Алина Комиссарова
Моя профессия — воспитатель
▼ Скачать + Заказать документы
Моя профессия – воспитатель
А. Г. Комиссарова, воспитатель МБДОУ «Таутовский детский сад № 3 «Колосок» Аликовского района Чувашской Республики
В последние годы детский сад стал учреждением с основной образовательной программой, программой развития, контрактами и даже конкуренцией. В этих условиях особую важность приобретают наши человеческие качества - доброта, терпеливость, порядочность. Ведь не секрет, что современные родители в водовороте ежедневных дел, порой забывают о душевном тепле, так необходимом их дочерям и сыновьям. А я, воспитатель, должна и обязана согревать детей своим теплом. Чтобы дети в тебя поверили, надо просто их любить и создать условия, где они могли бы подниматься на ступеньку выше в своем развитии. Понимаю, что жизнь не стоит на месте, можно утонуть в море информации, поэтому стараюсь осваивать новые методы, приемы и технологии, ведь только от меня зависит, чему я научу своих воспитанников.
Публикация «Моя профессия — воспитатель» размещена в разделах
Для меня стало открытием, что работа в дошкольном учреждении – это стиль жизни. Ежедневно взаимодействуя с детьми, пришла к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности - игре.
Я для себя поняла, что педагог должен учиться всему и постоянно. Воспитание группы детей – дело нелегкое и обязывает меня быть сообразительной, всегда готовой к разрешению любых ситуаций. Проработав десять лет воспитателем, пришла к выводу, что дети очень чутко улавливают слабости педагога и не прощают срывов, растерянности, беспомощности. Они любят играть в игры, я - тоже, и каждый день своей педагогической деятельности наполняю дидактическими, сюжетно - ролевыми, развивающими играми.
Анализируя свой опыт работы, пришла еще к ряду убеждений:
- воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми, каждая минутка рядом с ними должна быть мостиком к решению детских проблем;
- нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми;
- главная роль в развитии ребенка, всё же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с родителями.
Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении.
С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживала новые приемы руководства и оформления игр и механически переносила их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы позволяли достичь результата лишь в тех случаях, если их применяла системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, если хорошо знала и чувствовала каждого ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении, особенно ценно то, что педагоги в течение нескольких лет углубленно работают над темой: «Использование моделирования, как одного из методов развития речи». Моделирование событий - это средство планового высказывания связной описательной речи. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дети часто не могут передать сюжет произведения, им больше всего запоминаются незначительные детали (страшное лицо, огромные зубы).Важно, чтобы ребенок научился выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаё м вопросы: "А что, дальше?", "Что произошло потом?", "Почему это случилось?".
Мы часто вмешиваемся в рассказ ребёнка, напоминаем, подсказываем ему. Что же делать? Я хочу поделиться своими мыслями, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события.
Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей для планового высказывания в процессе обучения связной описательной речи.
Использование моделирования формирует приёмы работы с памятью, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений и лучше удерживают в памяти словесный материал. У них включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Приё м наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
1. Пересказ;
2. Составление рассказа по серии картин;
3. Описательный рассказ;
4. Творческий рассказ.
В старшем дошкольном возрасте модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок. А также ребёнок сможет сам создать свою модельную схему к своему рассказу или сказке.
Модель даёт возможность создать образ наиболее важных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заменителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• силуэты, контуры, символические изображения предметов;
• планы и условные изображения;
В качестве символов – заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зелёный треугольник – ёлочка, серый кружок – мышонок и т. д. На последующих этапах дети выбирают заместителей, не учитывая внешние признаки объектов. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. д.)
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребёнка. Всё это повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии речи дошкольников.
Постепенно дети осознают способы замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями. Становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. По требованиям ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Дети подготовительной к школе группы учатся вести координированный диалог с воспитателем; содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылицы, загадки.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыков пересказа предполагает формирование следующих умений:
- усвоение принципа замещения, то есть умение обозначить персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
- формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
- передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей.
В своей работе построение речевого развития ребёнка я осуществляла через беседы, чтение литературных произведений, игры – драматизации, заучивание стихов и их чтение.
Беседуя с ребёнком или, читая литературный текст, подчёркиваю новые слова, выделяю средства художественной выразительности (сравнение, особенности сказочной стилистики, а затем помогаю использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.
Начинаем работать с модельными схемами с разыгрывания литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов – заместителей. Это позволяет немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогут детям установить смысловые связи между ними.
Также необходимо обязательное использование настольно – печатных игр, которые помогают детям развивать речь, научиться классифицировать предметы,, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, зрительное восприятие. Детям предлагаю такие дидактические игры как: «На что похоже», «Забывчивый художник», «Времена года», «Ассоциации» и т. д.
На следующем этапе проводится работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.
Сначала идёт прослушивание выразительного чтения произведения, дети отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации к произведению, обыгрывают сюжеты в настольном театре. Далее при рассказывании сказки, в её обыгрывании заменяется какой-нибудь сюжет, или герой сказки на предмет – заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму – квадрат и т. д.
Следующим этапом мы отслеживаем готовность модели по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаю в помощь готовую модельную схему. Показываю как можно последовательно составить рассказ.
Далее идет совместная работа педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом я даю возможность ребёнку самому проявить инициативу, ни в коем случае не предлагаю что-то конкретное, а только советую, направляю, предлагаю.
Следующим этапом работы по использованию схем, это самостоятельный выбор ребёнком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях использую комплекты моделей, придуманные вместе с детьми. Это комплекты моделей «животные и птицы», «природные явления», «растения», «предметов ближайшего окружения», «моя семья»
Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• модель должна раскрывать существенное в объекте;
• модель должна быть детям понятна.
Заключительным пунктом этапа работы педагога и ребенка является самостоятельное изображение модели на бумаге произведения. Воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создает (рисует) элементы модельной схемы к произведению.
На мой взгляд, самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Поэтому очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром. Для решения этой задачи в своей работе в группе я создала информационно - развивающую среду: ситуации, мотивирующие общение детей – различные ролевые игры, словесно-дидактические игры, наличие театральных атрибутов для разыгрывания сказок, стихов. В образовательную деятельность и повседневную жизнь детей включаю пальчиковую гимнастику, игры, провоцирующие спорные дискуссии. Общение происходит по схеме: взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, что позволяет быстрее адаптироваться в речевой среде. По моей инициативе и с помощью родителей в группе был создан «Центр речевого развития», который способствует познавательно-речевому развитию.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Я незаметно помогаю ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Самым интересным было индивидуальное общение с детьми. Работая с детьми разного возраста, имела возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребёнка.
Но надо отметить, что переходя к сочинению по моделям, дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными: «Жил был мальчик, он пошёл в лес, погулял, погулял, поел, пришёл домой и лег спать». Чтобы этих сложностей было как можно меньше, я предлагала такие речевые игры как «Кто что делает?», «Целое - часть», «Объясни?», «Скажи по- другому», «Скажи наоборот», «Скажи коротко» и т. д.
Только к концу учебного года дети начинают сами составлять модельные схемы. Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка. Здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы «план сочинения», который поможет детям отдельные события собрать в единый сюжет.
Если систематически использовать модельные схемы, дети начинают свободно составлять сказки практически на любую тему, показывая, что такое добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках раскрываются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей действительности.
Применять модельные схемы можно и при организации других видов деятельности: познавательной, социально-коммуникативной, двигательной.
Первое, чему меня научила работа в дошкольном учреждении – это выдерживать темп, хронометраж проводимых занятий. Дети не должны уставать на занятиях, учиться играя. Игровая деятельность, проводимая с детьми каждый день, придает мне уверенности в собственных силах (возможностях) в работе с детским коллективом, умение привлечь внимание, заинтересовать дошкольников.
При отборе методов работы я ставлю перед собой главную задачу - выбрать наиболее эффективные методы и приемыорганизации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Отношения между педагогами и родителями воспитанников будут лучше, если создать партнёрские отношения между ДОУ и семьёй. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
О годах моей работы в качестве воспитателя детского сада я могу сказать следующее: Повышается уровень моего педагогического мастерства: владение приёмами обучения, умение видеть всех детей, осуществлять контроль за самочувствием, поведением и настроением, владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, тон, обращение с детьми.
Я поверила в свои возможности и способности. Во что я верю? Я верю - каждый ребёнок личность! Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Не должно быть обделённых вниманием детей, каждый хочет быть личностью, самоутвердиться, и моя задача: помочь ребёнку в этом. Поэтому я должна знать детскую и возрастную психологию, заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребёнку. Быть толерантной. У человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому, что такая атмосфера способствует раскрытию ребёнка.
Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. В этом каждому воспитателю помогает планирование своей работы, правильный анализ деятельности, постановка цели, выбор форм и методов.