы показывали эту сценку и на утренниках, и на родительских собраниях, и везде она имела неизменный успех. Детям нравится, что не надо учить никаких слов, сценка выполняется под весёлую музыку, один раз увидев, дети наперебой пытаются повторить движения дрессировщицы и собачек. Цель работы с детьми даже не в показе спектакля, а именно в воспитании детей, развитии нравственных и волевых, творческих качеств личности. Задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя почувствовать свою успешность. Даже самые малоактивные, застенчивые ребята приобретают уверенность в себе и желание выступать перед зрителями.

В дошкольном детстве очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях.

Одними из самых сложных в управлении кукол являются большие ростовые куклы. Это куклы, которыми может управлять один ребёнок или двое детей. Такие куклы способствуют развитию чувства партнёрства и координации движений. Я сшила ростовые куклы –цветы. Кукла сделана таким образом, что ребёнок может одной ногой управлять стебельком, одной рукой с помощью резинки управлять головкой цветка, другой –листиком. Бабочек я делала в виде легких платочков из органзы, которые крепятся на резинке к запястьям рук. Девочки скрещивают руки крест на крест на уровне запястий и делают лёгкие взмахи. Солнышко - это мягкая игрушка на деревянной палочке, Заяц- большая напольная кукла. С помощью этих кукол мы показали этюд «Хороший день». За основу я взяла этот этюд из программы «Кукляндия», только немного отредактировала, добавила стихи, концовку сократила.

Фото №2 Ведь ожившая в руках кукла это и есть маленькое чудо которое рождается на наших глазах

На переднем плане сцены – плоскостные деревья-ёлочки, за деревом – исполнитель с куклой-Солнцем. В центре сидят исполнители с бабочками, лежащими на коленях. Дети с цветами располагаются по всей сцене, цветы - на коленях. Музыкальное сопровождение: вальс И. Штрауса «Сказки венского леса».

Ведущий: «Раннее утро. Небо на востоке розовеет. В вышине щебечут птицы. Солнце поднимается над сосной.

Утром солнышко проснулось, солнце поднимается над деревом.

Приоткрыло глазки, музыка затихает.

Всё на свете улыбнулось,

Расцвело, как в сказке! Звучит продолжение вальса

Первыми проснулись цветочки и Цветы просыпаются. Потягиваются

улыбнулись друг другу. прихорашиваются и кланяются друг другу.

Затем просыпаются бабочки. Каждая бабочка импровизирует пробуждение

Слегка подрагивают их нежные крылышки. и летает по сцене.

И они начинают порхать над цветами.

Бабочка: Летел мотылёк,

Порхал мотылёк,

Присел отдохнуть

На красивый цветок.

Ведущий. Цветы тоже улыбнулись мотыльку и что-то сказали ему.

Ведь цветы тоже умеют разговаривать по-своему. Что сказала ромашка?

Ромашка. Погляди-ка из оконца, ромашка, размахивая листиками, читает стих

Я-ромашка,

Капля солнца,

Лепесточки отрывай,

И судьбу свою узнай.

Ведущий. Даже скромный мак что-то промолвил бабочкам.

Мак. Гордый мак расцвёл в долине мак, слегка помахивая головкой, читает стих

Алой каплей на равнине.

Лепестки ласкает ветер.

Что красивей есть на свете?

Звучит весёлая игривая музыка. На поляне появляется зайчик.

Зайчик. С добрым утром лес зелёный!

С добрым утром, липы, клёны,

С добрым утром облака,

И широкая река,

И шумящие дубравы,

Бабочки, шмели и травы.

Ведущий. Зазвучала музыка, и цветы, и бабочки, и деревья закружились в вихре вальса.

Звучит вальс Штрауса. Цветы двигаются в танцевальном ритме, бабочки летают вокруг зайца, садятся ему на лапки, на голову. Выглядывает солнце. Заяц танцует.

Ведущий. Радость пробежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки,

Надевайте, люди, лучшие одёжки,

Радость распахнула все окошки…

(все исполнители кланяются и уходят за ширму).

Большим успехом у детей пользуется большая ростовая лошадка, выкройку к которой я придумала сама. См рисунок. Основу составляет цилиндр из толстого поролона с диаметром 40 см. К передней части цилиндра крепится голова лошадки. Сверху по окружности к цилиндру пристёгивается плюшевое покрывало. Сзади пришивается хвост лошади. Широкие ленты крепятся крест на крест к туловищу лошади, т. е. к краям цилиндра, ребёнок с помощью их надевает лошадь на плечи. Чтобы не видно было этих лент, на ребёнка надевается короткий плащ. К бокам лошади сверху пришиваются кукольные ноги. Ребёнок держит лошадку под уздцы.

Фото №3 Кукла не может оставить равнодушным никого будь то малыш или взрослый

Куклу-лошадку я использовала в своей работе многократно. Вначале я брала её для малоактивных детей. Дети выполняли простые движения: повороты, шаг с приседанием вправо, влево, бег по кругу, поклоны в стороны под фонограмму песни Т. Морозовой «Лошадка». См. фото. На родительском собрании девочка исполняла сольно песню «Моя лошадка» под фортепиано. На новогоднем утреннике веселая ковбойка с мальчиками – ковбоями танцевала около ёлки. В младших группах я использовала лошадку для сюрпризного момента.

Фото №4 Театральная кукла это не только игрушка приносящая массу позитивных эмоций но и незаменимый помощник в воспитании и обучении детей

И, как показали практические наблюдения, в результате проведённой работы по авторской системе М. И Родиной, дети справились с закомплексованностью, улучшилась речь, появилась уверенность в себе, повысилась эмоциональная активность.

«Кукляндия»-это волшебная страна, где дети играют с куклами, куклы оживают в их руках, а дети ощущают себя волшебниками. На самом деле каждый ребенок рождается с этим удивительным волшебным даром- творческим воображением. Эта программа обладает особым чудесным средством – имя которому «игра в театр».

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого.

Анализ учебно-воспитательной работы в старшей логопедической группе за 2015–2016 учебный год Анализ учебно-воспитательной работы в старшей логопедической группе «Кот в сапогах» за 2015-2016 учебный год. 1. Шаньгина Елена Владимировна,.

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Мы с вами осваиваем принципы и основные положения ФГОС ДО. И уже видим из опыта работы хорошие результаты развития наших.

Описание опыта работы «Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста» Целью нашей работы является формирование у детей сенсорной культуры, умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

Перспективный план работы со счетными палочками Кюизенера и учебно-игровым пособием логические блоки ДьенешаПерспективный план работы со счетными палочками Кюизенера и учебно-игровым пособием логические блоки Дьенеша Дидактические игры и упражнения для работы со старшими дошкольниками. В подготовительной группе игры и упражнения берутся с усложнением.

Пояснительная записка к методическому пособию «Новый день — новое открытие» по экологическому воспитанию малышей.Пояснительная записка к методическому пособию «Новый день — новое открытие» по экологическому воспитанию малышей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Можно ли в наши дни переоценивать важность и необходимость экологического воспитания. Его основная цель – вернуть.

Учебно-тематический план работы по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе (5–6 лет) Предлагаю Вашему вниманию примерный учебно–тематический план работы по программе социокультурные истоки в старшей группе (5-6.

Учебно-тематический план работы в старшей группе Программа ориентирована на развитие социально-коммуникативной, сенсомоторно -поведенческой систем и коммуникативной функции речи ребенка.

Организация учебно-методической работы в образовательном учреждении Эссе на тему: «Организация учебно – методической работы в образовательном учреждении» Старший воспитатель МБДОУ ДС № 26 «Ивушка» Пелих Анна.

Автор публикации:
Из опыта работы по учебно-методическому пособию М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия»
Опубликовано: 28 января 2017 в 18:00
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД