нАТАЛЬЯ бЛИНКОВА
Мотивационные игровые ситуации в образовательном процессе с дошкольниками. Конспект игры «На поиски звуков [м]-[м’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения игры
Место игровой ситуации : совместная и самостоятельная деятельность детей и педагога.
Название игры : «На поиски звуков М и М*».
Направление: интеллектуальное развитие.
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста
Количество: 10-12 детей.
Продолжительность игры : 20-25- минут.
Цель игры : Закрепить знания детей по подготовке к обучению грамоте в игровом сюжете с проблемной ситуацией.
Задачи:
Публикация «Мотивационные игровые ситуации в образовательном процессе с дошкольниками, Конспект игры „На поиски звуков [м]-[м’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Образовательная :
- Учить детей дифференцировать звуки «М» и «М*» в слогах, словах, предложениях;
Развивающая:
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
- Развивать навык синхронизации речи с движениями пальцев руки, общую моторику, координацию движений.
Воспитательная:
- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества, взаимопомощи в игре.
Методы и приемы:
• Наглядный (рассматривание, показ)
• Словесный (объяснение, показ, вопросы, индивидуальные и групповые ответы, поощрение)
• Практический (игровой).
Оборудование: кукла, звуковой алгоритм характеристики звука, предметные картинки со звуками «М» и "М*" в начале, середине и конце слов, полоски картона - "мост" с отверстиями, имитирующими место звука в слове, "чудо-планшет" с манной крупой, мелкие игрушки-киндеры или бумажные на подставках, круг - "солнце" с ленточками-лучиками; игрушка "паровоз" с вагончиками, на которых алгоритм деления слов на слоги, полоски "рельсы", рюкзак.
Предварительная работа: игры на развитие слухового восприятия, работа по звуковому алгоритму, речевые игры и т. п.
Планируемый результат игры :дети научаться слушать инструкцию педагога, проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач; участвовать в совместной деятельности, научаться осознавать нравственные ценности (умение прийти на помощь герою); использовать наглядные модели для решения познавательных задач, классифицировать, осуществлять сериацию на конкретном материале.
Список литературы: Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург «Детство Пресс, 2004.
Подготовительный
Логопед:
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. У всех хорошее настроение и я предлагаю вам поделиться им со всеми:
Глазки - смотрят, смотрят;
Ушки - слушают, слушают;
Ручки - хлопают, хлопают;
Ножки – топают, топают.
Я проснулся С добрым утром, глазки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись!
(дети стоят в кругу, поглаживают закрытые глазки, открывают глаза, смотрят в “бинокль”,
поглаживают ушки, прикладывают ладонь к ушам, поглаживают руки сверху вниз, встряхивают кистями рук, поглаживают ножки сверху вниз, прикладывают ладонь к глазам, прикладывают ладони к ушам, хлопают ручками, топают ножками, потягиваются высоко)
Логопед говорит
- Сегодня к нам пришла в гости кукла, она расстроена, потому что из её имени выпал звук и никто не может звать её правильно. Мы можем узнать её имя, прочитав слово по первым звукам картинок : пустой квадрат - потерянный звук в имени куклы, ананас, шары, аквариум)
- Как зовут куклу?
( предположительные ответы детей: Даша, Саша, Маша и т. п.).
- Как помочь Маше (найти пропавший звук).
- Чтобы, помочь Маше, следует познакомиться со звуками "М" и "М*".
- Возьмите зеркала.
Дети исследуют артикуляционные характеристики звуков (губы сомкнуты, размыкаются под напором воздушной струи, зубы разомкнуты, язык лежит спокойно, звук произносим кратко, отрывисто) и делают вывод:
Звук "М" - согласный, твердый, звонкий,
Звук "М*" - согласный, мягкий, звонкий.
Игровое упражнение "Каша-малаша" - ловите ушками слоги ( логопед называет слоги: МА, АМ, МО, ОМ и т. п.) и выкладывайте их звуковые схемы.
- Проговори свою схему Аня, Настя и т. д.
(дети выкладывают звуковые схемы слогов и проговаривают их).
Логопед:
- Мы познакомились со звуками и пора отправляться на их поиски. Ой, что-то погода портится. Ребята, кажется, дождь собирается. Подул сильный ветер. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно придумать слова со звуками "М" или "М*". (На полу лежит круг-солнышко. Дети, говорят слово, вытаскивают ленточку-лучик).
- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. И мы можем отправиться в путь, но с пустыми руками в путешествие не идут.
Игровое упражнение «Соберём рюкзак в дорогу».
Логопед:
- С собой нам надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [М] или[М*]. Назовите их, не забудьте правильно произносить звуки.
Дети отбирают и называют нужные картинки и складывают в рюкзак.
Логопед:
- На пути мост, но кирпичики выпали и он разрушен, на какие схемы похож наш мост? (определение места звука в слове). Вставим нужные картинки - кирпичики, но работать будем парами: мальчик с девочкой.
- Мы перешли мост и куда же попали? (догадки детей)
- Это королевство принцессы Маночки. Почему её так зовут, догадались? А как может называться эта страна?
- В королевстве непорядок - пусто, построим его. Королева довольна, а вот среди жильцов спор, кто же может прокатиться на новом паровозике, но в названии его нет звука "М" или "М*", как же быть? ( упражнение в словотворчестве: мановозик, миловозик, помовозик и т. п.) .
- А жители не могут разобраться в какой вагон им сесть (деление слов на слоги).
- Рассадили пассажиров, а рельсы не выложили, поработаем? (работа с деформированной фразой) :
Мама мыть Машу мылом.
Мама купить Маша душистое мыло.
Мама Маша мыть уши вода.
Маша вытирать махровое мама полотенце.
Мама, пижама, Маша мягкая дать.
- Принцесса Маночка дарит нам звуки "М" и "М*" (квадраты синего и зелёного цвета)
Возвращаться пора.
- Какой же звук мы подарим кукле Маше? (Согласный твёрдый звук М – квадрат синего цвета).
- Какой картинкой можно заменить звук М? ( дети предлагают картинки: морковь, мыло, машина и т. п.)
- Какой хороший конец у нашей игры!
Логопед:
Мы помогли кукле Маше, а для нас эта игра-путешествие прошло с пользой? Почему вы так думаете?
Что в сегодняшнем путешествии оказалось для вас трудным? А что необычным?
Кто научился различать звуки "М" и "М*" - возьмёт человечка весёлого, кто ещё путает эти звуки - возьмёт молчаливого человечка, а кто совсем не научился различать эти звуки - возьмут грустного человечка.