Наталья Гадыльшина
Моя педагогическая находка «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка
Здравствуйте, меня зовут Наталья Харисовна, я педагог- психолог первой квалификационной категории, представляю детский сад «Колосок», село Тоцкое. И сегодня я хочу поделиться с вами своей педагогической находкой- Круги Луллия.
Публикация «Моя педагогическая находка „Круги Луллия“» размещена в разделах
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде шести бумажных кругов, нанизанных на стержень в виде пирамидки. Луллий считал, что его вертушка охватывала все знания, которые может вместить наш разум!
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. В настоящее время этот метод, основанный на морфологическом анализе, используют для создания развивающих игр и головоломок для детей.
Данное пособие меня заинтересовало и я изготовила его самостоятельно. Для этого мне понадобились три пластиковых круга разного диаметра, болт с гайками, плотный картон для стрелки и самоклеящаяся бумага для деления кругов на секторы. Круги подвижны относительно друг друга. Все они разделены на одинаковое количество секторов.
Круги Луллия могут быть не универсальными, а уже изначально выполнены на какую то конкретную тему, например: на восприятие цвета или формы. Но мне захотелось изготовить круги именно универсальные, с возможностью имея только одно дидактическое пособие, менять картинки разной тематики, в зависимости от поставленной цели. Для этого я установила скрепки для фиксации картинок на дисках. Благодаря им, я свободно меняю картинки.
Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи
- развитие словесно-логического мышления,
- развитие памяти, внимания, тактильного восприятия,
- развивают навыки фантастического преобразования объектов;
- формируют способность увидеть суть проблемы;
- развивают познавательную активность;
- развивают представления о сенсорных эталонах;
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;
- формируют способность решать проблемные ситуации;
Методические рекомендации:
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
В представленном мною пособии три круга по 6 секторов на каждом. На занятии могут быть задействованы например только два круга.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на четыре типа:
1-й тип: «Найти реальное сочетание».
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем
прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке первого кольца
обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание».
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого
кольца сочетается с любой картинкой второго кольца и наоборот. Именно из- за
этого элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации
сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению. Например: Как лисята вернутся к своей маме?
Далее хочу подробнее остановиться на играх на подбор пары. Первая игра
Игра «Назови одним словом»
Цель: развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умения классифицировать предметы. Расширение кругозора. Пополнение словарного запаса, развитие мелкой моторики.
Возраст играющих: дети 4-7 лет.
Оборудование: круги Луллия.
Ход игры:
Педагог, вместе с ребенком, заполняют круги Луллия, кружками с нарисованными предметами. Необходимо совместить круги так, чтобы предметы одной группы оказались в одной ячейке. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы.
«Подбери по цвету»
Цель игры: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.
Возраст: 3-5 лет.
«Подбери по форме»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру.
Возраст:4-7 лет
«Найди хозяина питомца»
Цель: Развивать способность распознавать и выражать разные эмоции
Возраст: 3-7 лет
«Найди тень»
Цель: Развитие приемов зрительного наложения, внимания, памяти, логического мышления.
Возраст: 3-5 лет.
«Найди недостающий фрагмент»
Цель: развитие познавательной активности, зрительного внимания
Возраст: 4-7 лет.
«Кто что ест»
Цель: развитие познавательной активности, пополнение словарного запаса.
Возраст:3-5 лет
«Кто где живет»
Цель: развитие зрительного внимания, активизация словарного запаса.
Возраст: 3-5 лет.
«Мамы и их детеныши»
Цель: расширение словарного запаса, развитие мышления и речи.
Возраст: 3-5 лет.
«Что сначала, что потом»
Цель: развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Возраст: 4-7 лет.
«Собери матрешку»
Цель: развитие мышления, мелкой моторики.
Возраст: 4-7 лет.
Игр с кольцами очень много. Свою картотеку я пополняю с учетом образовательных потребностей детей.
И хотелось бы еще привести пример игры с элементом случайности
"Новая сказка"
Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в
зависимости от введения новых объектов.
Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором
- предметов из этих сказок).
РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная
Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет".
(Корзинка.)
ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из
сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как
сковорода может помочь поросятам справиться с волком?" Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?
На мой взгляд, игры с картинками на кругах создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Представленное пособие я нахожу эффективным и рекомендую в работу педагогам.
Благодарю за внимание!