Папки-передвижки

Мотивация-важный фактор при обучении

Людмила Чаусенко
Мотивация-важный фактор при обучении

Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Это переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе её правил и нести ответственность за их нарушение.

Публикация «Мотивация-важный фактор при обучении» размещена в разделах

Существующая школа с её классно – урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. Новые условия предъявляют более высокие требования к личностному развитию ребёнка, а также степени сформированности у него учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа детей едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен, что вызывает определённые трудности в обучения.

Педагоги и психологи отмечают, актуальность проблемы трудностей обучения, и для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная коррекционно-развивающая работа. Главным условием эффективной помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно точно определить зону актуального и ближайшего развития ребенка и здесь на помощь приходит психологическая диагностика.

Цель диагностики – выявить основные трудности в обучении младших школьников. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае, возможно, будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Начиная с первого класса, психологи отслеживают развитие учащихся на всех этапах обучения. Проводят исследования готовности выпускников детского сада к обучению в школе и выявляют аспекты школьной зрелости:

- интеллектуальной;

- эмоциональной;

- социальной.

Анализ результатов Московского мониторинга, вызывает тревогу у воспитателей, специалистов и родителей готовящих детей к обучению в школе, возникает вопрос, почему ожидаемые результаты, порой не совпадают с реальными. Ребенок посещал детский сад и занятия дошкольной подготовки, выполнял все домашние задания, и казалось, овладел всем необходимым базисом, но, придя в школу, в какой-то момент перестал успевать, обучаемость снизилась. Почему?

Одной из ведущих причин является незрелость мотивационной и эмоционально-волевой сферы, из-за чего ребёнок не способен к длительным (в течение 30 - 35-минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.

Главная задача взрослых постараться скорректировать данные процессы и довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент должен быть направлен в первую очередь на мотивационное развитие ребенка. Мотивационная готовность предполагает наличие у него желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость, так как говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно, узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.

Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных условиях может быть признан ребенок, не обнаруживший черт зрелости мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника», что обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности поведения, в низком уровне осознания своих побуждений.

Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

По мнению многих учёных, устойчивость школьной мотивации, эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших показателей мотивационной готовности к школе.

Если у ребенка был выявлен высокий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем вывод, что в целом уровне школьной готовности развит выше среднего, поскольку, как показано многими учёными-психологами мотивационная готовность является определяющей. А если у ребенка был выявлен средний уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности, его уровень школьной готовности оценивается как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем вывод - уровень школьной готовности сформирован ниже среднего. Низкий уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности, говорит о среднем уровне школьной зрелости.

Важно понимать, что коррекционная работа психологов и педагогов с детьми не должна сводиться к «дрессуре» определенных компонентов психического развития ребенка. А на первом этапе она обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: мотивационную, эмоциональную, рефлексивную. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент необходимо делать на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача психологов и педагогов сначала пробудить у ребенка желание научится чему - то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач:

• умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,

• умение ориентироваться на заданную систему требований,

• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,

• умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Интеллектуальная готовность к школе также предполагает наличие у ребенка широкого кругозора, запаса конкретных знаний. Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностных особенностей. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития устной речи ребёнка должен соответствовать возрастной норме. Необходим определённый словарный запас и умение грамотно им пользоваться в самостоятельной речи, важно научить ребёнка излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, умению описывать картинки и события.

Количество учащихся с трудностями в обучении за последние годы резко выросло. На данный момент количество таких детей составляет около 20 – 30% в каждом классе.

Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы.

Психолого-педагогическое изучение учащихся с трудностями в обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти трудности.

Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников, учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую характеристику.

Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:

• дети с умственной отсталостью;

• дети с временной задержкой психического развития;

• педагогически запущенные дети;

• дети соматически ослабленные;

• дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.

Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.

Психолого - педагогическое сопровождение имеет два направления:

- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;

- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Психолого - педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Задачи сопровождения:

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения ребенка.

- создание социально-психологических условий для развития познавательных, личностных возможностей учащегося и его успешного обучения на занятиях.

- организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Начальная школа является базисом, основой, на которую опирается дальнейшее обучение школьника. Если запустить механизм непринятия обучения, не успевания за своими одноклассниками, может привести к серьезным последствиям не только со стороны овладения знаниями и умениями, а самое главное, со стороны личностной сферы ребенка: заниженная самооценка, отсутствие стремления получать знания и т. д. Помочь ребёнку справиться с его трудностями, встать на его сторону и создать условия для здорового и гармоничного развития - основная задача психолого-педагогической работы.

Публикации по теме:

«Аппликация как важный вид продуктивной деятельности дошкольника». Самообразование по теме: «Аппликация как важный вид продуктивной деятельности дошкольника». Подготовила: воспитатель Борец Н. А.

Мотивация деятельности педагогов как фактор повышения эффективности управления образовательным учреждением Автореферат. (Магистерская диссертация). Актуальность темы исследования. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей.

Мотивация и рефлексия 1. Тема ««Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (артикуляционная, пальчиковая гимнастика, массаж, двигательные упражнения) Мотивация: Воспитатель:.

Мотивация культуры поведения в работе с родителями Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика,.

Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому разв Тема: Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому развитию.

Мотивация соблюдения правил и норм поведения в детском саду «Наше стремление к отличному поведению»Мотивация соблюдения правил и норм поведения в детском саду «Наше стремление к отличному поведению» Тема: Мотивация соблюдения правил и норм поведения в детском саду «Наше стремление к отличному поведению» Цель: Повысить стремления воспитанников.

Осанка — важный фактор сохранения здоровья с раннего детства На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число.

Развитие речи, как важный фактор в процессе социализации дошкольника С первых дней своей жизни ребенок окружен вниманием других людей. Самый первый опыт общения человек приобретает задолго до того как научится.

Самый важный третий год В семье появился малыш - это радостное событие для всех! Самый главный день в жизни ребенка - День рождения, а разве может быть иначе? Конечно.

В помощь воспитателям. Подборка для любого занятия «Мотивация и рефлексия» Каждое занятие требует основательной подготовки. Теперь я заранее записываю пришедшие в голову виды мотиваций и записываю их в отдельный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мотивация-важный фактор при обучении
Опубликовано: 19 октября 2016 в 11:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД