Лучший педагог года

Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (2 фото)

Равиля Темирбулатова
Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости

Выступление на тему "Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости" 8 декабря в г. Красноярске в рамках III Краевого педагогического Форума "Ведение ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО: от теории к практике".

Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости

В моей практике я столкнулась с новой категорией детей – это учащиеся с тяжёлой степенью умственной отсталости. Поэтому сначала кратко представлю особенности данной категории детей для того, чтобы вы чётко понимали трудоёмкость работы с ними. У детей с тяжёлым нарушением интеллекта грубо нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, память, речь, эмоционально-волевая сфера. Для них характерно поверхностное глобальное восприятие, они не анализируют, не сравнивают, не сопоставляют с другими объектами, но обиходные и привычные предметы воспринимать могут и достаточно хорошо. Внимание их трудно привлечь, оно слабоустойчиво, легко отвлекаются. Привлечение внимания возможно с помощью ярких новых предметов или игрушек, но длительное сосредоточение невозможно. Произвольное внимание практически не развито. Логическая и механическая память также не развиты. Бывают случаи гипертрофированной механической памяти, они способны запомнить большой объём материала и воспроизвести его, не осознавая смысла собственных высказываний. Особенно недоразвитие проявляется в особенностях их мышления: перенос полученных знаний и умений, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения жизненных задач, обобщение, понимание причинно-следственных зависимостей – всё это непреодолимые трудности для данной категории детей. Некоторые дети могут научиться чтению, однако осмыслить текст не в состоянии. Могут овладеть порядковым счётом, но при решении задач с трудом удерживают в памяти условие, не могут установить нужных смысловых связей. Появление речи обычно очень сильно запаздывает, у многих к 6-7 годам. Иногда хорошая механическая память приводит к феномену кажущейся «богатой» речи, но такая речь не осмысливается ребёнком, носит «попугайный» характер. Нарушениям подвержена эмоционально-волевая сфера непосредственными импульсивными реакциями на внешние впечатления, поддаются внушению, бурно проявляют свою радость, часто обижаются, вспыльчивы, с проявлениями агрессии. Но могут быть вялыми, заторможенными, со стереотипными эмоциональными реакциями. Это зависит от типа нервной системы. Способность к общению минимальна: контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой речи, самостоятельно контакт не инициирует, может проявлять негативизм или пассивно подчиняться, интерес к действиям взрослого, как правило, не проявляет, положительно реагирует на ласку и поощрение в форме сладостей, игрушек (Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003г).

Публикация «Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости» размещена в разделах

Занимаясь, с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости сложно увидеть динамику успеваемости и развития. К решению данной проблемы я решила подойти совместно с узкими специалистами (психолог, логопед, дефектолог, составив мониторинг коррекционно-развивающей работы, который состоит из трёх динамических листов. Мониторинг был составлен для решения проблемы оценивания и прогнозирования коррекционно-развивающей работы узких специалистов.

Я использовала в своей деятельность восемь базовых критериев и модифицировала их для данной категории детей. Разбила их на 3 уровня развития: низкий, средний, высокий. При необходимости критерии можно менять или уменьшить, всё зависит от уровня развития ребёнка. У каждого специалиста свой динамический лист, свои специфические критерии, где уровни и количество их совпадают, и динамические листы друг друга взаимодополняют, так как время обследования ребёнка ограничено его особенностями развития – быстрая утомляемость, расторможенность, неусидчивость. Максимально за первый и второй годы обучения ребёнок должен набрать до 16 баллов. Мониторинг проводится 2-3 раза в течение учебного года в зависимости от темпа развития ребёнка. По окончанию года динамические листы дополняются графиком динамики коррекционно-развивающей работы узких специалистов и прилагается к основным документам сопровождения ребёнка.

Мониторинг оценивания успеваемости и качества выполненной работы в образовательном учреждении всегда будет актуальным, так как в процессе обучения и коррекции мы всегда сравниваем и оцениваем, устанавливаем определённые критерии и уровни развития, ежедневно с этим сталкиваясь. Представленный мною мониторинг через динамические листы узких специалистов помогает:

1. Устанавливать четкие задачи коррекционной работы с учащимся.

2. Выделить сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе.

3. Отслеживать динамику развития ученика и результативность психолого-педагогической работы специалистов.

4. Своевременно фиксировать проблемы учащихся при усвоении коррекционно-развивающей программы и корректировать её.

5. Зрительно увидеть динамику развития, пусть и незначительную.

В начале 2016 года я презентовала разработанный мониторинг оценивания на школьном методическом объединении учителей коррекционной педагогике и в дальнейшем апробировала.

Фото №1 Выступление на тему Мониторинг коррекционно развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью

Далее в презентации представлен подробный динамический лист наблюдения педагога-психолога и бланки логопеда, дефектолога, а также график мониторинга за 2015-2016 учебного года по конкретному ребёнку.

Прикреплённые файлы:

monitoring_lb426.ppt | 1203 Кб
 
Публикации по теме:

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Организация коррекционно — развивающей работы учителя-логопеда для детей с ЗПР (старшая группа) Эффективность коррекционно-логопедической работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, пра-вильным.

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старших группах Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старших группах Область:творчество Предмет :рисование № Тема занятия Задачи.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Развлечение «Веселые потешки» для детей с легкой степенью умственной отсталости ЦЕЛЬ: Вызвать эмоциональный отклик на содержание потешек, действия взрослого; развивать мелкую моторику рук, чувство ритма; стимулировать.

Сенсорная комната как одно из средств коррекционно-развивающей работы в ДОУ К концу 80-х гг. ХХ в. сенсорные комнаты получили широкое распространение в Европе и стали частью реабилитационной и терапевтической практики.

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми в соответствии с основными задачами Коррекционная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе (микро группа). Автор конспекта КННОД: Дьяконова.

Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2015–2021 год для воспитанников 6 группы Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД 6 группы План составлен в соответствии с воспитательными программами, составленными и утверждёнными.

Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 12:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД