МААМ-картинки

Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми с СНР

Турусова Надежда
Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми с СНР

Резюме:

Информационно-коммуникативные и мультимедийные технологии, как их составляющие, открывают совершенно новые варианты коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и детей с особыми образовательными потребностями и эффективно используются на всех этапах формирования универсальных учебных действий. Для детей, с особыми образовательными потребностями, мультимедийные презентации выполняют функции: источника информации, педагога, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды, средства диагностики и контроля. Учитель-логопед, владеющий современными методиками и новыми образовательными технологиями в компьютерной культуре выступает координатором информационного потока и, используя мультимедийные презентации в логопедической работе значительно повышает эффективность преподавания, активнее способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, формированию коммуникативных навыков детей с в особыми образовательными потребностями в условиях стационарных учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Публикация «Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми с СНР» размещена в разделах

Ключевые слова:

дети, с особыми образовательными потребностями; мультимедийные презентации; информационно-коммуникативные и компьютерные технологии; стационарные учреждения;

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. XXI век — век высоких информационных и компьютерных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь и существенно перестраивают её повседневную практику коммуникаций.

Одним из приоритетных направлений модернизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования информационно-коммуникативных и компьютерных технологий с целью: совершенствования методологии и стратегия отбора содержания материала, методов и организационных форм коррекционно-педагогического обучения, которые соответствуют задачам развития ребенка с особыми образовательными потребностями в современных условиях.

Стремление использовать мультимедийные технологии при обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях стационарных учреждений Департамента труда и социальной защиты населения продиктовано педагогическими и коррекционно-развивающими причинами, что следует из стоящих перед коррекционно-образовательным процессом, задач:

создание методических систем, технологий обучения, повышения интереса и мотивации к учебной деятельности, ориентированных на развитие индивидуальных способностей детей с особыми образовательными потребностями в творческой речевой деятельности, развитие психических процессов и интеллектуального потенциала воспитанников;

расширение сферы социального взаимодействия, активизация речевой и познавательной деятельности воспитанников, развитие индивидуальных способностей воспринимать полученную с помощью мультимедийных технологий информацию, осваивать новые социальные связи, что и определяет эффективность и качество процессов реабилитации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

оптимизация всех компонентов учебно-воспитательного процесса, воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» было указано: «Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», поэтому активные формы обучения с помощью компьютерных программ, применяемые в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда, являются одним из инструментов повышения эффективности усвоения материала и имеют чрезвычайно важное значение в процессе реабилитации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

С целью успешной реализации всех поставленных задач применение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями информационно-коммуникативных и компьютерных технологий становится наиболее актуальным и целесообразным. Современные специальные методики, мультимедийные технологии, дают возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наглядность которых, повышает его усвоение, создает положительную мотивацию, включая все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедийные технологии, которые включают в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно используют несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, во всех известных сегодня формах и их использование в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда имеют ряд преимуществ:

-открытие новых возможностей при сочетании словесных описаний учителя-логопеда с непосредственным аудиовизуальным представлением;

-мультимедийная обучающая среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

Мультимедийная презентация - наиболее успешная и продуктивная форма подготовки и представления учебного материала в работе специалистов стационарных учреждений. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Мультимедийная презентация дает возможность учителю-логопеду самостоятельно структурировать учебный материал, определять конкретную тему, задачи и строить занятие так, чтобы добиться максимально возможного, для данной категории детей, обучающего эффекта. Но составление презентаций требует соблюдения определенных требований и здесь важно всё: шрифт, цвет, скорость анимации, перегруженность слайдами, количеством картинок и т. д. При создании обучающих мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения логопедического занятия, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства информационно-коммуникативной сети и современные мультимедийные технологии. При построении мультимедийной презентации необходимо опираться на следующие принципы: -научности; -наглядности; -доступности; -системности и последовательности; -сознательности и активности; -прочности; -связи теории и практики; -обратной связи; -интерактивности; -индивидуализации; -перманентности комплексного восприятия информации. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда должно носить системный характер.

При этом возникают трудности внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения: учителям-логопедам приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, не поддерживает образовательные стандарты, не связано с учебными и рабочими планами. Учителям-логопедам для использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для интеграции в коррекционно-педагогический процесс.

Применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение, а также способствует положительному состоянию детей с особыми образовательными потребностями в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда по совершенствованию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий речи, коррекции звукопроизношения, развитии фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие общей и мелкой моторики, на формирование правильного речевого дыхания и т. д.

Со временем у ребенка с особыми образовательными потребностями утрачивается интерес к логопедическим занятиям, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий и очень длительный процесс, отнимающий у ребенка много сил. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание детей с особыми образовательными потребностями и пробудить интерес к занятию. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.

Одним из главных преимуществ использования мультимедийных презентаций является использование принципа обратной связи: возможность постоянно видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на их настроение и изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, уровень развития которых характеризуется нарушением познавательной деятельности, снижением работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Работа с такими детьми предполагает создание условий для организации активной деятельности самого ребенка, формирования новых «субъект - субъектных» отношений. Создание данной системы отношений и развитие активной деятельности самого ребёнка с особыми образовательными потребностями непростой и сложный процесс, который требует особого соматического состояния и психологического настроя ребёнка – как субъекта деятельности, активизации его потенциальных возможностей и профессиональной компетентности специалистов. Поэтому, используя мультимедийные презентации, реализуя принцип интерактивности обучающих программ: ребенок, с особыми образовательными потребностями и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности ребенка.

Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить фрагментарно в пассивную наблюдательскую. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов/символов, исключающих субъективную оценку учителя-логопеда, ребенок с особыми образовательными потребностями видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие логопедические занятия.

Необходимым условием применения мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда с детьми, с особыми образовательными потребностями в условиях стационарных учреждений является отсутствие противопоказаний со стороны их психофизического развития. Здесь особое внимание отводится работе междисциплинарной команде специалистов: эффективное взаимодействие воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и медицинского персонала, что позволяет избежать чрезмерного возбуждения или переутомления детей, контролировать уровень развития их познавательной активности и эмоционально-волевой сферы. Актуальным на все времена остаётся базовое правило учителя-логопеда: «Не навреди!»

Использование возможностей программы MS Office в приложении MS PowerPoint для создания мультимедийных презентаций имеет ряд преимуществ и открывает перспективы, для:

• повышения уровня эмоциональности и интереса детей с особыми образовательными потребностями к процессу обучения;

• создания доброжелательной и комфортной атмосферы на занятиях;

• смены форм деятельности с учетом психофизических особенностей данной категории детей;

• применения наглядных методов обучения, использования игровых моментов в обучении на высоком эмоциональном уровне (анимация, музыка);

• привлечения большого количество дидактического материала;

• обеспечения индивидуально-дифференцированных форм обучения (применяя разноуровневые задания).

Использование мультимедийных презентаций показало, что у детей с особыми образовательными потребностями, проживающих в условиях стационарных учреждений повысилась мотивация к обучению, интерес к занятиям, активнее формировались коммуникативные навыки, улучшился эмоциональный настрой, что подтверждают результаты диагностики.

Эффект и качество использования мультимедийных презентаций зависит от выстроенной системы психолого-педагогического сопровождения, где особая роль отводится профессиональной компетентности учителя-логопеда, который выстраивает свою коррекционно-развивающую деятельность согласно разработанному мной алгоритму:

1. Учет характерологических особенностей детей с особыми образовательными потребностями, опосредованных условиями проживания в стационарных учреждениях Департамента социальной защиты населения города Москвы;

2. Изучение мотивов и ведущих видов деятельности каждого ребенка;

3. Учёт интерактивного характера мультимедийных средств обучения;

4. Хронометраж отобранного материала;

5. Постоянное наблюдение, отслеживающее динамику, изменение возможностей и способностей ребенка, возможное устранение или нейтрализация его недостатков в процессе учебной деятельности;

6. Создание ситуации успеха: адресное авансирование, психолого-педагогическая поддержка и одобрение воспитанников, их творческих задатков, которые развиваются с помощью мультимедийных презентаций.

Таким образом, педагогическая практика подтвердила, что использование мультимедийных презентаций в коррекционно-педагогическом процессе учителя-логопеда в условиях стационарных учреждений Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы является мощным стимулом в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Каждый учитель-логопед, используя информационно - коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, осуществляет творческий подход в разработке и проведении полноценного, интересного логопедического занятия, с использованием современного методического и дидактического сопровождения на всех этапах его проведения. Благодаря этому для учителя-логопеда это работа, а для детей с особыми образовательными потребностями – обучение, которое становится радостнее, интереснее и эффективнее.

Список литературы:

[/i][/b]

1. Агеева И. А. Коррекционные техники в школе. – СПб; 2004.

2. Берестова Л. В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР. – Материалы научно-практических конференций 2006-2008/ Под. ред. Яковлевой Н. Н. - АППО, 2008.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: Т. 5. Основы дефектологии/ под ред. Т. А. Власовой. – М., 1983.

4. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст] / Т. Н. Губина // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347.

5. Дёмин И. С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. – Школьные технологии. – 2005.№5.

6. Кирмайер Г. Мультимедия. – М. : Малип, 1994

7. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие/ Г. М. Коджаспарова, К. В. Петров. – М. : Академия, 2001.

8. Мазурек В. В. Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида. Материалы научно-практических конференций 2009-2010/ Под. ред. Яковлевой Н. Н., Петровой Е. А--- АППО, 2010.

9. Мастюкова Е. М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М. : Классик стиль, 2001.

10. Овчаров А. В. Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий. – Алтай /Наука/сборник, 2000.

11. Окопелов О. П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве. / Информатика и образование, 2001.№3.

12. Пузанов Б. П., Коняева Н. П., Горский Б. Б, Соломина Е. Н., Костенкова Ю. А. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллектуального развития. – М. : Академия, 2011.

13. Ратлер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2006.

14. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Сборник материалов научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 2011.

Публикации по теме:

Критерии и основные требования к содержанию и эффективности учебной презентации Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Рассмотрим основные требования к презентации. Требования.

Презентация «Организация взаимодействия с родителями как фактор повышения качества дошкольного образования» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям).

Повышение эффективности усвоения детьми программы «Разговор о правильном питании» засчет взаимодействия с родителями Тема выступления: «Повышение эффективности усвоения детьми программы «Разговор о правильном питании» за счет взаимодействия с родителями»».

Деловая игра с педагогами «Мультимедийные презентации в работе с дошкольниками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» 603035, город Нижний Новгород, ул. Чаадаева, д. 23а, тел. :.

Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ»Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ» Мультимедийные технологии нашли широкое применение в дошкольном образовании, т. к. они имеют преимущества перед традиционным занятием. Мультимедиа.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ Здравствуйте, уважаемые.

Образовательные технологии как средство повышения эффективности обучения Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремительно развивающихся и изменяющихся процессов. Сегодня образовательные.

План взаимодействия учителя-дефектолога с участниками коррекционно-педагогического процесса в МБДОУ на учебный год План взаимодействия учителя-дефектолога с участниками коррекционно-педагогического процесса МБДОУ на учебный год. Сентябрь - Рекомендации.

Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности ФГОС до Качество образования - это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное.

Событие как эффективная форма взаимодействия с родителями с целью презентации позитивного социального опыта детей .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми с СНР
Опубликовано: 27 января 2019 в 17:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД